Огам и течение Жизни
Система огама уникальна тем, что, в отличие от остальных сакральных алфавитов, в которых сама графика букв (или слогов) придает им реализационную активность, в этой системе изображения условны и просты, а энергетическую наполненность логосам придает смысловой набор, соотнесение символов с древесными энергиями и жизненными порядками. Другими словами, огам – это система, приобретшая реализационную активность как следствие удачно подобранного смыслового соотнесения, и в этом смысле он похож на «места Силы второго рода» — приобретшие свою индуцирующую активность как отпечаток «Действий Силы» — тех или иных Магических событий.
Как говорит «Аураицепт» («Букварь», — древнеирландский текст по языку и грамматике, датированный VII веком) — один из трех основных источников рукописной традиции об огаме:
«Вот их число: пять огмических групп, т. е. по пять человек на каждую группу и от одного до пяти на каждую из них, чтобы можно было различить их знаки. Вот их знаки: справа от ствола, слева от ствола, поперек ствола, через ствол, около ствола. Таким образом, взбирается на дерево, то есть наступает на корень дерева сначала правой рукой, а потом левой. Затем по стволу, и против него, и через него, и около него.»
Другими словами, система огама – это выражение процесса «подъема» по дереву, то есть – развития и возвышения, проходящего через 20 участков, организованных в 4 совокупности, отражающих главные стадии процесса. Мы уже говорили, что огамическое описание такого процесс относится, главным образом, к этапам развития самой жизни, пробуждения и проявления жизненной силы, хотя с некоторыми оговорками может быть использовано и для описания этапов развития сознания.
«Битва деревьев» (Cad Goddeu, средневековая валлийская поэма, сохранившаяся в рукописи XIV-го века, известной как Книга Талиесина), описывает порядок деревьев огама как «боевой строй», подразумевая преодоление потоком жизни преград и инерций, мешающих рождению и течению жизненной силы.
В «сражении» участвовали 28 деревьев и кустарников, не все из которых вошли в «классический» строй огама:
Ольха, ива, рябина, терновник величавый,
Ежевика, шиповник, малина, и бузина страстная.
Плющ и вишня, береза, дрок, ель и тис участвовали,
Вяз, орешник, бирючина, дикая яблоня боролись.
Падуб, боярышник, лоза, папортник в бою танцевали,
Ракитник, золотарник, вереск, дуб, ясень, груша, каштан вспыхивали.
Волшебство и силу внутри каждого затаили.
Каждое из этих деревьев обладало своими особыми магическими свойствами, неповторимым характером, социальным статусом и т.п., что отражало особенности их энергий. Независимо от того, какой порядок мы принимаем, и Огам «Бейс-луис-нуин», и «Кад годдо» могут предоставить прекрасную карту рождения и проявления Живы.
Мы уже рассматривали порядок по «Аураицепту» подробно, сейчас обратим внимание, что уникальными друидическими умениями, позволившими создать эффективную магически-лингвистическую систему огама, были идентификация и активация «эссенциальных» свойств деревьев – особенностей проявления жизненной энергии в каждой их разновидности.
Действительно, многие народы отмечали защитную силу березы, воинский дух дуба или соединяющую миры энергию ясеня. Однако только друиды смогли найти характерные особенности большинства энергетически активных растений, научились пробуждать их силы и использовать эти энергии не только для «повседневных» нужд – целительства, изготовления бытовых предметов и т.п., но и как средство приведения в гармонию собственных проявлений, «полей» и «тел» — с энергетическими диспозициями тех мест и миров, в которых им доводилось находиться.
По преданиям, этим умениям друидов научили боги или сиды, однако независимо от происхождения, Магия деревьев и огам как форма ее запечатления и один из способов опоры являются уникальным средством гармонизации мира и существ в нем.
Так, береза воспринималась уже не просто как защита, но еще – и как источник особо плавной, женственной, текучей, но несокрушимой энергии, а дуб – не просто победоносец, но обладатель «усмиряющей» активности (что, кстати, вполне соответствует его юпитерианской природе). Также обращает на себя внимание высоко почитаемая друидами «пограничная», «жреческая» энергия бука и хранящая Традиции «королевская» сила тиса.
Завершим рассказ нашим переводом части «Битвы деревьев», из которого любознательный читатель может почерпнуть некоторую информацию об особенностях открытых друидами энергий растений:
«Верхушки буков, засохшие, некогда слабые и тщедушные,
Теперь пускают побеги, меняются и возрождаются.
Когда благоденствуют буки, силой заклинаний и молитв,
Они зовут верхушки дубов, надежду в деревьях пробуждают.
От счастья отказавшись, радостью вдохновлены,
В фигуры выстраиваются, смело и непринужденно.
Основные буквы образуя, огама тайны,
В гармонии и порядке, мудростью наполнены.
Путники удивляются, глядя на чудеса таинственные,
Воины ужасаются, страх в их сердцах вспыхивает.
Возбуждение столкновения, учиненное Гвидионом древним,
Судьбы волю исполняет, в истории вечно останется.
На сраженье первою двигалась ольха, старейшая в роде своем,
Ива молодая и рябина, процессию смело замыкали.
Терновник колючий, от крови пьян, шагал в рядах бесстрашно,
Ежевика влеклась, к бою готова, в походе неутомима.
Розы в гневе шипы свои к врагу простирали смело,
Малины кусты из лесной чащи пришли на битву яростно.
Жимолость ради сражения свою ограду презрела,
А плющ и вишня, смеясь, на битву двигались вместе.
Береза мудрая шла последней, не страхом двигаема,
Но гордость свою сберегая, к битве шествовала.
Золотарник цветущий строй ограждал по бокам крепко,
Ель впереди шла, величаясь полководцем средь деревьев.
Королем был тис, первым правивший в Британии давно,
Мхом обросший вяз корни сдвинуть не мог, в хвосте плелся.
Орешник оружье затачивал, готовясь к грозной битве,
Бирючина, словно бык, стремилась следом за стройной елью.
Падуб зеленый не отставал, в боевом строю твердил,
Боярышник дивный, исцеляющий раны, на сражение прибыл.
Лоза, извиваясь, на бой ползла, деревьям последуя в строю,
Папоротник был загублен, нет радости для трусов воюющих.
Ракитник срубили и выкорчевали, утесник побеждали,
Но вереск медовый, хоть и мал, отважным сражался, доблестным.
Под мощным дубом дрожали земля и небеса, сражающимся в гневе,
Врагов в землю втаптывал, бесчисленных побед добивался.
Ясень царственный с трудом атаки врагов отражал,
Как волны на берег моря, они на него наступали.
Груша сражалась, обильно кровь проливая, не отступая,
Каштан с елью состязался в подвигах ратных, смелых и доблестных.
Бел снег, и чернила черны, и зелены деревья,
Спокойны пучины вод с тех пор, как я крик услышал;
С тех пор березы растут в стране этой без опаски,
И тянутся вверх дубы по слову Гвархан-Мэлдерва.
Вот так они сражались, деревья и кусты в битве упорной,
Их сила, страсть и мужество до наших дней прославились.»
Здравствуйте! А как и для чего можно использовать огам, на простом бытовом примере? Можно пример?
Пробовал руны, сигилы по методу магии хаоса. Могу сказать что у меня проявлялся результат в течении 7 дней. А как можно попробовать огам, интересно.
Здравствуйте.
Точно так же, как любые реализационные символы. Надписи огамом могут быть амулетами и талисманами, а палочки с вырезанными знаками огама — дивинативным инструментом.