Мать монстров
Тёмный лик Великой матери имеет многообразные проявления в мире. Она является и Богиней Смерти (например, Мара), и Богиней Похоти (например, Лилит), и Матерью Демонов (например, Ехидна).
Идея того, что Верх патриархален, а Низ – матриархален – характерна для всех культур и религий. И образ Великой Тёмной Матери, породившей демонов и самого Мирового Змея также знаком человечеству с давних пор.
Греки именовали этот лик Ехидной, кельты — Домну, гностики — Ахамот, а вавилоняне – Тиамат. Многие мифа повествуют о победе над ней – хотя Ехидну и её потомство раз за разом повергали Геракл, Эдип и Беллерофонт, её душил Аргус, а Тиамат побеждена Мардуком (и в Христианской версии – Архангелом Михаилом), древние не очень-то верили в её гибель.
Ехидна, по одной из версий греческого мифа – дочь Тартара и Геи – воплощение тёмных глубин, породила Цербера, псов-близнецов трехглавого Цербера и двуглавого Орфа, Немейского льва, Химеру, Лернейскую гидру, Колхидского дракона, Эфона (орла Зевса, клевавшего печень Прометея) и др., её мужское соответствие (брат и муж, вероятно, в ранних версиях — сын) – Тифон.
Вместе с тем, полудева-полузмея Ехидна привлекает путников прекрасным ликом. Гесиод называет ее «быстроокой». Но эта «быстроглазая нимфа» является одновременно чудовищем, кровожадным змеем, залегающим в пещере, несущим смерть.
Образ Тиамат еще полнее и мрачнее описывает лик Матери Чудовищ. Этимология имени Тиамат вызывает некоторые споры. Обычно считают, что оно происходит от аккадского слова «тамту» — море, ранняя форма, которого «тиамтум». Или же в этом имени объединились два слова: «ти»- жизнь и «ама»- мать. Известно, что при написании слова «Тиамат» в поэме «Энума элиш» отсутствует детерминатив dingir, означающий «божество», что показывает удалённость Тиамат от Творческих сил и её сродство с силами хаоса. Мы уже говорили, что в великой битве между поколением Старших богов (возглавленных Тиамат) и Младших богов во главе с Мардуком убита Мардуком; он рассекает тело Тиамат на две части, делая из первой небо, из второй — землю. Мужское воплощение Тиамат – Апсу – бог подземных пресных вод. В месопотамском эпосе о сотворении мира все начинается с воды в состоянии хаоса. Апсу, пресная вода ручьев и рек, и Тиамат, море соленой воды, соединились, чтобы создать вселенную и богов. Вместе с Апсу Тиамат породила первых богов – Лахму и Лахаму.
Молодые боги задумали упорядочить хаос и отделить стихии. Это разгневало Апсу и он, «чтобы защитить покой Тиамат», задумал уничтожить своих детей. Узнав об этом, боги пришли в ужас и, усыпив Апсу, убили его, разрубив тело на куски. Один из богов первого поколения — Кингу — делается новым мужем Тиамат, и ему она вручает таблицы судеб. От Кингу в неистовом гневе Тиамат произвела на свет новое потомство, ужасных чудовищ, желая, чтобы они уничтожали богов. Среди чудищ этих были люди-скорпионы, демонические львы, гигантские змеи и покрытые сверкающей чешуей драконы. Судьба богов – вечное сражение с порождениями Тиамат. Именно от них, поверженных Мардуком в Бездну, произошли демоны – вечные враги творения, его бич и условие его существования.
Как бы там ни было, но все древнейшие мифологии сходятся в убеждении о том, что истинным владыкой Тьмы является не антибог – дьявол, а Тёмная Мать. Она породила бездну клиппот, она же ею и владеет. В Месопотамии вообще считалось, что женские божества были старше мужских.
Многие гностические школы считали «последний» Женский эон – Софию Эпинойю, а точнее — ее «падшую», искаженную ипостась — «Пустыню» Ахамот – матерью Злого Творца – Иалдабаофа.
В отличие от своего брата-супруга – Мирового Змея, Тиамат выражает не активную борьбу с творением, главная опасность для которого – её дети, а сам принцип отрицания творения, инертность среды как сопротивление её дифференциации, которая, собственно и составляет суть творения.
При этом Мировой змей всегда подчинён Матери, от неё он черпает свою силу, и, по большому счёту, ею он и порожден, поскольку Великая Мать для его порождения темнеет (именно это означает брак Геи и Тартара).
Она сама крайне редко поднимается из Глубин, доверяя борьбу с творением своим детям. Хорошо известно, что лунная сила помогает монстрам. И причина – все в том же – Луна несёт силу Темной Матери – Прародительницы чудищ.
Отметим, что сама Тёмная Мать не чудовище в прямом смысле слова. Наоборот, она – прекрасна. Но её изначальная красота – убийственна.
Таким образом, лик Тёмной Матери как Источника тьмы является важнейшим образом древней мифологии. Для Магического мифа он важен прежде всего в силу амбивалентности Среды, являющейся не только Источником творения, но и его главным врагом.
Эн, Вы упомянули здесь, что «Тиамат» означает «вода», также, что из нее были сотворены Неба и Земля.
Вода есть символ Хаоса (Первый Логос), а Небо и Земля (Второй Логос) порождены из него.
Хаос есть Хаос, а Логос — есть Логос. Вода — не Хаос и не Логос. Вода — наиболее неупорядоченное проявление космоса, но уже не хаос. Даже «Темные воды» Бездны — это уже не самам Бездна.
Темная мать создала клипплот, или клипплот — это шелуха , которая появилась при создания миров потока?
Тёмная мать не создала клиппот как таковые, но она — мать их обитателей.
> Идея того, что Верх патриархален, а Низ – матриархален – характерна для всех культур и религий.
А как же насчёт Египетской Мифологии, где наоборот Нут — Богиня Неба, а Геб — Бог Земли? … хотя они конечно являются более вторичными божествами по сравнению с Ра, Шу и Тефнут…
В Египетской мифологии Верх — это не Нут, это Ра или Амон (а также Гор). Нут — это «тело», основа, по которому движется Ладья Бога (и в которое она входит).
Вот как бы еще соединить этот патриархальный верх с этим матриархальным низом, что бы при этом они не поубивали друг друга, как это принято практически во всех культурах???)))
Эх! Если уж быть откровенным, то и наша с вами родословная, как ни крути, восходит (или нисходит? да какая разница?) в конечном итоге… именно к Ней!