Футарки Сигрдривы
Всем хорошо известно, что, помимо прямого, Футаркского, порядка Рун, существует еще по меньшей мере два описания рунического строя. Это так называемые «Футарки Сигрдривы», которые присваивают Рунам, во-первых, разные категории, а, во-вторых, разные возможности применения.
Распространены две точки зрения на возможность прочтения этих футарков, описанных в эддической песни «Речи Сигрдривы».
Первая точка зрения, которую мы уже обсуждали, выделяет восемь категорий Рун, считая, что в каждом из аттов есть руна каждой категории. Так, например, «Рунами победы» считаются Феху, Хагалаз и Тейваз, «Рунами пива» Уруз, Наутиз и Беркана и т.д.
Вторая точка зрения считает «Футарки Сигрдривы» простым поэтическим описанием Рун, в котором нет строгой системы и соответствий.
Очевидно, что обе точки зрения несколько ограничены. С одной стороны, конечно, неправильно придавать Руническому строю пифагорейскую точность. Это не отражает динамической природы Рун, останавливает их течение. Однако, с другой стороны, рунический порядок, конечно, не произволен, Руны несомненно отражают как стадии Мирового процесса, так и календарные циклы.
А понять порядок важно, не даром ведь сама валькирия говорит: «Не перепутай!».
Поэтому, ни в коем случае не претендуя на единственную истинность и универсальность, позволим себе познакомить с еще одним вариантом прочтения «футарков Сигрдривы», который исходит именно из мифолого-поэтического воззрения на природу Рунического строя.
Прочтение рун названия каждой из рунических групп (с учетом возможности взаимопревращения Рун) принимается за критерий отнесения Рун к этой группе.
6
»Руны победы, (Sigrúnar) — Совелу, Тейваз, Кеназ
коль ты к ней стремишься, —
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!
7
Руны пива (Ölrúnar) — Ансуз, Наутиз, Эваз
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,
руну Науд — на ногте.
9
Повивальные руны (Bjargrúnar) — Пертр, Эйваз, Йера, Райдо, Ингваз
познай, если хочешь
быть в помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.
10
Руны прибоя (Brimrúnar) — Беркана, Турисаз, Уруз, Альгиз
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, —
пусть грозен прибой
и черны валы, —
невредимым причалишь.
11
Целебные руны (Limrúnar) — Лагуз, Иса, Вуньо
для врачевания
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.
12
Познай руны речи, (Málrúnar) — Манназ, Отила, Феху
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!
Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить правосудье.
13
Познай руны мысли, (Hugrúnar) — Хагалаз, Дагаз, Гебо
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их
и начертал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.
Такое прочтение строф не только имеет хороший практический выход к возможностям применения Рун, но и вполне отвечает как внутренней логике Рунического ряда, так и образу мыслей древних скандинавов, любивших многочисленные аналогии и иносказания. Хочется еще добавить, что прочтение рун в предложенном порядке помогает еще и лучшему пониманию самих категорий.
Далее идет еще одно перечисление. Оно также, видимо, может быть истолковано с образно-поэтической точки зрения как на основании соотнесения с мифологическими событиями, так и исходя из графической формы начертания Рун.
15
… руны украсили
щит бога света, (то есть Фрейра, руна Ингваз)
копыто Альсвинна (Солнечного коня, руна Совелу)
и Арвака уши (еще одного Солнечного коня, руна Дагаз)
и колесницу
убийцы Хрунгнира, (То есть Тора, руна Райдо)
Слейпнира зубы (конечно, руна Эваз)
и санный подрез, (Следы от саней, руна Хагалаз)
16
лапу медведя (естественно, Уруз)
и Браги язык, (речь и вдохновение — руна Ансуз)
волчьи когти (руна Лагуз)
и клюв орлиный, (Например, Суттунга или Тьяцци — руна Турисаз)
кровавые крылья (то есть, лук — руна Эйваз)
и край моста, (то есть границы миров — руна Манназ)
ладонь повитухи (конечно, Беркана)
и след помогающий, (след птицы — руна Альгиз)
17
стекло (лед, руна Иса)
и золото (огонь, руна Феху)
и талисманы, (защитные знаки, руна Отила)
вино (продукт урожая, руна Йера)
и сусло, (зимнее питье — пиво, руна Кеназ)
скамьи веселья, (Вальгалла, Вуньо)
железо Гунгнира, (копья, вероятно, Тейваз)
грудь коня Грани, (коня-друга Сигурда, перекрест збруи — руна Гебо)
ноготь норны (судьбы, руна Пертр)
и клюв совиный. (ночной птицы — руна Наутиз)
18
Руны разные
все соскоблили,
с медом священным
смешав, разослали, —
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих.
