Мировая Пассивная Среда
Магическое мироописание разных стран и народов сходится в том, что развертывание процесса космогенеза проходит в так называемой Мировой Пассивной Среде (Акаше, Эфире, Телесми, Вакууме).
Эта среда выступает как второе Творческое начало и участвует в каждом конкретном акте творения автоматически с Субстанциональным началом; эта автоматичность, отсутствие собственной субстанциональной воли, то есть – пассивность к любому волевому проявлению — и определяет вторичность Начала Среды.
Для того, чтобы процесс миротворения, актуализации и самопознания Единой реальности в совокупности своих потенций был осуществлен, эта реальность и разделяется на Познающее и Познаваемое начала.
«И подобно тому, как Единое произродило из Себя все, применяясь, так все вещи в мире из одной инертной возникли среды, посредством ее применения«,
— гласит Изумрудная Скрижаль Гермеса.
Иными словами, помимо потенций, готовых к актуализации – энергий – существует среда недифференцированной пассивности, исходное, однородное поле потенциального бытия, из которого и рождаются эти потенции.
Сама идея такой среды возникает из представления об изначальном единстве, разделённом дифференцирующей активностью сознания. При этом эфир – это не хаос, это – среда, в которой разворачивается космос.
Это означает, что сознание способно выявлять из себя безграничное множество сил и деятелей, Среда же выявляет лишь пустоты — просторы для реализации потенций. Иными словами, в ответ на каждое волютивное проявление в Среде возникает место для его реализации – то есть – по закону кватернера возникает вихрь.
Когда возникает любой волевой импульс, в Пассивной среде сразу же объективируется его бинерный аналог – идея, Ме, свершения. Движение, возникающее при этом в среде, и называется Силой Мейгин (Пневмой). Это означает, что Пневма – активная составляющая Телесми, хотя эта активность вторична и вызвана внешним по отношению к ней импульсом.
Пассивная Среда – это совокупность всех возможных потенций, она отлична от сознания по самому способу этого обобщения единичных потенций. Монада, как аспект Абсолюта – это потенциальный синтез, который все в Себе содержит; будучи изначально единой и однородной, она сама в самой себе порождает отдельные относительные аспекты путем дифференциации, самоограничения, т.е. утверждения своего самосознания в какой-то относительной плоскости – частном воплощении.
Космическая среда, в противоположность сознанию, не является синтезом, а является лишь суммарностью; все ее отдельные потенции не имеют активности проявления, выступая как пассивное хранилище форм, аспектов и тональностей. Иными словами, в противоположность сознанию, среда не однородна. Давая форму какому-либо существованию, она свободно позволяет сознанию черпать из своего лона те ее элементы, которые оно требует, безразлично относясь к этому в своем целом. Если при этом воля, сознание, встретит какие-либо затруднения, то это – лишь следствие его собственной неэффективности и неумения изъять из космического хранилища то, что ему нужно, не затрагивая или бесцельно не нарушая покой других вещей. Таким образом, воля и среда полярны друг другу – воля без среды не имеет поля деятельности, среда без воли – лишена способности к движению.
Строго говоря, отождествление Среды с эфиром, происходившее на ранних этапах осмысления понятий, не совсем точно – точнее было бы сказать, что эфир (в магическом, а не в физическом смысле)– это проявление Среды на физическом плане. Понятие Телесми более всеобъемлюще и метафизично. Тем не менее, свойства эфира – пассивность, применяемость – продиктованы именно особенностями Среды.
Уплотнения Среды, вызванные оформляющим влиянием разума, приводят к формированию Магических первоэлементов. Кроме того, именно Телесми хранит все отпечатки всех событий, поскольку она пассивна настолько, что даже не может их стереть.
В магии представление о Пассивной среде имеет совершенно практическое значение – именно в ней происходит формирование осей реализации, именно из неё творческая воля мага «лепит» вихри, модифицирующие мироздание.
Эн, а можно ли между Средой и Источником Урд поставить знак равенства?
Отчасти, пожалуй, можно, хотя не уверен, что такая параллель продуктивна… Если уж говорить о Северном мифе, то среде, скорей, соответствует иней, выпавший при столкновении Огня и Льда. Хотя и это соответствие также далеко не полное.