Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Мировой Змей — враг Творения

dragon

«Хозяин мой ! Небо излило семя на желто-зеленую землю !
Нинурта ! Асага она породила, не знающего почтенья —
Дитя, что не грудью матери вскормлено, а молоком диких тварей!
Хозяин мой ! Это отродье, отца не знающее, гор погубитель

Странным образом мифологии разных стран и народов включают один и тот же мотив — победу бога над Драконом. Апоп, Тифон и Ёрмунганд, Вритра и Чёрный Змей сопротивлялись оформляющему воздействию богов на мир.
Видимо, впервые люди обнаружили это в древнем Шумере, где в подземной стране Кур, обитало страшное чудовище — крылатый дракон Асаг. Часто выходил он из преисподней и вихрем носился по земле, распространяя недуги и немощи, отравляя воздух своим тлетворным дыханием.

asag

По его велению камни-воины начали грабить и разорять города, повергая жителей в ужас, а богов — в шок. Деревья и травы провозгласили Асага своим царем, а люди подчинились воле демона. Одну за другой присоединял он чужие земли к своей империи, покуда не нашелся герой, достойный сразиться с великаном. Асаг был крылатым и мог появляться в местах, где его совершенно не ждали. Даже самый смелый из богов — Нинурта опасался вступать в бой с чудовищем.

В священном городе Ниппуре бог Нинурта, сын Энлиля, восседал вместе с отцом не троне. Однажды его оружие Шарур, чей блеск был ужасен, обратилось к своему хозяину. Оно призывало Нинурту освободить мир от крылатого дракона Асага, обитающего в горах на востоке. Шарур описывает бедствия, творимые этим исчадием нижнего мира, и просит хозяина выступить против чудовища. Нинурта бесстрашно ринулся в бой, но битва с Асагом оказалась не таким простым делом. Временами герою приходится отступать. Наконец, по совету Энлиля герой усмиряет пылевой смерч, поднятый драконом, при помощи дождя и потопа, и убивает Асага, который проваливается в Кур. Все боги и люди прославляют победителя.

ninurta

Но тут произошло ужасное: из бездны Куру по воле Асага хлынули горько-соленые воды и стали заполнять реки, озера, впадины и овраги. Не осталось на земле свежей воды. Люди и животные страдали от жажды, нечем было орошать поля и сады. «Жесток был голод, ничего не произрастало. Поля не орошались. Никто не копал канавы. Во всех странах исчезла свежая зелень, только сорняки произрастали повсюду».
Но мудрый Нинурта нашел выход. Он выложил из камней огромную стену, ограждавшую Шумер от нижнего мира, чтобы мертвая вода оттуда не могла подняться на поверхность. Реки наполнились чистой водой, на полях вновь заколосился хлеб, и все живое прославляло Нинурту. В это время богиня Нинмах горюет о том, что ее возлюбленный сын Нинурта, занятый сражениями и подвигами, забыл свою мать. Поэтому она решается сама отправиться к нему. За то что Нинмах не побоялась тягот пути и не было у нее страха перед битвами, Нинурта подарил ей гору Хурсаг, благославил ее всевозможными травами, деревьями, золотом, серебром и медью.

dragon fight

Затем Нинурта определяет судьбу различным камням. Те, что выступали на стороне Асага, в том числе гранит и базальт, получили от бога проклятие, другим же камням, таким как диорит, досталось благословение Нинурты.

Сражение, однако, на этом не кончается. Нинурта отправляет Шарура на разведку и тот, пораженный количествам и силой врагов, советует отступить. Нинурта не обращает внимания и готовится к бою. Асаг поднимает смерч — столбы пыли, которые начинают душить Нинурту. Шарур тем временем летит в Ниппур к Энлилю и просит помощи. Боги в отчаянии, но Энлиль советует смести пылевой вихрь потоками воды — дождем и потопом. Нинурта одерживает победу и убивает Асага так, как указал Энлиль — схватив его за плечо и проткнув печень. Боги и Шарур приветствуют победителя.