19
То руны письма,
повивальные руны,
руны пива
и руны волшбы, —
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйся знаньем
до смерти богов!»
Еще раз хочется отметить, что такое прочтение футарков дает богатую пищу как для понимания смысла Рун, так и для их применения.
Поздравляю автора и всех читателей блога с рождением нового Солнца!
Ох, не дают людям покоя тайны Сигрдривы…
На мой взгляд, если уж трактовать эту песнь, то скажите, почему все опускают
gamanrúnar — руны радости?
Да, отдельной строфы для них не выделено, но мне кажется, что вполне себе группа рун могла бы выйти.
Еще есть bokrunar — руны письма…
Просто всем было удобно отталкиваясь от восьми описательных строф поделить руны именно на 8 групп.
Да, кстати я не понял, как вы распределили руны в предлагаемой вами системе — поясните, если нетрудно, подробнее.
На самом деле, я стою на точке зрения, что скорее всего, песнь была искажена, и изначальную систему восстановить вряд ли возможно. Но зато попытки это сделать — очень полезная тренировка в познании рун.
Первая строфа части «Речей Сигрдривы», очевидно, является вводной, дающей общую картину применения Рун:
«Bjór færi ek þér,
brynþings apaldr,
magni blandinn
ok megintíri,
fullr er hann ljóða
ok líknstafa,
góðra galdra
ok gamanrúna»
«Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
исполненный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны. »
Поэтому, на мой взгляд, вполне обосновано не выделять упомянутые в ней «радости Руны», как, впрочем и «Руны волшбы» в отдельные группы.
Что до обычно принятого разбиения на 8 групп, то оно не «Просто всем было удобно», а продиктовано, конечно, восьмиричным строением Футарка.
Я тоже не верю в произвольность Футарка и не верю в произвольность Речей. Строение Футарка вполне логично и гармонично.
Я вполне согласен с традиционной трактовкой Футарка, по которой Руны, стоящие в аналогичных положениях каждого Атта, имеют аналогичные (каждая — на своем уровне) смысловые поля.
Однако, на мой взгляд, Сигрдрива говорит не об этом. Она не говорит о значении Рун, а говорит об их применении.
Поэтому никто не мешает использовать «Руны Целебные» еще и как «Руны веселья».
Однако песнь очевидно по-разному систематизирует эти группы. Каждая из строф (кстати, таких строф 7, а не 8 ) начинается одинаково: «..rúnar skaltu», «познай Руны…» . Не думаю, что скальдическая поэзия Эдды так легко поддается искажению. Мне все-таки кажется, что Сигрдрива указывает на наиболее характерную область применения каждой группы Рун.
Что касается предложенной в посте трактовки, то она исходила именно из особенностей применения Рун, их наиболее характерного эффекта, поскольку, на мой взгляд соответствует цели «Речей».
Для понимания Рун очень важен именно тот мифологически-обусловленный подход, который был присущ древним скальдам.
«Не думаю, что скальдическая поэзия Эдды так легко поддается искажению.»
Вот и мне интересно, почему Сигрдрива перечисляет руны именно в таком порядке, нарушая тем самым строй Футарка. Может быть это тоже имеет какой-то смысл?