Сила vs. Любовь
Много обсуждаемое и растиражированное представление о противопоставлении Любви и Силы берет начало у самых истоков человеческой цивилизации. Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отдалённость, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести смутно предчувствуемое ощущение единства.
Решений этого вопроса было найдено два: присоединение к Мировому Потоку Силы и объединение с другим человеком (другими людьми). Последнее решение в своём наивысшем аспекте проявляется как любовь.
Кажется, что эти две стороны бытия бинерны: сила, как способность реализовать свою волю противоположна любви, как установке приоритета чужого счастья. Сила требует максимальной индивидуализации, в то время как любовь — единства.
Желание межличностного слияния — наиболее мощное стремление в человеке. Считают, что любовь как осознаваемое явление начинает проявляется среди людей во времена, когда женщина попадает под господство мужчины. Говорят, что любовь возникла в истории цивилизации как психологическое возмещение за женское рабство: подчинив женщину, мужчина сам попал к ней в плен — такое объяснение переводил любовь в объяснимую, рациональную область, и при этом значительно сужает ее понятие.
Однако, входя в жизнь человечества, любовь меняет весь строй её ценностей. Это совершенно новый стимул человеческого поведения, и, появляясь, он бросает свой отсвет на все другие стимулы, смещает их равновесие, резко меняет пропорции.
Простота человеческой жизни при этом пропадает, рождение (проявление) любви запутывает, усложняет индивидуальную жизнь, лишает её былой ясности и цельности. И давным-давно стало понятно людям: любовь (или то, что называют этим словом) приносит человеку не только свет, но и мрак, она не только поднимает, но и гнетёт человека.
Казалось бы, любовь только мешает на Пути развития.
В то же время, соединение с Мировым потоком Силы придаёт человеку функции Творчества, реализации. Его воля становится Волей Мироздания, Творческой волей божества. Преодоление отчуждённости также достигается в совершенной форме.
Овладение Силой возводит человека в новый ранг — превращает его из «творения» в «творца», из объекта в субъект мирового процесса.
Однако Традиция говорит, что возможны два пути к этому овладению.
Первый путь, которому следует большинство магов, заключается в овладении Силой с помощью накопления Авторитета: используя известные подходы, маг оказывается способен, зная опорные точки реализаций и влияя на них, изменять сам ход мирового процесса. При этом маг остаётся внешним по отношению к Потоку Силы деятелем. Такое положение ставит Мага вне любви, поскольку для него крайне важно сохранить свою абсолютную самость, отличие, точечность, иначе ему не удастся сформировать то точечное воздействие, которое и сместит одну из опорных точек Мироздания, обеспечив реализационный потенциал. Как только Маг, следующий такому Пути, теряет абсолютную акцентуацию на себе, он утрачивает способность к реализации, утрачивает Силу.
Второй подход подразумевает вхождение в Поток Силы и отождествление с ним, «прохождение между Рогами Бафомета». В этом случае Маг действует внутри Потока Силы. Такое положение придаёт ему свойства самого Потока, в том числе — и объединяющую активность, а значит — придаёт потребность в любви. Оказывается, что при этом любовь не только не препятствует овладению силой, но, напротив, является необходимым условием этого процесса.
При этом существует определённая опасность, часто недооцениваемая, вместо присоединения к Потоку раствориться в нём, теряя свою индивидуальность. Еще в древности гностики, обнаружив такую опасность, ввели понятие «Плеромы» — «слияния без смешения«. Оказалось, что великий Поток силы может поглотить личность полностью, заменив самость на всеобщность, а может — включить индивидуальность, не поглощая её. Это связано с тем, что, как мы уже говорили, этот Поток имеет двойственную природу — он несёт в себе как начало Всеединства, так и силу дифференцирования.
Плерома различается по значению от «Всего«, причём Плерома обычно означает больше, нежели просто всеобщность. Как полнота Плерома подразумевает упорядоченную систему, централизованную вокруг Оси Мироздания, Творческой энергии Абсолюта.
