Стихия Разума и объяснения мага
Несмотря на то, что в мироописании мага все концепции воспринимаются им не как «истина в последней инстанции», а лишь как рабочие гипотезы, эти гипотезы в каждый момент времени должны образовывать непрерывную картину, не содержащую пропусков. Иными словами, понимая всю относительность мироописания, маг должен стремиться объяснять все явления, исходя из принятой им системы.
Такое требование вызвано несколькими моментами.
Одним из таких моментов является чисто практическое испытание принятой системы «на прочность»: если маг видит, что какое-то явление, эффект или опыт, наблюдаемый им, не укладывается в его систему, то он должен тщательнейшим образом проверить – в чем это несоответствие: либо то, что он наблюдает – иллюзия и обман, либо его система в чём-то даёт сбой. В любом случае, такое несоответствие требует серьезного анализа как опыта, так и мировоззрения – и либо опыт должен быть отвергнут как ложный, либо система описания изменена как несостоятельная.
Еще одним, даже более важным, моментом, является необходимость «замыкания» картины мира для обеспечения её устойчивости.
Мы говорили, что, с точки зрения Магического мифа, эта картина возникает в сознании как результат попыток придать непрерывность раздробленным энергиям. В соответствии с этим, замкнутость описания означает замкнутость мира, в котором оперирует сознание, а значит – его защищенность от неконтролируемых влияний.
Говоря иначе, эффективность работы сознания прямо зависит от степени упорядоченности мира, с которым оно работает: сознание не может извлекать энергии из хаоса, и чем выше упорядоченность, тем выше контролируемость происходящего.
Эта упорядочивающая способность, как мы уже говорили, является проявлением мировой Стихии Разума – стихии дифференцирования и классификации. Защитное действие разума очевидно: какой бы умственной деятельностью ни занимался человек, его цель одна и та же: лучше понимать мир, чтобы защититься от его опасностей и достичь стабильной жизни.
В нормальном состоянии разум и сознание неотъемлемы друг от друга; все то, что объемлет сознание, и что составляет относительный, ему присущий мир, — им познается в исключительно разуме. Именно разум является расчленяющим началом двух основных форм сознания: самосознания себя, как такового, в чистоте своей потенциальной однородной природы, и дифференциального самосознания в совокупности своих отдельных актуальных потенций, атрибутов, получивших в присущих им сознаниях иллюзорность независимого бытия.
Однако отличие магического мировоззрения как раз и заключается в том, что описания, создаваемые разумом мага, легко отбрасываются им, когда необходимость в них отпадает. Но в такой ситуации маг не может просто «отбросить» ставшее непригодным объяснение, он должен заменить его другим, более подходящим.
Добавить комментарий