Ловушки эмоций
«Дионис есть сердце мира, его упоение и тоска. Средь беспрерывной смены форм и видов бытия его зов неустанно звучит и всюду разносит жажду бесконечного и необусловленного» (В. Шмаков).
Обе фундаментальных стихии Психокосмоса – Чувство и Разум – реализуют себя в бинерных проявлениях, осознание и нейтрализация которых представляет немало проблем на Пути мага.
Стихия Разума выливается в бинер Ум-Разум, а Стихия Чувств – в двойственность Чувства-Эмоции. Поговорим сегодня о втором бинере, поскольку именно на пути его нейтрализации нашло свой камень преткновения немало Путников.
Развитие Стихии Чувства – это погружение в поток мировой жизни. На этом пути существо всецело захватывается его безграничностью, все преграды, отделяющие его самость от окружающего бесследно исчезают, все в мире кажется близким и родным. Все кажется непосредственно связанным между собой и по существу единым. И среди этой торжествующей стихии всеобщего единства собственная личность воспринимается как какой-то ненужный придаток.
При этом смысл конкретной жизни остается далекими и недоступными, да и всякий интерес к нему гаснет. Все существо наполняется ощущением всеобщего единства и непрерывно льющимися волнами гармонии. Погрузившись в этот поток, сознание достигает высшего покоя. Никто не нуждается в закреплении самости и будущих возможностей, ибо все уже раскрыто, все есть всегда.
Но погружаясь все глубже и глубже в этот поток, сознание открывает грозно зияющие провалы, в которых хотя и чудятся все извивы вселенской жизни, но все смешивается между собой всепоглощающим хаосом. При этом глубинные истоки бытия и жизни утрачивают свою животворящую мощь и становятся только носителями уничтожения. Если сознание не сумеет вовремя остановиться и противопоставить всеуничтожающему Чувству организующий Разум, оно угасает.
Как и в любом бинере, его полюса проявляются полно только тогда, когда взаимоотражаются, поэтому и в этой стихии всеединства рождаются отражения: чувство отражается в себе набором эмоций, а разум – потоком чувств. (к сожалению, языковые ограничения создают проблемы в различении Чувства как Стихии и чувств как устойчивых потоков в ней).
Магический миф называет эмоциями реакции Стихии чувства на внешние по отношению к нему (но при этом – не обязательно по отношению к Психокосмосу) возмущения – то есть – волны на Море Диониса, а чувствами – течения, возникающие в самом этом море по его внутренним причинам.
По своей сути, эмоции направлены на познание окружающего мира, они отражают представление о «полезности» или «вредности» явления, которым порождены. Иными словами, они выражают силы «притяжения» или «отталкивания», возникающие в хаосе круговращения жизни между её отдельными элементами, кратковременные и преходящие. Отдельные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают сознание на соответствующее поведение.
Чувства также отражают изменения в Психокосмосе, но эти изменения могут быть не связаны с внешним стимулом, кроме того, они более направленны, поскольку возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом: «Я боюсь этого человека» — это чувство, а «Мне страшно» — это эмоция. Иными словами, чувства всегда направленны, а эмоции – точечны; чувство – это вектор, эмоция – точка; эмоция – ситуативна, чувство – устойчиво.
Эмоции могут возникать безо всякого воздействия на психику, под влиянием чисто химических и лекарственных или гормональных воздействий. Известно, что вино «веселит сердце человека», вином можно «залить тоску», благодаря вину исчезает страх — «пьяному море по колено». Мухомор вызывает припадки бешенства и склонность к насилию. Настой мухомора в старину давали воинам, чтобы привести их в «кровожадное состояние». Гашиш также может вызывать припадки буйства. Изменения содержания половых гормонов в крови сопровождается ярким эмоциональным фоном. Всевозможные дыхательные упражнения, «притравливающие» мозг избытком или, наоборот, недостатком кислорода, также могут сопровождаться интенсивными эмоциями.
Чувства же всегда коренятся в самом Психокосмосе, процессах, происходящих в нём, и не могут быть индуцированы такими «техническими» средствами.
Эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызывать эмоцию неудовольствия и даже гнева), одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.
Недаром орудием Диониса считалось опьянение. Абсолютизируя эмоции в ущерб чувствам, сознание жертвует своей устойчивостью, впадая в экстаз вечно изменчивой стихии, и в миг высочайшего напряжения сладостного слияния с жизнью оно одновременно испивает и кубок смерти, сгорая в этих пламенных объятиях.
Стремясь к устойчивости потоков сознания, маг, естественно, стремится и к устойчивости чувств. Однако несмотря на то, что с точки зрения развития мага эмоции не должны играть определяющей роли, нередко возникает «подмена», и эмоция воспринимается как чувство, её исток переводится из внешнего круга во внутренний, и, вместо того, чтобы пройти, эмоция «застревает», фиксируется в сознании, вызывая его реакцию на раздражитель, действие которого уже прекратилось. Ярким примером такой подмены может быть фиксация эмоции удовлетворения под маской чувства любви – на деле «я тебя люблю» очень часто на деле значит «ты меня удовлетворяешь», или, нередко – «удовлетворял(ла)». В погоне за эмоциями, рождёнными сексом и победами, свершенями и властью, маги теряют свой Путь.
Очень многие маги попадаются в такую ловушку. Именно абсолютизированные эмоции не дают выйти за пределы Стихии Диониса, именно они погружают сознание в бездны мировых потоков, растворяющих индивидуальность, и только возвышающее воздействие Воли, как высшей по отношению к Разуму и Чувству стихии позволяет придать Психокосмосу направленное, а не хаотическое, движение. Без этого фиксация эмоций приводит к погружению в стихию, где мелькают отблески действий, но творческий поток тотчас же их вновь уносит, сменяя тьмой других. И торжество покоя и движения, безмерных возможностей и тщеты их исполнения, пресыщения силой и ее вечной жажды создают особый ритм, причудливый, невыразимый, чарующий до самозабвения, но – разрушающий существо.
А эмпатия (в смысле мысленно как принимать так и проецировать эмоции) для мага — положительный Дар или камень преткновения (при условии контроля конечно-же) ?
Контроль и осознание — главные задачи мага. То, что маг может уверенно контролировать и осознавать, ему может быть полезно.
Да..действительно, «смотря» и сравнивая энергию выпившего и трезвого человека в пьяном я «увидел» хаос. Значит можно сказать, что пьянство, как и излишняя эмоциональность — сбивание с пути, разбалансировка векторов сознания.
Разбалансировка векторов сознания должна производится дабы на пути укрепится.
Реально это лишь определенная Сила разной величины не имеющая определенного вектора, потому велечины разные. Научившись видеть её возможно создавать определенный вектор, векторы сознания. Контроль векторов, вектора, Линии это и есть контроль Силы.
Правильно ли думать, что все наши желания , эмоции и чувства — это лишь определённая Сила разной величины имеющая определенный вектор. И научившись видеть её и поняв направление , можно контролировать эту Силу?