Серая Магия Гептамерона
Раз уж возник вопрос о Гептамероне, постараемся разобраться, так ли светла эта книга, как принято считать.
Авторство «Гептамерона или элементов магии» приписывается профессору Падуанского университета Пьетро д’Абано (около 1250-1316), врачу, натурфилософу, алхимику и астрологу, изучавшему греческий язык в Константинополе, заподозренному в ереси и умершему в тюрьме, находясь под судом инквизиции. Хотя Абано был близким другом Папы Иоанна XXII, последние восемь лет своей жизни провел в тюрьме. «Гептамерон» создал ему после смерти славу великого чародея. Говорили даже, что после смерти его забрал дьявол. Разочарованные тем, что не успели казнить Абано, инквизиторы сожгли хотя бы его портрет.
Об Абано рассказывали, что он держал в стеклянной банке 7 демонов, которые сделали его великим мастером во всех «семи свободных искусствах» (т. е. в светской учености).
Первое издание Гептамерона было опубликовано в 1496 году, в Венеции, в качестве дополнения к трудам Генриха Корнелия Агриппы, после его Четвертой книги. Книга также была издана на латинском языке в Лионе на рубеже XVI—XVII веков.
В книге подробно перечислены знаки, имена, числа, которые надо знать, чтобы вызывать духов, называемых в книге «ангелами воздуха»:
«и если бы они познакомились с этой работой, то могли бы узнать различные обязанности духов, как их можно вызывать для разговоров и общения; что следует делать каждый день и каждый час»
Считается, что Гептамерон основан на самых истинных волшебных книгах, в том числе на Книге Ангела Рациэля, которую, по преданию, дал ангел Адаму в его изгнании, чтобы люди могли жить на Земле и помнить Господа.
Гептамерон упоминается в книге Sepher Maphteah Shelomoh (Книга Ключа Соломона), и называется там Книгой Света. Также, как одна из самых ранних книг средневековой магии, Гептамерон считается основным источником Лемегетона и всего Соломонова цикла. Агриппа говорил в своих трудах, что работы Пьетро де Абано были одним из источников для его знаменитой Оккультной философии.
Артур Уэйт рассматривает «Гептамерон», как продолжение «Четвёртой книги» Агриппы.
Именно он первым заметил, что Магия Гептамерона «не такая белая, какой хочет выглядеть». Хотя духи, с которыми оперирует Гептамерон, и описаны в нем, как ангелы, операции с ними происходят так же, как с демонами – их принуждают Божественными именами, им угрожают, их сковывают.
Пантакль Гептамерона также не выделяется из общего характера Соломоновых книг: Гексаграмма, ограниченная крестами и Именем AGLA явно напоминает, например, Алмадель и другие подобные Пантакли.
Не менее странно для ангелов выглядят и цели операций: хотя они вроде бы направлены на «познания», тем не менее, среди обязанностей вызываемых духов – традиционные «открывают замки или засовы», «обеспечивать серебром; переносить вещи с места на место; делать лошадей быстрыми и раскрывать секреты людей», «способны вызывать войны, эпидемии, смерть и пожары; и предоставляют одновременно две тысячи Солдат; несут смерть, болезни или здоровье», «соблазняют мужчин любить женщин» и тому подобное.
Рассмотрение характера вызываний и обязанностей духов показывает, что «ангелами» они названы лишь «для отвода глаз». На деле Гептамерон оперирует с теми же Служебными духами, что и остальные Гримуары.
Для того, чтобы понять характер этих «духов», разберёмся с тем, кого средневековые Гримуары вообще именуют «демонами».
Еще начиная с гностиков Христианская эзотерическая традиция, с её концепцией «падших» духов, помещала этих духов не в «ад», то есть – не в Клиппотические области, а в «поднебесный мир». И Абано, естественно, знакомый, с этим представлением, под своими «Духами воздуха» имел в виду не элементалей или стихиалей Воздушных масс, а именно этих – «поднебесных» духов.
Мы уже говорили, что Магический миф различает Служебных духов, осуществляющих Нисходящий ток, препятствующих этому току, и – находящихся в самом Вертикальном потоке. Именно первые — обитатели Клиппот и Шеола – облигатные хищники, тянущие Силу своей ненасытностью, строго говоря, и должны называться демонами.
Те же духи, которые обитают в потоке, принципиально способны извлекать силу из его Восходящей части, и поэтому не являются исключительными хищниками. Их «положительная», основа традиционно именуемая «Гениями«, обычно не активна. Тем не менее, сами генерировать силу они не в состоянии, и потому стремятся к пожиранию как Жизненной энергии, так и энергии желаний («Красного Света«) Свободных существ.
Именно к этой категории принадлежит большинство Гоэтических духов – вопреки позднейшим представлениям, они приходят не «из ада», а «с неба», точнее – из «поднебесья» — населяя Вертикальный Ток.
Поэтому Абано совершенно точен, заклиная своих «ангелов»
«правящими херувимами; и великим именем самого Бога, могущественного сильного, возвышающегося над всеми небесами»
поскольку именно так работает Номинативное управление Служебными духами, в том числе – и «Серой» иерархии.