Конечно, в случае поглощения существа Имманентной формой существования Потока, ни о какой любви, равно как и Силе, говорить не приходится — субъект как таковой исчезает, личность растворяется, теряя связь с индивидуальностью-Монадой. Однако великое искусство Мага заключается в том, чтобы присоединиться к Потоку, сохранив себя, войти в его Дифференцирующую форму, Плерому.
Вместе с тем, подлинная любовь — это особый талант, многие не готовы к ней и даже боятся её, поскольку она требует «живой души», самоотверженности, готовности к поступку, тревоге и заботе. Любовь — не «счастливая случайность» и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчества и внутренней свободы.
Хм, мне это напоминает интерпретацию аркана Таро «Сила» Алистером Кроули — в его колоде карта называется «Желание». И женщина на ней не разрывает пасть льву, как на классических колодах, а седлает его. Возможно, именно что-то подобное и Кроули, хорошо знакомый с концепциями тех же гностиков, хотел сказать 🙂
Кроули, несмотря на всю свою эпатажность, получил традиционное обучение. Что же касается Аркана «Сила», то его традиционное толкование как раз и подразумевает двоякое отношение к Силе: Девушка, с одной стороны. держит льва за пасть, но с другой — не даёт ему сорваться в пропасть.
Путешествовать в Потоке, не став Потоком, означает лишь сохранение самоидентичности, но не приобретение Его осн. свойств. Это как рыбка или струя в горном ручье — есть разница (правда если рыбко станет пить много воды, она станет медузко, а это уже некомильфО)
С рыбкой это так, но каждый, кто посмотрит на себя в зеркало, может с лёгкостью придти к мнению, что человек — не рыбка, и то, что справедливо для рыбки, совершенно необязательно справедливо и для человека
…но обыкновенному человеку такое чувство как Любовь, сложно и недостуно порой…человечество утратило Единство в себе. Поэтому сложно соединить в своем сердце несоединимое с точки зрения человека обычного. Но Маг то знает, что наивысшая точка познания Мудрости — это Любовь, ибо «Глубины соприкасаются. Мерой соприкосновения Глубин есть Любовь», именно не просто Любовь как отвлеченно-обощенное понятие (типа «люблю вообще всех» — это значит — никого), а именно Любовь, сотворяющая новую жизнь, новые миры, Любовь, соединяющая две Глубины, т.е. две Полноты, два Абсолюта (в проявлении мужского и женского начал), и зачастую — из разных миров…Появляется новая жизнь, новый мир…И тогда на Земле рождаются Боги
Потеря личности является целью, кажется, в буддизме, а также в многих эзотерических школах — «отказ от мира», «слияние с Богом», «отказ от индивидуализации». Мне этот средний путь Плеромы более понятен. Означает ли это, что воин на этом пути становится добрым, вместе с тем оставаясь в какой-то степени холодным?
🙂 «холодным» — это в рамках описываемого круга понятий значит «пустым». Маг с этой точки зрения максимально «горяч», то есть наполненн.
Здравствуите.Скажите плизз что проделал Дон Хуан выполнив перепросмотр и шмыгнув мимо Орла?В какой категории Магов была группа Новых Видящих?
Не уверен, что я могу и вправе комментировать чужие произведения и чужие Пути…
Скажите, а хищники и Паразит Осознания стремятся ли создать иллюзию того, что чел-к не любит? Или например направлять его действия так, чтоб он потерял любовь? Это же не в их интересах по-идее, наличие любви.
Да. хищники любят разрушать любовь. Но любовь сама по себе — слишком сильна для них, она им не по зубам, вот и травят они её измором, расшатывают мелкими дрязгами.
Говорят в магии нет слова «мы» есть только «я»… Так что, все маги никогда не создают семей? Как при этом имеет место быть любовь?
Каждый маг сам выбирает для себя — одинокий Путь или Путь в группе, и «я» мага вполне может быть тождественно «мы» человека.
