Златокудрый Аполлон
Среди многочисленных солнечных божеств одно привлекает внимание своей крайней неоднозначностью, вобравшей в себя все характеристики самого Светила — Аполлон. Ни один народ, кроме греков, причём не ранних, светлых, а поздних, соприкоснувшихся с Египтом и Халдеей и обожженных их мудростью, не запечатлел так точно Дух Дневного Светила, освещающего, безжалостно открывающего секреты, обжигающего и самодостаточного в своём совершенстве.
Солнечные боги славян теплы, и даже Ярило, во всём его неистовстве, созидающ и благ, даже Хорс — полуденное солнце — не имеет той светозарой безжалостности, что Аполлон.
Вобрав в себя черты грозного Шамаша, занявшего место Уту в Месопотамском пантеоне, победоносную мощь Гора и нежность греческого Феба, поздний образ Аполлона значительно отличается от первоначального.
Аполлон — один из древнейших богов Греции. Считается, что его имя происходит от греч. àπελάω «отвращающий», или от απέλλα «собрание». В крито-микенских текстах его имя не встречается. Считают, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. В мифах более раннего периода Аполлон склонен к опрометчивым поступкам, скор на расправу, в мифах позднего периода — он сама рассудительность, гармония, созидание, от которых, правда, веет холодом совершенства. Аполлон — второй по значению бог в греческом пантеоне, уступающий только Зевсу. Это бог солнца, искусств (особенно музыки), пророчества и стрельбы из лука. Он — законодатель и каратель; покровитель медицины, способный также насылать болезни; защитник пастухов.
Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона — пифия — давала предсказания. В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры). Все месяцы года, кроме трех зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме. В Аркадии поклонялись Аполлону, изображенному в виде барана.
Мифы об Аполлоне общеизвестны. Он — сын богини Латоны (Лето) и Зевса, брат-близнец Артемиды, внук титанов Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия) (греч. δηλόω — являю), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой, которая запретила ей вступать на твердую землю. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света. Аполлон родился в седьмой день месяца, семимесячным, воплощая в себе совокупность символического поля гептады. Когда он родился, лебеди с Пактола проделали семь кругов над Делосом и воспели рожденного бога. Лето не кормила его грудью: Фемида кормила его нектаром и амбросией. Гефест принес ему и Артемиде в подарок стрелы.
Эпитеты Аполлона многочисленны и разнообразны: Пеан и Пеон («Разрешитель болезней»), Мусагет (водитель муз), Мойрагет («водитель судьбы»), Феб («Лучезарный» — указывает на чистоту, блеск и прорицания), Сминфей (Мышиный), Алексикакос («Отвратитель зла»), Апотропей («Отвратитель»), Простат («Заступник»), Акесий («Целитель»), Номий («Пастух»), Дафний («Лавровый»), Дримас («Дубовый»), Ликейский («Волчий»), Летоид (от имени матери), Эпикурий («Попечитель»)
Связанные с ним растения и животные: лавр, дуб, кипарис, пальма, маслина; волк, ворон, лебедь, ястреб, змея, мышь, баран и кузнечик. Атрибуты Аполлона — серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище — Кифарет — «играющий на кифаре») или лира.
Хорошо известны и деяния Аполлона. Наиболее известна змееборческая ипостась этого бога. Аполлон рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона (Дельфиния), преследовавшего Лето и опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где некогда был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с титанами и гигантами. Уже в этих мифах очевидна карающая природа Аполлона.
Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой Артемидой (кстати, вероятнее всего, Аполлон и Артемида вообще были разными ипостасями единого двуполого божества. Этому есть масса подтверждений, однако эта темы выходит за рамки текущего обсуждения) он губит детей Ниобы. В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Это очень характерная черта Златокудрого бога: стоит только Аполлону одержать верх над соперником, и бог, не ведая пощады, может хладнокровно содрать с него кожу. Когда сдержанный рассудительный Аполлон дает волю эмоциям — они оказываются весьма иррациональными. Он превращается в ядовитую змею, вонзающую в жертву отравленные клыки.