Важным с практической точки зрения представляется и разнесение «Духов воздуха» по «Ветрам», то есть – по стронам света, что помогает, во-первых, правильно выбрать направление самой операции, а, во-вторых, помогает понять некоторые характеристики самих духов. Такое разделение отличается от традиционного разнесения духов по Планетарным областям, но преследует ту же цель, и иногда оказывается даже более продуктивным, хотя Гептамерон и насчитывает все те же 7 областей, 7 ветров, соответствующий семи дням недели. В некоторых случаях между Ветрами и Планетами ставится даже знак равенства, например:
«Духи Воздуха Понедельника относятся к Западному Ветру, который является ветром Луны»
Таким образом, Гептамерон не выделяется из общего ряда Гримуаров Соломонова цикла ничем, кроме чисто технических особенностей и манеры именовать Гоэтических («Серых») духов «ангелами» или «духами воздуха», так что особых оснований считать его более «светлым», чем, например, «Лемегетон», нет.
Хорошо. Если Демоны Малого Ключа — не Клиффот, то кто из демонов относится к Клиффот? Кстати, Астарот Малого Ключа и Астарот Великого Гримуара — одна и та же сущность, или же «тёзки»? Как Архангел Огня Михаэль — это не то же самое, что и Архангел Солнца, хотя носят одно имя. И еще — Сорат, Тафтартарат, Барцабель, и др. планетные духи — это, как я понимаю, также сущности, определяемые, как «поднебесные»? И, если говорить о планетарных духах, то какова, в таком случае, природа духов Арбателя? Это ведь сущности совсем иного плана, чем Сорат и Тафтартарат, к примеру? Точнее, если рассмореть принятую в ЗЗ иерархию Божественное Имя — Архангел — Хор Ангелов — Гений — Демон, то какое место в этой цепи могут. предположительно иметь Духи Арбателя?
1) Лемегетон — это не пособие по демонологии, а практическое руководство. Там описаны духи, находящиеся в деканах и доступные для взаимодействия с людьми. И среди них есть как «черные» демоны клиппот, так и «серые» демоны «поднебесья». Упомянутый вами Астарот, как и, например, Сидонай — это, вне всякого сомнения, абсолютные хищники. 2) Имя есть сущность и не бывает двух разных сущностей с одним именем. Астарот — это всегда Астарот, а Михаэль — всегда Михаэль, и независимо от того, какой из аспектов их деятельности рассматривается, их самоидентичность сохраняется. Если рассмотреть Вас на работе и Вас в кругу семьи — тоже ведь может показаться, что Ваши функции и даже личности совершенно различны, но это ведь не значит, что сущности разные. 3) относительно Клиппот в Западной традиции существует привычка смешивать «скорлупы» как принцип и их обитателей. Как принцип, Клиппот являются необходимым компонентом мироздания, любой объект, парцуф, должен иметь свою «скорлупу», без которой Сила в него течь не будет. Тем не менее, духи клиппот, несмотря на свою онтологическую необходимость, субъективно абсолютно враждебны бытию и существам. Что же касается духов Арбателя, их, похоже, также стоит отнести к Серой иерархии, но они выражают её нейтральность, незаинтересованность в Токе Силы как таковом. 4) В системе ЗЗ духи Арбателя, вероятнее всего, должны быть отнесены к Чинам, понимаемым как индивидуализация коллективностей (в духе Сведенборга).
Я потрясен. Собственно, это объясняет присущую им изворотливость. Но есть вопрос по поводу пассажей типа «заклинаю тебя, Михаэль, сделай все, что мне нужно». Таким образом мы включаем Михаэля в иерархию Гептамерона и относим к поднебесным?
Ангелы — тоже служебные духи. В принципе, их тоже можно заклинать и вызывать, вопрос только в том, имеет ли смысл вызывать духов, сама природа которых — препятствовать току Силы.
То есть как это имеет ли смысл? То есть предварительное заклинание, соответствующее дню, не имеет смысла?
Вызывание и призывание — это не одно и то же. В традиционных Ритуалах эвокации Архангелов призывают — так же, как призывают и Имена Всевышнего, не для того, чтобы принудить их сделать что-то, но для того, чтобы отождествить свою силу с их силой. Маг отождествляет себя с Силами, находящимися на одной Оси Аналогий с теми, которые он вызывает, но стоящими выше вызываемых и таким образом получает власть над ними
Представления Уэйта о Черной и Белой магии достатачно спорны (по крайней мере те кто Гримуары составлял вряд ли придерживались такого же мнения). Но если под работой с Гептамероном подразумевать работу с Духами Воздуха — то пожалуй действительно это скорее серая магия. Но на мой взгляд его можно использовать в качестве основы и для множества других работ.
А вообще я честно говоря до сих пор не сильно понимаю, что на практике означают ваши слова о том, что «Ангелы — духи сущность которых препятствовать потоку силы». То есть их бесполезно призывать для практических операций, а только например для получения знаний, etc.? Или всё же работа с ними может быть полезна Магу для чего-то ещё?
{Не беря в расчёт воззвание к ним как промежуточному звену иерархии, во время призывания низших духов. Должны же они ещё чем то быть примечательны кроме этого?}.
Ангелов призывать с практической целью не бесполезно, но опасно — причем не менее, а иногда — даже более опасно, чем демонов. Вы пробовали вызвать ангела? если интересно — попробуйте — Вы правы, метод Гептамерона можно использовать для любых вызываний (как, впрочем, и метод любого другого Гримуара), и Вы сами увидите, в чем особенность их природы…
Я пробовал призывать Ангелов, и во многом с вами согласен. Для работы с Ангелами человек должен обладать скажем так «определенными качествами», и для тех кто ими не обладает, действительно призывание может быть опасно {в меру данного несоответствия}.
Но честно говоря я всё равно пока не ответил для себя на вопрос — зачем с ними работать (особенно сравнивая с другими духами, взаимодействие с которыми во многих отношениях более продуктивно, в силу их большей близости человеческой природе).