Игра случая
«Коробка для жребиев —
игра и смех
средь мужей смелых,
где сидят воины,
в пива чертогах,
счастливы вместе»
На уровне Второго атта переход от Нейтральности к Восприимчивости приводит к возникновению флуктуаций в окружающей среде.
Эти флуктуации являются прямым следствием проникновения сил Нижнего мира (которое имело место на стадии Эйваз) в мир Средний, и описываются Руной Пертр (Жребии, иногда — утроба, Perthro).
Видимо, эта Руна изображает мешочек, в котором хранятся Руны, и этот факт выносит Пертр в особое положение в Руническом цикле.
Мифологически это описывается появлением Норн, приведшим к окончанию Золотого века:
«На лугу, веселясь,
в тавлеи играли,
все у них было
только из золота, —
пока не явились
три великанши,
могучие девы
из Ётунхейма»
Хорошо известно, что Норны, явившиеся в Миры проявления, установили двойной закон: с одной стороны, им подвластна судьба и течение жизни. Но с другой, именно их сила дает человеку вырваться за пределы ограничений.
Иными словами, с одной стороны, именно Норны создают внешнюю канву человеческой жизни:
«Мудрые девы
оттуда возникли,
три из ключа
под древом высоким;
Урд имя первой,
вторая Верданди, —
резали руны, —
Скульд имя третьей;
судьбы судили,
жизнь выбирали
детям людей,
жребий готовят«.
Именно узлы, завязанные Норнами на нитях Судеб, определяют ключевые события, которые происходят с человеком.
Однако вместе с тем, иногда судьбе удается чудесным образом противостоять (или, возможно, это просто иное выражение судьбы).
Так, например, в «Саге о людях из Лососьей долины» рассказана история некого Ана:
«Ночью после этого Ан стонал во сне, и его разбудили. Его спросили, что он видел во сне. Он отвечал:
— Ко мне явилась страшная женщина и сорвала меня с постели. В одной руке у нее был большой нож, а в другой корыто. Она приставила нож к моему животу, вспорола его, вынула внутренности и вместо них сунула туда хворост. После этого она вышла.
Кьяртан и другие много смеялись над этим сном и сказали, что теперь они будут называть его Ан Хворост в Животе. Они схватили его и сказали, что хотят пощупать, есть ли у него хворост в животе. …
Ночью после того дня, когда произошел бой в Селингсдальстунге, случилось так, что Ан поднялся, в то время как все думали, что он умер. Люди, которые были около трупов, испугались, так как им казалось, что произошло великое чудо. Тут Ан сказал им:
— Прошу вас именем Бога, не бойтесь меня, потому что я жил и был в полном сознании до того мгновения, когда меня охватило забытье. Тут мне приснилась та самая женщина, что и прежде, и будто она вынула у меня из живота хворост и вложила туда внутренности, и при этой перемене я почувствовал себя хорошо.
После этого ему перевязали раны, и он излечился, и с тех пор его звали Ан Хворост в Животе»
Такая «охранительная» сила, персонифицированная в образе женщины, явившейся Ану (а подобные описания можно найти и в других сагах), обычно называется «Хамингья» и обозначает именно способность человека сопротивляться «естественному» ходу вещей, то есть, его «везучесть», Удачу.
Хамингья обозначает способность человека заставлять Порядок вещей склоняться перед ним, уступать ему дорогу.
Важным отличием Хамингья является именно ее дискретность, конечность: ее можно приобрести при рождении или просто в дар, можно отдать, подарить или отобрать в бою, также можно потерять или проиграть, можно даже оставить в наследство.
Впрочем, такая дискретность весьма характерна для языческого мифа, который, как мы уже много раз видели, описывает потоки Силы не в виде прямых или лучей, а в виде отрезков, квантов, наделенных своего рода самоосознанием.
Таким образом, личный Путь представляется суммой (причем векторной) закономерности и преодоления этой закономерности.
Именно единство этих двух аспектов и описывается Руной Пертр.
Языческий Воин на своем пути постоянно состязается с Судьбой, с Удачей.
Еще одним моментом, который отображает эту же идею, является само представление о Норнах.
Очень часто трех Норн на основании формального сходства (они женщины, их три, они прядут судьбу) сопоставляют с греческими Мойрами или римскими Парками, с легкостью приписывая им управление триединым временем (прошлым, настоящим и будущим), и даже иконографически изображают их в виде трех женщин разного возраста (молодой, зрелой и старой).
