Мезлá – благодать изнутри
Абсолют, Великий Дух, переходя к самопознанию в бесконечном многообразии своих аспектов и дробящий своё сознание на дифференциальное множество Монад, отзывается в цепи воплощений каждой из них особым влиянием, которое христиане именуют «Благодатью» или «Божественной Славой», каббалисты – «Мезлá» (или «Ор Хасадим», אור חסדים «Свет Благочестия»), а скандинавские язычники – «Вод».
Кроули считал, что Мезлá – это сила, исходящая из Кетер в Малхут, животворя и поддерживая все вещи в Древе Жизни. В всеобщем смысле Мезла – это разряд силы единения, стремление к реализации изначально заданного потенциального единства бытия.
Иными словами, эта сила поддерживает само Древо как единое целое, являясь объединяющей и системообразующей силой, «зовом» Верхнего Корня Древа, поддерживающего связь с его «нижними» ветвями.
Фактически, Мезла – это «предвосхищенная» Сила эволютивного стремления мироздания, та сила, которая движет Великий Поток к увеличению осознания. Стремиться к единству и достигать его может только то, в чем это единство уже заложено потенциально, что произошло из единства путем его первичной дифференциации, что существенно, онтологически едино.
В отличие от «Святого Духа», Шехины, рожденной из «эха» Абсолюта, Мезла имеет своим источником суммарное осознание всех живых существ, то есть – принадлежит проявленному миру, хотя её источником и является Великий Дух. При этом ответом мироздания на «зов» Мезла как общий принцип эволюционного единства восходящего потока осознания является «сотворенный свет» — Эпинойя.
Более того, онтологически Мезла представляет собой прообраз того плеромного объединенного макрокосмичексого осознания, которое является целью самого процесса эволюции Мироздания.
Таким образом, Абсолют присутствует в Мироздании в виде бинера активной составляющей – Мезла («Божественная Любовь») и пассивной – Шехина («Божественная Мудрость»), причем «деятельной» составляющей последней является «божественная мысль» — Эпинойя . Современный оккультизм описывает это присутствие как выделение в Свете Непознаваемом («Айн Соф Ор») активной части «Од» и пассивной – «Об».
Так же, как Шехина, рождаясь из «зерна Кетер» в Малхут, стремится к Венцу, так и Мезла, изливаясь из Кетер, течет в Малхут, и именно эти силы одухотворяют Мироздание стремлением к развитию и преодолению своей ограниченности. Или, в терминах более европейских, так же, как идеальный мир, Ирий, стремится к выражению в мире реальном, так и реальный мир стремится к уподоблению Небесному Первообразу. В этом акте сопряжения с Вечным и Необусловленным все преходящее и условное получает новый смысл, как бы заново возникает к бытию, становится живым символом и бездонно глубоким откровением.
Действие Благодати сообщает человеку неоценимый дар соединения с Духом, которое христианские мистики называли «обожением». Понятно, что действие Мезла всегда осуществляется в сотрудничестве (в синергизме) со свободной волей воплощенных существ. Такой синергизм является существенным элементом течения Силы в мире. При этом сознание стремится к Абсолюту, к Монаде, а Монада стремится к выражению в сознании. Проявление этой «нисходящей» энергии Монады традиционно именуется «цуре». Воплощенное существо со своей стороны проявляет волю, а Дух — благодать; из их совместного действия создается эволюционирующая личность.
Таким образом, Мезла – это одновременно и стихия внутреннего единства космоса, онтологически связывающая первичное генетическое единство с многообразием его конкретных проявлений, и стихия динамического становления этого единства как единства синтетического, актуально объединяющего множественность состояний, форм и явлений.
Это значит, что звенья космической иерархии не разделены между собой непреодолимыми разрывами, но все они внутренне сопряжены между собой — и динамически в процессе инволютивного развертывания и эволютивного восхождения, и статически через наличие постоянной непосредственной причастности каждого из них Великому Духу. Равным образом это значит, что в каждом звене космической симфонии отражена вся совокупность других — как порознь, так и во всей бесконечности сочетаний.
Отражение целого в части потенциально, и вся эволюция этой части заключается в актуализации этого потенциального богатства, — что и представляет собой объективирование и утверждение индивидуальности.
Маг, достигший понимания единства в многообразии, отражает в себе всю Вселенную, а Вселенная, в ответ – отражает самого мага, и в этом взаимном отражении рождается актуализация потенций Монады мага. Благодаря этому конкретное бытие впервые поднимается до соучастия в космической деятельности целого как такового. Оно не только выходит из-под власти местных относительных условий как единственных императивов, возвышается не только над средой, но и над своей собственной индивидуальной ограниченностью.
Не является ли проявлением Мезлы внутренняя радость-счастье, существующие словно автономно от событий жизни и не связанные с ними?