Тетрактис: развёртывание Силы
Среди символов, обладающих реализационной властью, одним из древнейших и повсеместно распространённых является Тетрактис, описывающий этапы проявления Силы.
Известна древняя Клятва пифагорейцев:
«…Клянусь именем Тетрактис, ниспосланным нашим душам. В нем источник и корни вечно цветущей Природы…».
Уже в этой фразе заключается намёк на то исключительное значение, которое придавали Тетрактису древние.
Египтяне считали Тетрактис верховным символом универсальных сил и процессов, которые имеют место во Вселенной.
Идея Тетрактиса проста: нейтральная единица для своего проявления превращается в разность потенциалов – диаду, проявляющуюся вовне триадой (бинер рождает андрогин), фоном для проявления которой является тетрада. Вместе эти этапы составляют Декаду, священную единицу Западной мысли.
Единица мыслилась как всеобщая сущность, активность, являющаяся формой всех вещей и деятельным началом. Посредством причастности к Единице через «подражание», всякая вещь делается равной самой себе, т.е. «Одной». Вторая характеристика сущности – Двоица – чистое неравенство, неопределенность и противоположность как таковая – предмет «познания», проявления. Двоица – пассивная категория – получается из прибавления Единицы к самой себе, когда Единица выходит вовне себя, рождая движущую силу. Единица и Двоица – основные характеристики сущности, поэтому они рассматривались как всеобщие способы существования вещей. Третья характеристика сущности – Триада, в которой Единица достигает своей реальности и своего завершения – получается из целостности единого и множественного, когда Единица образует единство с неопределенным множеством Двоицы, иными словами, двоица порождает нейтральную равновесную Триаду. Это первое равновесие единств. Вселенная и все вещи определяются через Триаду, предмет явления. Четвертая характеристика сущности – Четверица – возникает из удвоения чистого различия Двоицы, то есть из пассивной пассивности, пассивной даже по отношению к нейтральности Триады. В Четверице, предмете «чувственного ощущения», Троица находит свое телесное воплощение. Числа 1, 2, 3 и 4 и образовывали Тетрактис, выражающий, таким образом, все мироздание.
В схеме Тетрактиса единица означает точку, двойка – протяженность, тройка (треугольник) – плоскость, четверка – объемность или пространство.
Плутарх считал, что ничего не может быть поименовано, что не опирается на Тетрактис. Это Причина и Делатель всех вещей, постижимый Бог, Творец небесного и чувственного добра.
Тетрактис делится десятью точками пересечения линий на девять равносторонних треугольников, олицетворяющих собой Всемирную полноту. В десятерице воплощается абсолютная предвечная единица как потенция и заданность бытия, которая, пройдя необходимые ступени эволюции, обретает бытие и сущность в себе самой. Пифагор говорит, что Декада есть природа числа, потому что все приходят к ней, и когда они приходят к ней, они возвращаются к Монаде. Декада называлась и небом, и миром, потому что первое включает второе.
Именно эта простая идея легла в основу священного каббалистического учения о Тетраграмматоне и Древе Жизни, многочисленным заклинаниям (например, широко известной Абракадабре) системе Таро и многим другим идеям – так что Тетрактиса по праву можно считать фундаментом Европейского мистицизма.
Тетрактис – это символ космоса, совершенства, порядка, меры. Пифагорейцы идентифицировали Тетрактис с самой гармонией. Вселенная, созданная числом и противоположными принципами (конечность – бесконечность), ведет себя логически, соразмерно необходимости и меры.
Тетрактис – чрезвычайно распространенный символ, его можно встретить в древних манускриптах, алхимических трактатах, на фасадах зданий и соборов, исторически связанных с тамплиерами и масонами. Он имел множетсво модификаций – его перестраивали, усекали, лишая вершины – активности, изымали ряд точек или добавляли новые, и каждая из таких манипуляций со столь универсальным знаком имела определённые реализационные последствия.
Поскольку все символы, составляющие Тетрактис, имеют значение для его понимания и силы, изменение его любой части влечет различные последствия: активность в нём нарастает снизу вверх, кроме того, активна его правая сторона, а левая и низ – относительно пассивны. Соответственно, усеченный тетрактис означает управляемую, «одомашненную» Силу, Тетрактис, лишенный одной из своих точек – он теряет своё равновесие и превращается гирю, смещающую Поток Силы.
Таким образом, Тетрактис (или «Священная Пирамида») воплощает наглядную форму целостности Вселенной, которая движется от своего единства к множественности материального мира.
Здравствуйте! Энмеркар, Вы пишете, что «усеченный тетрактис означает управляемую, «одомашненную» Силу…». Как это следует понимать? Ведь если усечь тетраксис, то как минимум лишаемся «единицы» или «Йод», которая соотнесенная с ацилут или с Хокма, что в силу перекрытости источника снижает (или прекращает) ток силы, плюс снижает её потентность поскольку она, в частном смысле, «не узаконена» на обозначенных уровнях. Или «усечение» в этом смысле совершается после актуализации силы и рассматривается как временная процедура, так сказать «консервирующия» силу, а после, для реализации тетрактису возвращается его вершина?
В этом случае собственная вершина Тетрактиса, источник его активности, заменяется на внешний контролирующий фактор. Лишая Тетрактис его высшей точки, можно использовать его ресурсы, подобно тому, как птице подрезают крылья или лошади зашоривают глаза. Понятно, что такое действие, по сути, означает насилие над энергией Тетрактиса и, по сути своей, не очень благородно.