Гальдр и рунические образы
Гальдр, Магия творческого слова, как и другие способы оформления и реализации воли мага, использует для этой реализации не только ресурсы самого оператора, но и привлекает целый ряд внешних энергетических потоков.
В случае Гальдра привлекаются Рунические силы, комбинация и направление которых и создаёт базис для возникновения реализации.
Искусство сложения Рунических образов в реализационные формулы требует такого же четкого знания и неистового вдохновения, как и искусство вырезания и вязания самих Рун.
Более того, правильный подбор не только самой силы, привлекаемой в заклинание, вису, но и образа, который передаёт эту силу, требует недюжинного воображения и поэтического дара.
Скандинавская культура разработала для этого целую огромную систему образов, способных передать заклинанию, висе либо Руническую силу в её полноте, либо более тонко отобразить один из аспектов этой силы. Речь о хейти и кённингах – «заменах» прямых образов иносказаниями, метафорами и синонимами. Скандинавы избегали называть многие вещи их обычными именами. Для этого и существовали «замены». Кеннинг — это поэтический прием, при котором простое и понятное слово заменяется красивой метафорой, которая должна состоять как минимум из двух существительных. Так, битву можно назвать «вьюгой копий», зеркало — «оком красоты» и т.д. «Хейти» – более короткие синонимы. Например, волка можно называть «алчный», «вещий», «бирюк», «лесной житель», «завывала», «Фенрир». А медведя — «бродяга», «медвежонок», «пестун», «бурый», «фыркун», «зубастый», «зверь», «сумрачный», «рыжий», «лесник», «косматый», «алчный», «косолапый», «мохнач». Кстати, русское слово «медведь» тоже на самом-то деле своеобразное хейти. Настоящее название этого зверя «бер», Велесово имя – однокоренное с «брать» и «беречь» — функциями этого бога. Это имя старались не произносить, оно было запретным, хотя сохранилось, например, в слове «берлога» (логово бера).
Помимо очевидного значения таких «замен» как обогащающего поэтическое слово приёма, их использование имеет и утилитарно-магическое значение как приёма, позволяющего точнее и искусснее комбиноровать Рунические образы, а значит – филигранее суммировать соответствующие Рунические векторы.
К примеру, привлечение силы Уруза могло произойти как в результате прямого использования образа Зубра в висе, так и хейти и кённингов этого животного – например, Конь лесов, Поедатель мхов или Могучий, Неостановимый и т.п. Аналогично кеннинг «Плащ Одина» привлекает в вису силу Ансуза, а «Стяг Вальгаллы» — Вуньо. Фактически, все образы, относящиеся к смысловому полю каждой из Рун, являются необходимыми для составления вис с привлечением соответствующих сил. Неудивительно, что «Язык поэзии» так подробно описывает кеннинги богов и предметов.
Использование «замен» позволяет указывать именно на тот аспект Рунической силы, который необходим для данного конкретного случая.
К примеру, оплодотворяющая сила Фрейра во всей своей полноте привлекается при использовании прямого имени Руны Ингваз, но эта же сила может быть привлечена и более дифференцированно при использовании определённых хейти и кеннингов, например, говоря о «Враге Муспелля», можно отделить животворящий аспект солнечной энергии от его сжигающего аспекта, а упоминая «Сына Ньерда» сделать акцент на небесном происхождении явления жизни; используя хейти «Ван», можно привлечь более низкий аспект оплодотворяющей силы природы, чем используя кеннинг «Бог ванов», и т.д.
Таким образом, язык вис – это не просто причудливые поэтические изыскания, это еще и конкретно-магические операции, направленные на выделение необходимых аспектов силы и манипуляции этими аспектами.
Спасибо, это одна из самых практичных статей, которые я читал по данной теме на русском языке!
В первом абзаце, как я понял, говорится о важности привлечения дополнительной энергии для более эффективной реализации. И действительно я заметил, что причина неудавшихся реализаций чаще всего именно в пониженной (по той или иной причине) энергетике (ресурс жизненной силы?) оператора. Получается одно из важных свойств именно реализационных символов, к которым принадлежат в том числе и Руны, в том и состоит, что манипуляция с ними привлекает дополнительный энергетический ресурс из вне? Или речь о другом? (Откуда тогда Маги берут дополнительную энергию для реализаций, если своей не хватает?)
Здравствуйте.
Скажите, а как именно руны соотносятся с аспектами богов?
Благодарю.
Руны выражают векторы Силы, боги же управляют потоками Силы. Поэтому каждый бог несет в себе определённые Рунические силы, точно так же как каждая Руна выражает аспекты ряда богов.
Замечательная статья. Всё просто и понятно. Теперь хоть понятен принцип составления вис.
Большое спасибо автору.
Спасибо, очень практичные и конкретные указания. После прочитанных томов Матюшиной и пр. о поэзии скальдов наконец-то я услышала, зачем нужны кеннинги и хейти :)) Теперь ясно, куда дальше двигаться в моих изысканиях: интуитивное ощущение сменилось точным знанием. Благодарю!
Сейд использовался с целью навредить кому-либо и его обряды выполнялись в основном ночью. Владели сейдом прежде всего женщины, ибо для мужчин выполнение его обрядов считалось постыдным.