dragon fight

Образ Асага был переосмыслен в позднешумерской и аккадской мифологии в качестве демона — насылателя болезней. Мрачное лоно земли в образе Асага (аккад. Асакку) исторгало болезни и мор, в частности, именно Асаг считался насылателем туберкулеза (чахотки), болезней глаз, зубной и головной боли, проблем рожениц, плохого сна ребенка.
В целом, с Асакку связывали в основном болезни головы, и в заклинаниях он упоминается именно в этом ключе.

leviathan_by_kashie chan

Вероятно, именно представления об Асаге легли в основу еврейских представлениях о Левиафане — подводном огнедышащем чудовище с огромными глазами, из ноздрей которого вырывается пар, двойной ряд острейших зубов сверкает в огромной пасти и длинная тонкая шея, которую венчает огромная вытянутая голова. Левиафан — «Извивающийся зверь», образ которого перешел из Вавилона и Ханаана как персонификация всех сил зла. Считается, что Бог создал Левиафана, чтобы «играть в нем»; у него было множество голов; он был уничтожен Богом в доисторические времена.

leviathan massive

В угаритской мифологии Левиафан (лотан или латану), воплощающий силы водного мира, борется с божествами Ваалом и Анат. Возможна также связь Левиафана с Тиамат, олицетворяющей в вавилонской мифологии морскую стихию, которую при разделении верхних и нижних вод божество Мардук рассекает пополам.

В апокалиптической литературе, в апокрифах и псевдоэпиграфах, а также в Аггаде приводится ряд гиперболических описаний невероятной величины и силы Левиафана.
«И сказал я, Варух, ангелу: «Спрошу я тебя об одном, господин: когда уж сказал ты мне, что выпивает дракон из моря локоть, скажи мне: какова глубина чрева его?»
И сказал ангел: «Чрево его — ад, и сколько пролетает свинец, пущенный тремястами мужами, таково и чрево его..
.» (Апокалипсис Варуха, 5, 1-2)

great-red-dragon

Согласно Первому апокалипсису Варуха, его мясом «в то время [то есть «в конце дней»] будут кормиться все, кто останется», а автор Первой (Эфиоп.) книги Еноха утверждает, что в эсхатологические времена «будет… таннин-самка, называемая ливьятан…». Толкуя стих 40:30 книги Иов, амора Иоханан бар Наппаха предсказывает, что из мяса Левиафана, убитого архангелом Гавриилом, Бог устроит пир праведникам, которым они будут наслаждаться, сидя в шатре, сделанном из кожи Левиафана.

Согласно другой аггаде, Левиафан вступит с «диким быком» в бой, в котором погибнут оба.

В литературе каббалы чета Левиафан олицетворяет силы зла и порока.

Из всех солярных сказаний Египта самую обширную группу составляют сказания о борьбе солнца с его врагами. Эти сказания восходят к древнейшим временам. Упоминания о битве солнца с его врагом змеем имеются уже в Текстах Пирамид:

«Ра восходит против тебя,
Гор натягивает свои девять луков
Против этого духа, выходящего из земли,
С отрубленной головой,
С отрезанным хвостом!
О змей Джесер!..
Вернись, низвергнись!..
Шу стоит на твоих кольцах!
Вернись, низвергнись!»

ra-apopis

По видимому, наиболее распространенным из всей разбираемой группы сказаний был именно миф о сражении Ра с великим змеем преисподней — Апопом, подробное изложение которого дано ниже. Постепенно Апоп становится в египетской религиозной литературе собирательным образом врагов Солнца. Это он является постоянным объектом заклятий солярных гимнов и магических ритуалов, и не случайно как раз миф о низвержении Апопа сохранился наиболее полно и в виде текстуальной записи (например, в Книге Мертвых), и в виде многочисленных иллюстраций.