Сколько себя помню, всегда искала любовь. Без нее у меня ничего не получается, словно я — пакет, в котором сделали дыру, а из нее утекает сила и знание. Только так мои поиски ничем и не увенчались, кроме разочарования. А теперь сил уже не осталось. Мне надо быть влюбленной хотя бы в мечту, чтобы я могла стремиться к ней, идти по своему пути. Скажите, что грозит человеку, который чувствует необходимость любить, но никак не может найти даже похожего чувства? Возможно ли саморазрушение, поедание самого себя без разделенного чувства, из которого черпается сила? С годами я все чаще думаю о том, что сама себя разрушаю, без возможности разделить силу любви с кем-то здесь, в нынешнем воплощении. И что теперь делать, когда столько лет потеряно и потрачено?
возможно скажу банальность, но не надо искать любовь надо жить, быть в потоке жизни радоваться и с благодарностью принимать что она несёт но и уподобляться щепке в реке нельзя. на поиски любви как и на подготовку к завтрашнему дню можно потратить всю жизнь но живём не в завтра а сегодня
Уважаемый Энмеркар, не могли бы вы пояснить фразу «внутренняя свобода», что это значит?
Внутренняя свобода — это принятие себя, своей природы и своего Пути, отсутствие внутренней борьбы и внутренних ограничений на самореализацию.
ЛЮБОВЬ –
ЭТО СОСТОЯНИЕ Е Д И Н О Г О
В ЕДИНСТВЕ В С Е Г О…
НО НЕ ЧУВСТВО
ПРИТЯЖЕНИЯ ПОЛОВ…
ЭТО ТО
ЧТО ИЩУТ И ЗОВУТ ВСЕ ЖИВЫЕ СЕРДЦА…
О ЧЁМ ВСЕ ПЕСНИ ПОЮТ…
О ЧЁМ МОЛЯТ МОЛЧАТ И КРИЧАТ…
НО
НЕ ИЩИТЕ ЭТО БЛИЗКО
НИЗКО
ДОСТУПНО
ЗА УГЛОМ…
ЗА ВАШИМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ…
ЗА ВАШИМ ОЩУЩЕНИЕМ…
ЛЮБОВЬ
КАК ВЕРА
НАДЕЖДОЮ ВО ПЛОТИ
ПРИНАДЛЕЖАТ
СФЕРЕ Е Д И Н О Г О
ЦЕЛЬНОСТИ НЕДЕЛИМОГО…
НЕ МИРУ СЕМУ
ИЗ БОГА — ВЫПАВШЕМУ…
НИ ЛИЧНО КОМУ…
Е Д И Н О М У…!
Достопочтенный Энмеркар. Отследил взаимосвязь между сексуальностью и реализационной способностью. Много полезного нашел в ваших работах. Удобней называть либидо «Драконом». Такое чувство, что у дракона есть свое сознание, сознание возможно не правильное слово, скорее стремление. Стремление к любви. В рамках этого стремления ты непобедим. Вне этого стремление — хроническое невезение. Либо подавление последствия, которого без ужаса не вспомнить, либо очернение-инвазия с последующим опустошением. И вроде все кристально ясно. Только вот существует, есть концепция о полноте и острие духа. При отказе двигаться в рамках стремления дракона и намерение сохранить острие буквально меняется освещение в картине мира. Острое напряжение, откровенная враждебность, а все попытки реализации становятся бесполезными. Хотя с другой стороны сны становятся очень четкими и в них легче зацепится. Вы описывали два возможных пути. Глупо с моей стороны накладывать разные мифа друг на друга, но выходит что сохранение «полноты» достижимо лишь при условии обезличивании и растворения себя в потенциальной среде. Старый индеец говорил, что это важно для 3-го внимания, а во 2-е можно и без. Жаль, но мне это ничего не объясняет. Могли бы вы, осветить к чему ведет потеря полноты?
Вся творческая энергия, которой мы располагаем, так или иначе связана с либидо, поскольку любое созидание требует нейтрализации двойственностей, а эта нейтрализация, в самом широком смысле этого слова, и может быть понята как проявление объединяющей силы — эроса.
Относительно полноты — то в контексте данного разговора речь так же о том, что взаимное отражение (https://www.enmerkar.com/magus-way/lyubov-i-samopoznanie) психокосмосов друг в друге является ключевым способом самореализации.
