Шехина — эхо Абсолюта
Как мы уже говорили, каббалисты считают, что два мировых начала — Аттрактивность и Экспансивность — неравнозначны. Аттрактивность считается сотворенным качеством, а Экспансивность — атрибутом Абсолюта. Вместе с тем, когда Свет Абсолюта попадает в Сосуд Творения, этот Сосуд приобретает некоторые свойства Света. Такое явление — форма присутствия Абсолюта в мире — называется Шехина (שְׁכִינָה), ивр. «присутствие; пребывание; проживание».
Это «основное и внутреннее раскрытие Божественного присутствия» и происходит оно именно в нижних мирах.
Понятие о Шехине возникло в талмудическом иудаизме, где оно примерно (хотя и не совсем полностью) соответствует христианским понятиям «Софии» и «Святого Духа».
Слово «Шехина» означает присутствие, пребывание, проживание. Считается, что Шехина — источник сотворенного мира и сила, поддерживающая его. Через нее проходит Божественный свет, который и хранит сотворенный мир. Образ света является одним из образов, часто ассоциируемых с понятием «Шехина» , «как солнце светит всему миру, так и Шехина». Также, как луна излучает свет, отраженный от солнца, Шехина получает свет от высших Сефирот и излучает его на Землю
Шехина — это та Божественная сила, которая обычно открывается пророкам, хотя иногда в этом откровении могут участвовать и высшие Божественные силы. Общение с Шехиной также является первой целью мистика, который пытается достичь общения с Божественными силами. При этом понятие «Шехина» относится как к человеку, который способен ее ощущать, так и к любому явлению духовных миров. Поэтому говорят, что у каждого явления духовного мира есть «тело» (само это явление) и «душа» — шехина, ощущение, осознание того, что оно — творение Всевышнего. Согласно представлениям каббалистов, изначальное единство Абсолюта было разрушено с началом Творения, и мужские аспекты Бога отделились от женского начала Шехины.
Иногда Шехину называют лицом или крыльями Бога. Абсолют, рассматриваемый в терминах пространства и времени как Его присутствие, особенно в земном контексте, когда Он освящает некое место, определенный предмет, какого-то человека или весь народ — откровение святого в несвященной среде — это Шехина. Нисхождение Шехины на человека и ее пребывание среди людей иногда рассматривали как разделение, происходящее в Самом Боге. Бог нисходит в мир и страдает вместе с ним. В книге Зогар содержатся утверждения о том, что Моисей жил со снизошедшей к народу Шехиной как с женой, и бросил ради этого свою человеческую жену. Каббалист Шкатилла даже утверждал, что Шехина являлась на Земле в облике Сарры, Ревекки и Рахили.
Опасаясь обвинений в политеизме, средневековые иудейские философы (в частности, Маймонид и Иегуда Галеви) настаивали на том, что Шехина не имеет Божественной сущности,
но представляет собой существо, которое сотворено Богом и служит посредником между Богом и человечеством.
В отличие от законоучителей Талмуда, которые обычно идентифицировали Шехину с Божественным присутствием или даже с Самим Богом, средневековые еврейские философы стремились избежать антропоморфизма в толковании этого термина и всячески старались доказать, что он относится не к Самому Богу или какой-то части Его Сущности, но к некоей независимой сущности, созданной Богом. Таким образом, согласно их разъяснениям, Моисей и пророки общались не непосредственно с Богом, а с Шехиной.
Каббалисты же, напротив, сделали понятие Шехины центром своей мистической системы. Шехина, — дух Малкут (Нижней Сефиры), Царевна, Дочь, Невеста, Мудрость и Слово Божье — является десятой и наиболее постижимой изо всех Сефирот.
Одно из общепринятых пониманий Шехины заключается в том, что она была низвергнута Лилит с принадлежащей ей по праву позиции Царицы, и ныне живет среди людей, отсоединенная от Бога. «Во имя соединения Священного и Благословенного и его Шехины» — одна из самых популярных формул среди каббалистов.
Идея изгнания Шехины в результате космической катастрофы и грехопадения Адама приобрела большое значение в Лурианской Каббале.
Воссоединение (и низвержение Лилит) должно быть достигнуто как результат деятельности Мессии.
В каббалистической литературе используются многочисленные и разнообразные символы, выражающие разные аспекты отношения Шехины к другим сефирам и свойство Шехины быть главным полем битвы между силами добра и зла. Шехина ближе других сефир к сотворенному миру, поэтому она — главный объект сатанинских козней. Долг человека и других сефир — защищать Шехину от происков сил зла.
Христианство усваивает личностное понимание Шехины и развивает на основе синтеза концепций Шехины и Греческой Мудрости свою концепцию Премудрости Божьей — Софии. Премудрость по отношению к Богу — это Его устрояющая мир воля. Она описывается как «художница», по законам божественного ремесла строящая мир. София рождается в мир, исходя «из уст Всевышнего», будучи прямым и непосредственным порождением Абсолюта:«Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя». Специфику Софии также составляет женственная пассивность, сопряжённая с материнской многоплодностью, а также глубинная связь не только с космосом, но и с человечеством, за которое она заступается. Если по отношению к Богу София — пассивно зачинающее лоно, «зеркало славы Божией», то по отношению к миру Она — строительница, созидающая мир, как плотник или зодчий складывает дом как образ обжитого и упорядоченного мира, огражденного стенами от безбрежных пространств хаоса; дом — один из главных символов библейской Премудрости. Таким образом, в своем отношении к человечеству София оказывается столь же фундаментально значимой, сколь и в своем отношении к Богу.
В раннюю эпоху развития христианства представление о Софии сближалось с образом Христа-Логоса (ап. Павел прямо определяет Иисуса Христа как «Божию силу и Божию премудрость»), а затем и с Духом Святым. Ориген описывает её как хотя и «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого», но в то же время как «одушевлённое и как бы живое». Трактовка девственной Софии как зачинающего лона по отношению к Богу приводит к последующему смысловому слиянию ее образа с образом девы Марии, непорочность и просветленность которой привносит в тварный мир смысл (эквивалентный приходу Мессии), придавая ему, таким образом, «софийность».
Таким образом, концепция присутствия Абсолюта в мире, выраженная в идее Шехины, отражает повсеместно распространенное представление о так называемом «Имманентном» лике Абсолюта, одухотворяющем Природу. Языческое представление о Природе как Инобытии Абсолюта, таким образом, находит свое возрождение в вершинах монотеистической философии. Круг замыкается, и Уроборос снова кусает свой хвост.
Шехина, как совокупность мыслеобразов и резервуар творческой потенции, активацию которой в провиденциальный момент осуществляют энергии Всевышнего…