Аполлон, как и другие молодые боги, решил не связывать себя узами брака. Он не влюбчив и обычно слишком сосредоточен на стоящей перед ним цели, чтобы отвлекаться на женщин. Первой любовью Аполлона была Дафна, — однако из-за Эрота эта любовь не принесла счастья богу солнца. Аполлон высмеивал Эрота, утверждая, что тот не умеет метко стрелять из лука. Разгневанный бог любви пустил золотую стрелу любви в сердце Аполлону, а отвращающую любовь свинцовую стрелу — в сердце Дафны. Объятый страстью Аполлон стал преследовать Дафну, и когда уже почти настиг ее, девушка воззвала к своему отцу, речному богу, и тот обратил ее в лавровое дерево. Однако любовь Аполлона к Дафне не угасла. Лавр стал его священным деревом, а венок из его ветвей украшал голову бога.
В виде собаки он возлег с дочерью Антенора, в виде черепахи и змеи — с Дриопой.
Самая известная женщина, отвергшая любовь Аполлона и поплатившаяся за это, — Кассандра. Кассандра — дочь троянского царя Приама и царицы Гекубы. Аполлон научил Кассандру искусству прорицания, взяв с нее обещание отдаться ему. Кассандра дала слово, но не сдержала его. Аполлон не мог отнять у нее дар пророчества, но в отместку за обман сделал так, что ее прорицаниям никто не верил. С самого начала Троянской войны Кассандре являлись видения о бедствиях, грозящих городу, но троянцы не верили пророчице и считали ее безумной.
Сивилла (чьим именем названы пророчицы сивиллы) тоже приняла от Аполлона дар пророчества и отвергла его как любовника. Аполлон придерживался ошибочного мнения, будто любовь можно получить в обмен на что-то.
Однажды Аполлон настолько увлекся юношей по имени Гиацинт, сыном спартанского царя, что совсем забросил Дельфы и стал проводить все время с ним. Однажды во время состязания в метании диск Аполлона отскочил рикошетом от камня, попал в Гиацинта и убил юношу. Опечаленный смертью возлюбленного Аполлон поклялся, что Гиацинта будут помнить всегда. Из крови юноши вырос цветок и поныне носящий его имя.
Функции Аполлона очень противоречивы. С одной стороны он водитель муз, Мусагет, покровитель искусств, поэзии и музыки. Но вместе с этим, своими стрелами он несет смерть, разрушение и чуму (например, в начале Илиады). Существуют упоминания того, что Аполлон был не прочь поохотиться вместе с сестрой, и эта охота была страшна и безжалостна. Образ его внешне благороден, его одежды источают волшебный свет и аромат, он играет на изящном инструменте, который издает нежный, размеренный звук. Прекрасный, как белый лебедь, Аполлон мог быть жестоким и губительным, как волк. Поэтому его также называли «Волчьим» и приносили ему в жертву тех животных, которых предпочитают эти четвероногие губители стад. В одном из храмов сына Латоны стояло отлитое из меди изображение Аполлона в виде волка.
Аполлон постоянно противодействовал героям. Он отказался дать предсказание Гераклу, когда тот обратился к дельфийскому оракулу. Он противостоял Ахиллу, самому чтимому и прославленному из греческих героев. Ахилл погиб, когда стрела поразила его в пятку — единственное место, не омытое в Стиксе. Согласно разным версиям, его убил сам Аполлон, — либо в облике Париса, либо собственной персоной. Но в любом случае это было не героическое единоборство лицом к лицу, а выстрел из лука с расстояния.
Аполлон ценит благоразумие, избегает физической опасности, не поддается эмоциям и предпочитает занимать позицию наблюдателя. Аполлон мог ясно видеть издалека, обозревая картину жизни в целом и примечая отдельные детали. Он мог попасть точно в цель своей выпущенной из лука стрелой или создать гармонию при помощи музыки. Аполлон обладает логическим складом ума и легко ориентируется в объективной реальности. Ему не приходится постигать причинно-следственные связи на горьком опыте или через родительские наставления, они — в самой его природе. И именно это «всезнание» Аполлона делает его самым высокомерным из богов Олимпа. Его цели реалистичны и требуют определенных усилий. Кроме того, эти цели понятны окружающим.
