Древо Жизни и Мировой Ясень
Мировая мифология знает много образов Вселенского Древа. При этом часто возникают аналогии там, где их существование не гармонично. Примером такой натянутой аналогии является распространенное сопоставление каббалистического Древа Жизни с языческим Мировым Деревом (в частности, Иггдрасилем).
Основанием для такой аналогии является сама структура «дерева», однако эта базовая структура может относиться к принципиально разным понятиям. Являясь продуктами разных культур, разных способов движения познания, эти концепции описывают совершенно разные вещи.
Идея «древа Жизни» («Эц Хаим») восходит к лурианской каббале, переосмыслившей библейский образ в соответствии со своей краеугольной концепцией Сефирот. Считается, что Свет, исходящий от Всевышнего, наполняет Мироздание («Сосуд») в несколько стадий, и при этом каждая стадия, характеризующая степень удаления от Источника, обретает самостоятельное существование — Сефиру. Мировой процесс насчитывает 10 таких стадий вхождения Света, и, в соответствии с этим, любой замкнутый объект («парцуф«), будь то Вселенная в целом, человек или даже законченая словесная формула, имеет 10 элементарных свойств, каждое из которых отражает особое состояние взаимодействия Активного и Пассивного начал.
Система Сефирот образуется в результате набора взаимодействий между отдельными Сефирами, и эти взаимодействия, или каналы «(Циннарот«) соответствуют возможным путям перехода из состояния, обозначаемого одной Сефирой, в состояние, соответствующее другой. Именно совокупность точек пересечения (Сефир) и Каналов (Циннарот) и делает сефиротическую систему Деревом. Каждая отдельная Сефира указывает на один из аспектов Бога в Его качестве Творца, образуя в то же время целый мир Света в цепи бытия, являющийся аспектом самопознания Божества. Все Сефироты, взятые вместе, образуют «Древо Сефирот», рассматриваемое как динамическое единство, в котором проявляется творческая активность Всевышнего.
Концепция «Древа Сефирот» сложилась довольно поздно на основании духовно-мистических инсайтов в библейские тайны. Мы не будем сейчас рассматривать подробно смысл и значение каждой Сефиры, тем более, что литература по данному вопросу более, чем многочисленна. Главное, что нам нужно понять в текущем контексте, это то, что Сефирот — одновременно и стадии Творения, и элементы каждого объекта. И Древо жизни описывает «скелет» любого явления или предмета в его аспекте вхождения Сознания в Бытие.
Мировой Ясень, Иггдрасиль — это также скелет, однако Скелет конкретной Вселенной, населенной конкретными существами. И он описывает разделение Миров не в соответствии со стадиями их создания, но в соответствии с формами дифференциального сознания, создающего картины этих Миров. Нередко говорят: «Асгард — это Кетер». Но это в корне не так. Кетер — это общая форма присутствия Творца в Творении, в котором творение рассматривается лишь как потенциальный ответ на Творческую активность. Асгард же — это форма сознания, соответствующая его творческой, оформляющей и дифференцирующей активности, присущая Асам, конкретной форме жизни. Иными словами, Эц Хаим рассматривает мир с точки зрения Творца, как реализацию Его Воли, а Иггдрасиль — с точки зрения Творения, самоорганизующегося и самодифференцирующегося. Обе точки зрения, конечно, правомерны, однако результатом их синтеза должно стать непроявленное состояние, а не смешанная идея «Сефирот-Иггдрасиля».
В человеке как Микрокосме можно найти все Сефиры, от Кетер до Малхут, однако нелепо искать в человеке Асгард или Муспелльсхейм, хотя принципы, воплощенные в этих мирах, в нем и присутствуют. Если бы мы захотели проанализировать Иггдрасиль с точки зрения сефиротической структуры (что само по себе возможно, хотя и несколько странно), мы бы получили разделение, отличающееся от картины Девяти Миров. В частности, Кетер был бы нами не найден (поскольку творческая активность лежит за пределами этого Древа), Хокма включила бы главным образом элементы Асгарда и Йотунхейма, Бина — Ванахейма и Лёссальфхейма, Хесед — Снова Лёсальфхейм в сочетании с Муспелльсхеймом, Гвура — элементы Йотунхейма и Нифльхейма, Тиферет — Асгарда, Ванахейма и Лёссальфхейма, Нецах — Хель и Лёссальфхейма, Ход — Хель и Свартальфхейма, Есод — Асгарда и Ванахейма, Малхут — Мидгарда и всех миров богов. Это различие связано с различием самой природы сознания дифференцированного и Абсолютного.
Абсолютное сознание, Сознание Божества, выделяет в мире элементы в соответствии с возможностями своего взаимодействия с бытием. Сознание же конкретно-дифференцированное выделяет блоки в соответствии со своими особенностями, тональностями, предпочтениями. Чистые Принципы Сефирот смешиваются в каждом объекте, создавая его полноцветную картину, и как в любом объекте можно найти все Сефиры, так и каждая Сефира входит в разные объекты. Синтетический путь сознания может как искать Принцип за его проявлениями, так и рассматривать Проявление как гармоничную совокупность Принципов. Главное при этом — не путать эти разные точки зрения, поскольку эффективной может быть лишь целостная картина, добавление же искусственных синтезов не обогащает, но, напротив, запутывает сознание, имитируя несуществующие связи и объекты.
Интересно… А взаимосвязи миров Иггдрасиля с чакрами тоже бесполезно искать, как и с Сефиротами?
Не то, чтобы совсем бесполезно, просто малопродуктивно. Каждая система наиболее продуктивна в своей полноте, а не будучи «препарированной» и склеенной с другими. Получившийся «синтез» обычно больше напоминает монстра Франкенштейна, чем гармоничное существо.
Большое спасибо Вам за ответ.
А если посмотреть с другой стороны… Противоположности едины: творение и творец — две крайности одной сущности. У них одна суть — творение содержится в творце и творец содержится в творении. И значит древо Сефирот и Иггдрассиль в сущности одно дерево.
Не стоит «склеивать» две системы, нужно найти общее, найти дерево, проявлениями которого являются Иггдрасиль и древо сефирот.