Соответственно, полнота (она же — пустота), коротая может быть достигнута либо полным погашением всех желаний, либо их полной реализацией, является состоянием, целевым для любого развития ограниченного существа.
А это значит, что потеря полноты означает раздробленность и обособленность (https://www.enmerkar.com/myth/individualnost-i-otdelnost).
Как вы уже ранее ответили, «вся творческая, а значит, реализационная способность зиждется на силе притяжение полюсов бинера». Наверное, не корректно смешивать половое влечение и «любовь», но в масштабе, считаю что простительно.
В разных традициях прослеживается определенный лейт-мотив, у одних брахмачарья, у других тикун а-брит. В этом вопросе ярко выражены все те же два бинера. Солве и Каогула.
Как вы и сказали, «Желание межличностного слияния — наиболее мощное стремление в человеке», и если попробовать его заблокировать, вдруг с удивлением обнаруживаешь, что пропадает сама жажда жизни. Об этом я уже спрашивал, в моем понимание сложилась та картина, которая описывалась у КК. Лишаешься щитов, острое ощущение смерти, тебя терроризирует рок, с тобой могут случится какое то мистические и необъяснимые беды. Кирпич например с крыши. Так вот, сложилось впечатление что такой путь характерен для восточных течений, преследующих цель растворения в пассивной среде. Нет желаний нет и …
Но вот вы пишите что … маг остаётся внешним по отношению к Потоку Силы деятелем. Такое положение ставит Мага вне любви…
И у меня диссонанс. Как такой маг остается «живым»? Что с его желанием межличного слияния?
Речь идет о том, что возможны два пути развития сознания — путем углубления индивидуальности и путем укоренения в единстве. Оба эти пути, в свою очередь, оказываются полюсами принципа «Единство во Множественности», ключевого для Западного Пути в целом. Первый путь — это путь поиска в себе своих индивидуальных черт, поиск и актуализация тех потенций, которые делают монаду-монадой, индивидуальным и уникальным модусом самопознания Великого Духа. Понятно, что на этом Пути возможна максимальная однонаправленность Силы, а потому — наибольшая эффективность реализаций. Второй Путь — это путь поиска и актуализациии общих проявлений Великого Духа, пусть и выражающего себя данным способом. В первом случае маг является «внешней» силой, управляющей и направляющей Поток Силы. Во втором — он оказывается самим этим Потоком, его внутренней Природой. Тем не менее, двигаясь по Срединному Столпу, возможно сочетать, интегрировать и трансцендировать обе крайности, и тогда противоречие Сила/любовь снимается именно путем его превосхождения, а не выбора одной из сторон.
Правильно ли я все понял. Будучи вне потока, прямая реализация недоступна, с этим ясно. Может даже показаться, что такого путника преследует злой рок. Желаемого напрямую достигнуть он не можешь, как бы сильно не готовился и сколько бы усилий не потратил. Но в самом ли деле такой путник может быть эффективен через косвенные воздействия. Точно ли опираясь на внешние силы, он становится способен достигать желаемого?
Набитые шишки, делают пугливым и зашуганным.
Реализация невозможна без взаимодействия с Потоком. А как происходит это взаимодействие — изнутри или извне — и определяет способ развития.
Думаю совсем не обязательно впадать в крайности, например чувство отдельности. Можно не отделять себя от мира. Просто изменить точку отсчёта — вместо того что ощущать себя частью мира, ощутить его центром. И это будет верно, с той позиции, что тот мир что вы воспринимаем — это наша Картина мира. В общем, поставить себя в центр своей КМ. А любовь можно рассматривать как силу соединения и проникновения, в общем, использовать её как инструмент, не впадая в зависимость. Но ключевоое конечно, чтоб связь с Монадой не потерять, тут и надо прежде всего соединится с ней, как я уже говорил, пробудить своё Истинное Я.
История о выборе мага между силой и любовью в фэнтези-мюзикле «Последнее испытание», отрывок: https://www.youtube.com/watch?v=y_FHcm3r6Pg&pbjreload=10
Маджери не читал Энмеркара 🙂