Применение знаний
«Ас — повелитель
речи любой,
пристанище мудрости,
утешение мудрым.»
Сила, зачатя Феху в Урузе и выношенная Турисазом, находит свое проявление в Ансузе. Иными словами, Ансуз (Ас, рот, Устье) соответствует самому процессу рождения силы — нейтральности — плодородной Пассивностью.
Четвертая Руна Старшего Футарка связана с тем, чего так не хватает многим современным практикам Рун — вдохновением.
Это Руна творческой мысли, находящей воплощение в слове, поскольку именно слово есть тело мысли.
Мифологически эта Руна связана с Асами, прежде всего с Одином (ее изображение — это развевающийся между мирами синий плащ Великого Аса) и осуществляемым ими процессом Творческого Преобразования мира.
Вместе с тем, Ансуз — это и обратная сторона применения знаний — то есть восприятие, понимание.
Речь, которая, с одной стороны, воплощает внутреннюю жизнь личности («внутренний диалог»), а с другой — способ проявления этой личности вовне, также является понятием, относящимся к смысловому полю Руны Ансуз.
Творческое слово воспринимается как магическое проявление, заклинание, независимо от того, насколько похоже оно на привычное заклятие. Когда учитель говорит школьнику: «встань и выйди из класса», а школьник повинуется, мы, конечно, имеем дело с заклинанием, словесным авторитетом.
Таким образом, речь, уста, слова — все это воплощения той силы, что символизируется четвертой Руной.
Сила слова — всегда очень личная сила. Именно то, что, и, главное, как говорит человек, очень точно выражает суть его личности. Вероятно, именно поэтому Эрили традиционно окрашивали Ансуз (в отличие от других Рун) всегда только собственной кровью.
Магическое применение Руны Ансуз включает не только привлечение вдохновения, речи, но и облегчение восприятия, понимания.
С точки зрения Мифических предметов, Ансуз, конечно, отождествляется с котлом Одрёерир и находящимся в нем Медом вдохновения. С точки зрения практического применения, важно, что Мед, во-первых, заключает в себе мудрость как Асов, так и Ванов (поскольку Кваси, из крови которого и получился Мед, был сотворен смешением силы асов и Ванов в знак мира между ними), то есть, как знание интеллектуальное, дифференцированное, так и мудрость интуитивную, синтетическую (как «знание головы», так и «знание сердца»).
Во-вторых, важно, что Мед был в собственности Йотунов, и достался Асам в результате похищения Одином у Суттунга. На практике это означает, что получение, трансформация и выражение Знания нуждается в приложении силы, «человек понимает Знаки тогда, когда он силен». Кроме того, мудрость как имущество прародителей не относится к поверхностным качествам личности, ее источник — в изначальных глубинах.
С точки зрения взаимопереходов Рун интересно, что Ансуз можно получить из Уруза, а Асы являются потомками Йотунов, то есть Знание является следствием Мудрости.
Неумелое применение Ансуза связано с опасностью Теневого лика Одина — Локи.
Этому Асу тоже не занимать Вдохновения, однако его вдохновение, хотя и необходимо для мироздания в целом, может быть весьма травматично для его отдельных частей.
В этом аспекте Ансуз — Руна лжи (пусть даже иногда «во спасение»), пренебрежения ближними ради «высоких целей», предательства и коварства.
Ансуз это ведь не только воплощение мысли через слово, но и через любое творческое проявление себя во вне?