Однако, как нам уже должно быть понятно, «варварское» представление о судьбе (собственно, и символизируемое Руной Пертр) весьма отличалось от классического именно пониманием важности игры случая и представлением о возможности склонения случая в свою сторону.
Даже имена Норн свидетельствуют об этом:
Урд — Судьба, Верданди — Становление и Скульд — Долг: Первая завязывает узлы судьбы, определенные рождением (это обычно называется, на индийский манер, «кармой», хотя это слово и не очень удачное); Вторая обеспечивает реализацию этих ключевых событий (но здесь-то и возможна та самая Игра Случая, вмешательство Хамингья); и Третья, выражающая «идеальное» стремление жизненного пути, его наилучшее с точки зрения мирового Потока развитие, обеспечивает со-существование этих двух сил — Неизбежности и Неожиданности.
При этом, Скульд может как помогать избежать, казалось бы, неотвратимого (если оно стоит на пути к свершениям, силе и славе), так и наоборот, быть дополнительным препятствием для Хамингья (если самое лучшее, что может сделать герой — это уйти со сцены).
К другим символическим областям Руны Пертр относятся представления о Посвящении, как Прыжке через Закономерность, неожиданном обновлении: ведь к Посвящению нельзя неотвратимо приближаться, к нему можно только готовиться, но никогда нельзя точно предсказать, когда произойдет этот скачек и произойдет ли он вообще.
Еще одним из элементов символического поля Перт является представление о Перекрестке Миров, месте, где возможно все, поскольку на нем не действуют законы ни одного из миров, находя там свое равновесие.
Поэтому Пертр часто сопоставляют с утробой, чревом, которое, с одной стороны, обеспечивает рождение, но с другой — конец (смерть) внутриутробного существования. В этом аспекте Пертр соответствует Матери Асов Фригг, которой «ведомы все судьбы».
Сопоставление с Матерью приводит Пертр в соответствие также с Очагом, осуществляющим связь миров.
Кроме этого, к сфере Пертр относится свойство Интуиции — также скачку через анализ и синтез к прямому знанию целостности. Интуицию также можно рассматривать, как проявление Хамингья в области знания («безмолвного» знания), как учет тех влияний, которые не освещены рассудком, разумом. Высшая форма Интуиции проявляется как прозрения и просветление, которые также относятся к сфере Пертр.
Из вышеизложенного понятно, что магическое применение Пертр включало помощь в поисках, а также родах, плодородии. Сигрдрива, видимо, относит Пертр к «Повивальным» Рунам именно на основании способности этой Руны проявлять события «из ничего», а голова Мимира сказала, что Пертр украсила «Ноготь Норны».
Графически Пертр сопоставляется с Беркана (в аспекте Фригг). Пертр — «открытая» Беркана. Кроме того, Пертр можно представить, как Йеру, разбившуюся об Иса, в этом аспекте Пертр представляет единство закономерности и внезапности, а также как Гебо, разделенное напополам все той же Иса.
Вместе с тем, понятно, что неумелое использование Пертр чревато самыми неожиданными и непредсказуемыми последствиями, силу этой Руны можно сопоставить с так называемым «виртуальным кипением вакуума», при котором рождаются пары элементарных частиц/античастиц, и которое, видимо, и лежит в основе реального проявления мира.
Именно спонтанность, символизируемая Пертр, может сыграть как на стороне эриля, так и против него, если его Сила (и Хамингья) недостаточны. Поэтому, применяя Пертр, нужно понимать, что риск велик, и нужно быть готовым к любым обновлениям, не только ожиданным и желаемым.
Думаю каждый человек в праве выбрать, то что ему больше по душе. Поэтому думаю вы сделали правильный выбор
Эта руна была для меня чем-то страшным, не помню сколько — много лет. Что-то неосознанное внутри — не позволяло её вырезать……. Однако….Всему — Своё Время……………..Пожалуй — Пертр самая удивительная и волшебная руна из всего Футарка 🙂
Вижу в ней взывающего к небесам человека, сидящего, когда нет уже сил стоять.
А теперь вижу «книгу жизни» с одной стороны страница уже написана, закрыта, с другой она открыта и пишется.