Понимание как враг
Необходимым условием четкости действий мага является четкость его представлений о поле этих действий и силах, сотрудничающих и препятствующих ему. Поэтому одним из важнейших стремлений на Пути Магии является стремление к пониманию того, «как устроен мир», и хотя возникающая при этом в сознании картина является лишь одним из возможных описаний – Мифов, она является необходимым условием накопления Силы и адекватности действий мага.
Развитие описательной способности сознания – то есть «понимания мира» идет так же зигзагообразно, как и весь глобальный процесс расширения осознания: накапливаются отдельные элементы понимания, на их основании синтезируются более общие концепции, которые, в свою очередь, далее обобщаются и в конце-концов возникает более или менее связная и внутренне логичная картина – Миф. Затем начинают накапливаться элементы, не соответствующие этому Мифу, и если сознание сохраняет трезвость своего функционирования и честно пытается ассимилировать эти новые элементы, то Миф начинает трещать по швам и рано или поздно рушится, а на его обломках возникает новый, более совершенный, способ описания поля действий воплощенного сознания.
Мы уже говорили, что наиболее опасными с точки зрения продвижения пунктами этого процесса являются его «относительные максимумы» — точки, где картина наиболее связна, а понимание – наиболее полно.
При этом парализующее влияние состояния понимания заключается не только в нежелании уйти с него, не только в наслаждении его ясностью, но и в том, что оно, помимо всего прочего, порождает глубокий пессимизм относительно самого дальнейшего Пути.
Сознание, бредущее в ночной тьме обрывочных представлений и пониманий, питается надеждой на скорое рассеивание мрака и обретение света и свободы. Но с вершин понимания отчетливо видна бесконечность Пути, и нужно немалое мужество для того, чтобы сделать шаг в эту бесконечность, нисколько не надеясь на «скорую победу».
Очень многие маги застряли на вершинах понимания в своём пессимизме и циничности, более или менее вяло рассуждая о глупости продолжающих Путь и «бьющихся головой об стену», об их «самообмане». С вершин своей ясности они могут долго и пространно убеждать в «тщете всего» и авторитетно рассуждать о «мировой пустоте», но, к сожалению, не делают ни шагу вперед.
Безупречность мага в такой ситуации заключается в том, чтобы продолжать движение, даже будучи уверенным в его бесполезности.
И в этом смысле шаги над пропастью «дурака» Таро, продолжающего свой «бессмысленный» танец сквозь тьму существования, является единственным возможным способом преодоления понимания и продолжения развития сознания.
И только вновь достигнув низшей точки, в которой мир кажется непреодолимым, а понимание его процессов почти равно нулю, можно оттолкнуться от этого дна и вновь начать цикл восхождения и увеличения силы и понимания, и так до бесконечности.
Классическая магическая формула: «практикуй много» сводит эти представления к простому закону – путь к развитию лежит через действия.
Понятно, что на спадах понимания эффективность этих действий также будет снижаться, но лишь продолжая действовать, возможно выбраться к вершинам.
насколько я понимаю задержка в экстремумах черевата потерей силы?
любая задержка в развитии означает потерю силы; но самое опасное — когда не просто исчезает Сила, а исчезает сосуд для неё — воля к развитию.
Получается, в таком случае ищущему Силу придется отказаться от каких-бы то ни было канонов, истин и догм, ибо все они непременно ведут к закрытой, слаженной системе мировоззрений не нуждающейся в дальнейшем улучшении. То есть к точке, где развития «дальше» нет. Почему же это так характерно для разных орденов, магических систем, догматизировать свое учение, делая ее как раз именно такой закрытой системой, ведь они-то должны понимать что это лишь «одна из возможных» ?
Потому, что подобные организации делают упор на системность своего Мифа — ведь наибольшей эффективности каждый Миф достигает именно при максимальной системности. Но, конечно, такая догматизация является и ловушкой, в которую нередко попадают, закосневая в единственном описании.
Означает ли это, что системный миф тождественен эгрегору?
Не обязательно. Миф — это лишь точка зрения, эгрегор — это реальное существо. Можно принимать Миф эгрегорической организации, но при этом сопротивляться самому эгрегору, как многие внеконфессиальные христиане, а можно — напротив, не владея Мифом, полностью быть во власти эгрегора, как, например, бабушки в церкви.
Спасибо. Статья про меня в последнее время.
Ценное пояснение.
Благодарю.
Кажется, пропасть проходишь при неправильном завершении игр, ну, к примеру, если цель теряет смысл, или по каким-то причинам не ставишь новую цель. Или это можно по другому объяснить?