Музыка Аполлона, как и он сам, ассоциируется с ясностью и чистотой. Свою лиру Аполлон выменял у Гермеса, который сделал инструмент из панциря черепахи и кишок-струн. Искусством играть на лире не было никого, кто бы мог сравниться с Аполлоном. В противоположность дионисийской музыке, в которой отражается хаос, экстаз, буйство, эмоциональный конфликт и страсть, Аполлон ценит чистоту ноты и прозрачность звука, когда музыка, подобно математике, несет через время гармонию и меру. Пару раз смертные и более низкие божества вызывали его на состязания, в которых Аполлон неизменно брал вверх. В итоге смельчак, осмелившийся выступить против него, получал наказание. Через правила и законы, так же как через размер и интервал, Аполлон несет в мир порядок и строгие формы. Аполлон давал городам законодательства, толковал законы, боролся за умеренность и порядок, организовывал местное самоуправление и предоставлял механизмы для решения споров. Как в деятельности музыканта, так и в деятельности законодателя проявляется стремление этого архетипа к порядку и форме. Аполлону не по нраву хаос и буйство, несогласованность или страстная напряженность — как в поведении, так и в музыке.
В Аполлоне есть нечто от иного далекого мира — некое качество, видимо обусловленное его связью с таинственной страной гипербореев. Когда после рождения сына Зевс подарил ему запряженную лебедями колесницу, Аполлон отправился на ней не в Дельфы, а к гипербореям, у которых пробыл целый год. Впоследствии он ежегодно на некоторое время удалялся в эту «благословенную страну света».
Будучи богом солнца, Аполлон взирает на землю с некоторой дистанции — он «выше всего этого». Один из способов, каким Аполлон сохраняет дистанцию от окружающих, — уклонение от проблемных ситуаций. Когда возникает острый эмоциональный конфликт, он сразу же отстраняется: «дело не стоит того, чтобы за него драться». Именно так он повел себя во время троянской войны, когда ему бросил вызов Посейдон.
Таким образом, Аполлон — доведённый до совершенства и даже превзошедший это совершенство принцип Порядка. Порядок этот, не уравновешиваемый спонтанностью, превращается в холодные оковы для духа и творчества, а порой даже становится смертельным. По словам Ницше,
«Аполлон тем и хочет привести отдельные существа к покою, что отграничивает их друг от друга, и тем, что он постоянно, все снова и снова напоминает об этих границах как о священных мировых законах…».
По мысли Аполлона, в мире нет и не может быть абсолютной тайны; будет день — и все тайны падут под всепокоряющим лучом абсолютной истины. Приближение к пламенеющему свету Аполлона иссушает душу, лишает её текучести.Внутренний смысл содержания уступает место смыслу формальному, а стремление к гармонии индивидуальных живых единств замещается погоней за иллюзорной стройностью абстрактных соотношений. Кристальная ясность Аполлона вырождается в окостенение заживо, в омертвение всего существа, в котором возникают презрение ко всему и не дающая удовлетворения гордыня, без которй овладевает мрачное отчаяние. Высший свет утрачивает свою созидательную мощь, является только разрушителем, всепожирающим огнём.
Энмеркар, согласны ли вы, что Аполлон соответствует Люциферу и Велесу?
Я бы не сказал, что «соответствует», но, на мой взгляд, Аполлон и Люцифер выражают один и тот же общий принцип, просто Аполлон представляет «верхнее» сечение принципа дифференцировки, а Люцифер — «нижнее» сечение» этого же принципа. Что же касается Велеса, то он не дифференцирует мир, он поддерживает отдельность объектов, не позволяя им ни слиться воедино, ни разделиться окончательно. Так что он выражает другую, по сути, силу, более синтетичную по своей природе.
Какой интересный анализ личности Аполлона.Было крайне интересно.Спасибо!А то кроме Куна мало,что найти можно.
Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны . Первым стал врачевать глаза
Интересно то, что клятва Гиппократа начинается со слов : «КЛЯНУСЬ Аполлоном врачом..»