typhon

Вероятно, что образ Тифона имеет то же происхождение.
Широко известен миф о нем.
«...Стоглавое чудовище — Тифона,
Рожденного землей. На всех богов
Восстал он: шип и свист из челюстей
Грозил престолу Зевса, а из глаз
Сверкал огонь неистовой Горгоны,
Но Зевса неусыпная стрела —
Пылающая молния сразила
Его за эту похвальбу. До сердца
Он был испепелен, и гром убил
Всю силу в нем. Теперь бессильным телом
Он под корнями Этны распростерт,
Недалеко от синего пролива,
И давят горы грудь ему; на них
Сидит Гефест, куя свое железо,
Но вырвется из черной глубины
Потоком пожирающее пламя
И истребит широкие поля
Сицилии прекрасноплодной…
»
(Эсхил «Прикованный Прометей»)
Позднее Тифон был отожествлен с египетским Сетом, богом Сирокко, смерти, опустошения, солнечного и лунного затмений и других несчастий.

jormungand

Не менее известен и Йормунганд, «Великанский посох» скандинавской мифологии, называвшийся также «Змеем Мидгарда» (Мидгардсормом).

Итак, борьба Левиафана, Асага и других чудовищ с Богом служит сюжетом широко распространенных в древнем мире мифов об изначальной вражде между богом и силами хаоса, которые бог должен преодолеть, чтобы создать упорядоченную вселенную.

Однако что стоит за этим мифом — только ли архетип, или, как и все мифы, он имеет и буквальное прочтение? Иными словами — существует ли Мировой Змей?

jarmungand

12 комментариев на «“Мировой Змей — враг Творения”»

  1. … недавно упомянутый Уроборос ведь также является Мировым змеем, однако символизирует вечность и обновление, а не разрушение … да замыкание у Уробороса происходит через укус, но это разрушение необходимое, хоть и болезненное … по аналогии с Хагалаз или 16 картой Старшего Аркана Таро. При этом, как это хорошо видно на карте Таро, разрушение инициируется Верхом(Небом) …Абсолют разрушает Относительность, им же и созданную. Да собственно и в легендах именно Герои убивают Дракона (а не наоборот), сам же Дракон символизирует то, что есть (создано), что плохо (не истинно) и должно умереть (ради достижения Истинны … итеративным путем).
    И если он и враг творения, то виноват он только тем, что он был создан (кем-то) и существует(еще) … но такими драконами весь мир наполнен 🙂

  2. Символизм змеев очень разнообразен и многогранен. И сваливать всех змеев в одну кучу не стоит. Хотя общие элементы у них действительно присутствуют. Но для того, чтобы глубже рассмотреть символизм отдельного персонажа — его нужно созерцать самого по себе, ну и непосредственное его окружение)

    Возьмём, к примеру, Йормунганда, упомянутого в статье, именуемого ещё Мидгардсормом. Можно сделать множество толкований, но мало какие из них будут обладать настоящей практической ценностью. Поэтому обратимся к известному соответствию, согласно которому любая мифология описывает архетипы нашего сознания, механизмы нашей психики, устройство нашего существа.

    Итак, мы имеем Мидгард — средний мир. Это не что иное, как наше повседневное восприятие, первое внимание, или Малькут каббалистов. В таком случае, чем же является Мидгардсорм, весь этот мир опоясывающий, и за хвост себя кусающий? В мифологии этот персонаж имеет явно негативную оценку. Не трудно догадаться, что он является границей нашего мира, замкнутого в кольцо на самом себе. И если мы обратимся к толтекской традиции, то сможем дать более точное определение этого персонажа. Йормунганд — это не что иное, как «цепи саморефлексии», замыкающие наше восприятие на мире повседневности.

    Отсюда ясен символизм героя-воина, борющегося с этим змеем. Посмотрите на картинку в статье, где воин слева борется со своей саморефлексией справа с помощью прямого несгибаемого копья намерения, отточенного дисциплиной и контролем.

    В тоже время, образ Мидгармсорма не только негативен. На некотором этапе развития нашего сознания он просто необходим. Поскольку выступает защитником от самих себя, не выпуская наше сознание за пределы Мидгарда.

    • На мой взгляд, не вполне корректно говорить, что мифология «описывает психику». Мифология существует сама в себе и сама по себе, скорее, просто психика соответствует тем же мифологическим моделям, что и события «во время Оно».
      Кроме того, аналогия Малхут с «повседневным сознанием», также не вполне уместна, поскольку Малхут — это «желание получать», это не всё сознание, в котором можно найти все остальные Сефиры.
      А в целом, спасибо за интересный и содержательный комментарий.

