Жалость и сострадание
В одном из предыдущих разговоров мы обсуждали важность сострадания для развития и расширения сознания. В то же время, человеческое мышление нередко путает понятие сострадания с идеей жалости.
Жалость – это дестрактор, внедренный в сознание хищниками и разрушающий как того, кто жалеет, так и того, кого жалеют.
Сострадание – это ощущение чужой боли как своей, а значит – стремление к уменьшению этой боли, к уменьшению общего количества страданий на свете. Сострадание — это умение при любых условиях действовать так, чтобы причинять как можно меньше вреда окружающим существам.
Жалость же – это констатация слабости, неспособности или «ущербности» другого существа по сравнению с собой, констатация его страданий с некоторой дистанции.
Жалость подразумевает отдельность, изолированность, сострадание же – целостность.
Жалость порождает поток разрушительной энергии, потому что жалея, человек обычно признаёт ущербность объекта жалости, его неспособность самостоятельно выйти из сложных ситуаций, в конце-концов – жалость – это признание за другим положения жертвы: «Бедненький, несчастненький, как тебе плохо…» и этот образ вкладывается в чувство жалости. Иными словами, тот, кто жалеет кого-то, намеревает объект жалости еще глубже в тьму и несчастья, посылая ему свои образы его ущербности.
Именно поэтому нередко говорят, что маг должен быть безжалостным – при этом имеют в виду, что маг не должен намеревать кого бы то ни было быть жертвой, он вообще должен изгонять из мироздания сам образ отношений, при котором существует потребление одних существ другими.
Жалость приучает к слабости и бездействию. Жалея себя, человек часто с удовольствием делится личной ношей с окружающими, перекладывает на кого-то ответственность за свои действия, требуя понимания или поддержки.
Человеку одинаково плохо и когда у него действительно что-то болит, и когда всего лишь не реализуется какая-то его прихоть. Человек приучается, чуть что, жалеть себя изо всех сил, даже сам не понимая, что его страдание не столь велико, насколько он его изображает. И более того, утешение для него нередко важнее, чем решение проблемы, из-за которой ему стало плохо. И вместо того, чтобы быть сильным и самостоятельным, человек живет слабым и зависимым — потому что за всю свою жизнь, по большому счету, ничего не делает самостоятельно.
Сострадание, в отличие от жалости, всегда развивается внутри. Чтобы испытывать его, требуется способность ощущать себя таким же проявлением Великого Духа, как и окружающие. Это ощущение позволяет смотреть на других, не содрогаясь, но и не умиляясь, сохраняя спокойствие, как наедине с собой, перед зеркалом.
Сострадание всегда активно; оно всегда заставляет искать путь к уменьшению страданий, — не просто к утешению, не к деланию вида, что «все хорошо», когда все плохо, но именно к поиску выхода из сложившейся ситуации. Ощущение абсолютного равенства всего перед всем, сопряженности себя со всем остальным миром, кардинальным образом переиначивает видение и переживание бытия, устраняя ощущение жертвы и происходящие из него страдания.
Жалость увеличивает количество страданий: к страданиям того, кого жалеют, прибавляется и негативное состояние самой жалости. Сострадание же заставляет двигаться от страданий, и поэтому оно может сочетаться с радостью. Когда чувствуешь, что действительно помогаешь кому-то, испытываешь радость.
Таким образом, маг стремится к состраданию, но избегает жалости, поскольку он стремится к силе и свободе, а не к слабости и зависимости.
Получается если бы каждый умел сострадать реализовался бы миф Исуса из Назарета? И реализовалась бы заповедь «возлюби ближнего как самого себя».
Бра:
Суббота, 2 октября, 2010 в 5:42 пп
Получается если бы каждый умел сострадать реализовался бы миф Исуса из Назарета? И реализовалась бы заповедь «возлюби ближнего как самого себя».
Как бэ, блин, это и есть главная
проблема нашей цивилизации-неспособность человека инстинктивно переживать чужому страданию. И эта тема красной линией проходит в библии
Demian8888 Вы обвиняете цивилизацию в том что один разумный человек неспособен сострадать другому разумному человеку. Значит оба они не разумны и способны он/они только жалеть друг друга инстинктивно. А если среди этих двух будет один разумный то шансы увеличатся. Старатся быть в окружении человеков разумных и страдать меньше придется.
«Старатся быть в окружении человеков разумных и страдать меньше придется.»
Мы (ныне живущие) родились в переходный период для цивилизации и проживаем собой эволюцию — трансформацию из традиционного вида «человека разумного» (homo sapiens) в некий новый вид. Эта трансформация происходит по-разному, более того, не все выбирают для себя эволюционный путь. Но те, кто выбрал, переживают ломки всех прежних систем в целях перестройки, с чем сопряжено немало страданий от непонимания, не вмещения разумом происходящего в переходный период. И на физике много сшибок, поскольку плоть также трансформируется, а мозг продолжает посылать телу прежние программы, которые уже не работают для человека обновляющегося, и организм не знает, куда ему)). Т.е., стараться пребывать среди «человеков разумных» тому, кто эволюционирует не вполне уместный способ преодаления страданий.
Вы ныне живущий проживаете собой эволюцию человека разумного в новый вид человека страдающего. А есть еще два вида тех кто не выбирает эволюционный путь человек жалеющий или жалкий человек. Да в основном эта ломка связанная с перестройкой систем происходит на уровне инстинктов у человека чувствующего. Если человек эволюционирует, то среди человеков разумных он будет страдать и пребывать среди них ему будет в тягость.(если я правильно уяснил слово эволюционирует)
«Вы ныне живущий…» — факты в студию, пожалуйста. А то не заметно как-то. Впрочем, человеческая жизнь наверно слишком коротка, чтобы замечать столь глобальные перемены, не находите?
«Если человек эволюционирует, то среди человеков разумных он будет страдать и пребывать среди них ему будет в тягость.(если я правильно уяснил слово эволюционирует)»
Слишком много негатива. Развивающийся человек осознает как сосбтвенные потребности так и потребности общества. Будет давать обществу то что нужно обществу, будет брать себе то что нужно ему. В итоге счатливы будут и человек и общество 🙂
Будет давать обществу то что нужно обществу- у вас есть ныне живущие приемеры тем кому до 50;)?(предполагаю они находятся в скрытии) Может я не правильно понял что такое общество…
Нередко наблюдаю, что жалость к другому человеку сопровождается в первую очередь жалостью к себе. Как Вы прокомментируете этот момент?
Жалость оскорбительна для сильного человека. Действительно, пресекание чувства жалости отсекает отток Сил. Но главное, чтобы контроль над жалостью не превратился в равнодушие. Это еще более опасное состояние.
…в продолжение возможной перерасстановки акцентов можно сказать, что Безжалостность проистекает из Безупречности…
В ваджраяне мы называем такое сострадание — активным сочувствием. Аспект, воплощающий его — это Ченрезиг (Авалокитешвара), «Любящие глаза».
Здравствуйте Мастер! Имеем ли мы право сострадать тем, кто нас искушает? Как вы думаете? С одной стороны это свободный разум, с другой это плод умершего дерева. Часто вижу таких, но и они меня видят и не просят о помощи.
Здравствуйте.
не очень понимаю, что Вы вкладываете в понятие «искушения».
Но сострадание, как чувство неотдельности, — это естественное свойство сознания.
Есть люди, знакомые, наверное у всех они есть, милые, приятные, но иногда делают вещи противоречащие совести, моей, да и наверное среднестатистической. И смотрят на меня, на реакцию. Осознанности у них в эти моменты добавляется. И не знаю как реагировать.
ну, точно не идти против совести