Чужие ошибки
В ходе наших обсуждений важности текучести и толерантности сознания для успешности мага, мы много раз говорили о важности сомнений наряду с верой в себя, критичности оценок и выборе опоры.
Вместе с тем, мы также обсуждали причины того, что часто именно у вышедших за пределы обыденного мира встречаются самые сильные отклонения от этой гибкости сознания. Эти выбросы нетерпимости, прикрываемые лозунгами о стремлении к «чистоте» и «праведности» фактически сводятся к стремлению привести всех путников под свои знамена, навязать свой путь как единственно правильный. С одной стороны, может показаться, что для путника, уверенного в своем пути, такое стремление естественно.
В то же время, с давних пор существует представление о неэффективности навязывания своего взгляда на вещи.
Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, обсудим возможные варианты отношений к чужим ошибкам.
Фактически, среди людей, достигших понимания Пути, преобладают два типа отношений: люди первого типа никому не верят, преисполнены обвинений, негодования, с трудом прощают чужие ошибки. Согласно их мнению, все остальные «неправы по определению», поскольку есть лишь два мнения – «моё и неправильное». Эта преувеличенная критичность чаще всего является проявлением неуверенности в своей правоте и свидетельствует о неполном доверии к собственному Пути — такой подход вытекает из страха себя.
Люди второго типа, наоборот, всячески подчеркивают свою поддержку и снисходительность к ошибкам других, но при этом дают понять, что сами не ошибаются никогда. Такой взгляд также является попыткой скрыть свою неуверенность в себе, активно провозглашая обратное: «уж я-то знаю, а вы, когда подрастете, поймете, насколько я был прав». Это представление соседствует со страхом «а вдруг не поймут?!»… — этот подход – следствие социального страха.
Оба эти подхода вредят как самим их носителям, так и тем, на кого они направлены. «Критики» выбивают почву из-под ног, сея сомнение и в других, лишая их веры в себя. Именно «сбивание» других с пути является главной опасностью чрезмерной критики. При этом представление о собственной неполноценности, распространяется на всех окружающих, и возникает идея, что эта неполноценность может быть преодолена лишь путем борьбы с собой и другими.
«Потакатели», сочувствуя сверх меры, также не дают другим избавиться от опеки и двигаться самостоятельно. Они также препятствуют нахождению на своём Пути, поскольку уверены, что когда другой «поумнеет», он обязательно признáет исключительную правоту и мудрость их Пути, и пойдет именно по нему. При этом от их внимания ускользает, что не все Пути совместимы, но это ни в коей мере не уменьшает их индивидуальной ценности.
В то же время, как это обычно бывает, такие подходы – это лишь искаженные Паразитом осознания естественные стремления. В частности, вместо того, чтобы критиковать всех подряд, можно проявить себя, просто твердо выражая свои убеждения. Вместо того, чтобы защищать и учить других, можно мягко помочь тем, кто в этом нуждается, найти свой собственный путь, выражая собственную точку зрения и предоставляя каждому право найти свое собственное решение, выработать свой собственный взгляд.
Кроме того, необходимо твердо понимать, что пристальное внимание к чужим ошибкам уместно лишь тогда, когда тот, кто ошибается, и тот, кто стремится это исправить, объединены общим Путем. Это может иметь место либо в отношениях типа «учитель-ученик», либо между очень близкими людьми, у которых отсутствует понятие «мои» и «твои» ошибки, а имеются лишь «наши общие» ошибки, как и «наши общие» достижения.
Во всех других случаях любое активное вмешательство в чужой Путь, какими бы мотивами оно не объяснялось, рискует быть лишь препятствием, а тот, кто создаёт препятствия на чужом Пути, обречен на потери силы, поскольку сражаться с Путем, с естественным ходом вещей – это значит идти против Потока Силы.
Поэтому для мага очень важно понимать, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, и сосредоточить внимание на своём собственном Пути, а не на выискивании ошибок окружающих.
Однако как же быть с идеей «обучения на чужих ошибках»? Обучение на чужих ошибках происходит тогда, когда человек наблюдает за успехами или проигрышами других людей, ведших себя так или иначе. При этом очень важно, чтобы чужой, даже успешный, способ поведения не копировался, а ошибки не критиковались. Важно понимать, что проигрыш одного в такой же ситуации может быть выигрышем другого, и то, что для одного – победа, для другого – поражение. Поэтому для мага приходится учиться исключительно на своих собственных ошибках, хотя для этого не обязательно их совершать. Обладая достаточно глубокими познаниями себя и достаточно развитым воображением, вполне возможно «смоделировать» ситуацию, «проиграть» её в виртуальном пространстве, чтобы понять, приемлем или нет такой способ действий.
Таким образом, для мага очень важно не впадать ни в осуждение, ни в потакание, акцентируя внимание на своём собственном Пути, и тех, кто его с ним разделяет.
«…Вместо того, чтобы защищает и учить других..» тут у Вас очепяточка закралась=)
интересная статья. жаль что сложно найти собеседника, идущего по другому пути и не воспринимающего обсуждение достоинств и недостатков моего и его Путей как критику..
Спасибо, исправил 🙂
Но ведь не бывает «достоинств» и «недостатков» Пути — если он — свой. Бывают, ограничения, накладываемые им, или дополнительные возможности, но они — не «достоинства» или «недостатки», поскольку от них нельзя избавиться, находясь на Пути, а значит — не нужно к ним подходить оценочно, а слова «достоинства» и «недостатки» как раз указывают на оценочное суждение. Скорее, может иметь место просто сравнение Путей, но без оценок, а лишь с констатацией особенностей.