  3. Ассакра назвал себя так от поклонения (почитания, которым пользовался Его Наставник) Асакку?…
    Тема вооще правильная: Позитивный смысл Тартара, равно как и Сета-Саваофа-Тифона-Азатота, есть. Надо лишь найти его.

  4. Кажется, есть еще один персонаж, которого можно отождествить с этим змеем. Это — Хоронзон, который есть пустота, и за масками которого ничего нет. Злоба Хоронзона — не злоба бытия; это свойство злобы, ибо он — гордящийся собой» Я есть я «, не имеющий на самом деле себя. И те, кто пали под моей мощью — рабы Слепого, который возгордился собой, дабы быть Просвещённым. Там нет центра, нет, только Рассеяние» -так описывает Хоронзона Кроули в «Видении и Голосе»

    • Пожалуй, Демон Пропасти и правда в некоторой степени может быть соотнесен с Мировым змеем. но, на мой взгляд, Хоронзон все-таки, несколько иная сила. Змей противится творению, Хоронзон же его отрицает.

  5. Да, не уловил я этого тонкого различия. Есть мнение, что Хоронзон — сила, скорее, активного отрицания, чем позитивного разрушения.

  6. Если, позволите, Энмеркар, пример из другого мифа. Возможно, он будет полезен и интересен участникам блога.
    Это фрагмент из книги М. Харнера «Путь шамана, или Шаманская практика».
    «Люди были дружественно настроены по отношению ко мне, но делиться своими тайнами не желали. Наконец они сказали мне, что если я действительно хочу узнать, – я должен выпить священный напиток шаманов, приготовленный с помощью сил «духа вина».
    Сначала руки, затем ноги, а затем и всё тело словно превратилось в твёрдый бетон. Я не мог ни двигаться, ни говорить. Я обратил внимание на свой мозг. Я физически чувствовал, как он разделился на четыре отдельных уровня. На самом верху находился наблюдатель и распорядитель, который осознавал состояние моего тела и отвечал за то, чтобы сердце продолжало биться. Он был воспринимающим, был зрителем тех видений, которые, казалось, были просто моими галлюцинациями. На втором уровне я ощущал онемевший слой, который, казалось, был отключён снадобьем, – его словно не было. Следующий уровень был источником моих видений, в том числе и корабля души.
    Теперь я был полностью уверен, что я умираю. Когда я попытался примириться с судьбой, из нижнего, четвёртого уровня мозга начали возникать новые видения и поступать некое знание. Мне было «сказано», что это знание открывается мне оттого, что я умираю и поэтому «безопасен». Мне сообщили, что мне открывают тайны, хранящиеся для умирающих и умерших. (Это те же самые паразиты осознания, которые так боятся, что их тайна будет раскрыта и они будут изгнаны.)
    Я едва различал тех, кто «говорил» со мной: гигантские пресмыкающиеся, лениво лежащие в глубочайших глубинах моего мозга, – там, где он переходил в позвоночник.
    Затем, словно в кино, я увидел Землю, какой она была давным-давно, ещё до того, как на ней появилась жизнь. Я увидел океан, голую сушу и яркое синее небо. Затем с неба упали сотни чёрных пятнышек и приземлились на голую поверхность планеты. Я видел, что эти «пятнышки» – крупные, блестящие, чёрные существа с короткими и толстыми, как у птеродактиля, крыльями и огромными китоподобными телами. Они летели вниз, измученные своим путешествием, и долго отдыхали внизу. На каком-то языке они объяснили мне, что прилетели из космоса. Они прилетели на Землю, спасаясь от врага.
    Я узнал, что эти древние существа находятся среди всех созданных ими форм жизни, в том числе человека. Мы, люди, – только вместилище и слуги этих существ. Поэтому они могут говорить со мной изнутри меня.
    Внезапно я ощутил свою человеческую сущность, отличавшую меня от моих древних пресмыкающихся предков. Я начал бороться против возврата к ним. Каждый удар моего сердца был победой.
    Мне нужен был «хранитель», который смог бы победить драконов, и я отчаянно пытался призвать могущественное существо, способное защитить меня от этих страшных пресмыкающихся драконов. Один из них появился передо мной – и в этот момент индеец открыл мне рот и влил туда противоядие. Постепенно драконы отступили в бездну.
    Двое миссионеров прочли мне из Книги Откровений: «…И была в небесах война. Михаил и его ангелы сражались с драконом. И дракон, и его ангелы сражались и не победили, для него не нашлось более места на небесах. И великий дракон был изгнан на Землю. Этот старый Змей, называемый Дьяволом и Сатаной, который обманул весь мир; он был изгнан на Землю и его ангелы с ним».
    Теперь я хотел поговорить с величайшим из всех знатоков сверхъестественного среди индейцев, слепого шамана, который отправил меня в путешествие в мир духов. Я рассказал, что там были огромные чёрные животные, похожие на летучих мышей размером с дом, которые сказали, что они – истинные властители мира.
    Он уставился на меня своими невидящими глазами и сказал с улыбкой: «О, ОНИ ВСЕГДА ГОВОРЯТ ЭТО. НО ОНИ ВЛАСТИТЕЛИ ТОЛЬКО ВНЕШНЕГО МРАКА».

  7. Первое, что пришло в голову при прочтении статьи — мерзкий образ Уробороса, вечный символ вечного неизбывного круга, вечный бездонный пожиратель всплесков жизненной силы и энергии, символ глумления над ограниченностью и слабостью человека. Сжечь. И — выйти за свои пределы.
    Второе. 15 аркан Таро, одно из названий — Тифон. Змеи везде. Отрубить ему, Тифону, голову.
    Третье. Мировой змей, как и «индивидуальный» — существует. «Мировой Змей — враг Творения», в заголовке так и написано. ) А потому, скорее всего, очередную победу над ним (неважно, каким Героем) надо рассматривать как нашу общую победу, и, по мере возможности, вносить в эту битву свой вклад. )

  8. «Ра восходит против тебя,
    Гор натягивает свои девять луков
    Против этого духа, выходящего из земли,
    С отрубленной головой,
    С отрезанным хвостом!
    О змей Джесер!..
    Вернись, низвергнись!..
    Шу стоит на твоих кольцах!
    Вернись, низвергнись!»

    Уважаемый Энмеркар, как Вы считаете, фараон Джосер и «змей Джесер» имеют что-то общее?

    • «Джосер» — означает «священный», и Апоп, в этом смысле, как «тёмный двойник» Ра, вполне заслуживает этого титула.

      • Спасибо за ответ.
        Кстати…
        …«будет… таннин-самка, называемая ливьятан…» «תנין» (произносится — «танин») на иврите означает «крокодил». Как тут не вспомнить Корнея Чуковского:
        «…А в Большой Реке

        Крокодил

        Лежит,

        И в зубах его

        Не огонь горит,-

        Солнце красное,

        Солнце краденое.»
        Не в бровь, а в глаз. ) Эзотерика с детства. )
        И ещё аналогия:
        «…Стоглавое чудовище — Тифона,
        Рождённого землёй. На всех богов
        Восстал он: шип и свист из челюстей
        Грозил престолу Зевса, а из глаз
        Сверкал огонь неистовой Горгоны,
        Но Зевса неусыпная стрела —
        Пылающая молния сразила
        Его за эту похвальбу. До сердца
        Он был испепелён, и гром убил
        Всю силу в нём. Теперь бессильным телом
        Он под корнями Этны распростёрт,
        Недалеко от синего пролива,
        И давят горы грудь ему…»
        Недалеко от города Кемер в Турции есть гора, из которой на протяжении многих веков (так это описывают) спонтанно вырывается пламя. Существует легенда, по которой герой Беллерофонт убил там чудище Химеру (дочь Тифона и Ехидны). Слово «Кемер» очень даже перекликается со словом «Химера». А способ её захоронения — со способом захоронения Тифона:»…И давят горы грудь ему…» И, если «Этна» — это сегодняшний вулкан, то не являются ли все остальные вулканы (великаны?) захоронениями других ужасных и могущественных созданий, лишь временно погребённых под землёй, пробуждающихся время от времени и битва с которыми нам ещё только предстоит?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *