Земной Свет Уриила
Четвертой великой Силой, поддерживающей Престол Всевышнего, является «Архангел Света» — Уриил. Это Архангел – один из «Ангелов Присутствия», поддерживающих «Присутствие Всевышнего», Шехину, в Ее проявлении в сотворенных мирах.
Имя Архангела (др.-евр. אוּרִיאֵל — «Свет Божий, или Бог есть Свет») означает его роль как Проводника божественного Света в «плотном» мире, а потому – может быть переведено как «Земной Свет».
По еврейским преданиям («Вознесение Моисея») этот Архангел имеет два лика – активный, собственно Уриэль, и более «пассивный» — Нуриэль (אלנוּר, «Огонь Божий»): первое имя начинается с активной, огненно-воздушной буквы Алеф, а во втором – она заменяется на более инертную, водную Нун. Именно по этой причине ипостась, «поддерживающая Престол» — Нуриэль, а ипостась, «охраняющая Врата Севера» — Уриэль.
Кроме того, в ряде источников Уриила отождествляяют с Фануилом (פְּנוּאֵל, «Лицо Бога»), еще одним Архангелом Присутствия, одним из главных Архангелов экзорцизма, хотя «Книга Еноха» различает этих ангелов.
В отличие от Михаила, Гавриила и Рафаила, Уриил не упоминается в канонических библейских текстах (а лишь в апокрифических «Книге Еноха» и «Третьей книге Ездры»), а потому – не включен и в католические молитвословы. Тем не менее, в православных церквях, а также в ряде восточных христианских конфессий, Уриил широко почитается, его имя часто встречается в гностической и магической литературе.
Собственно, начиная с гностической литературы Уриил описывается как Архангел земной стихии, составляя тетраду с Михаилом, Гавриилом и Рафаилом. При этом, соответствуя последней букве Тетраграмматона, Уриил не просто управляет пассивной, инертной стихией земли, но и – придает ей жизненность, способность к произрожению, о чем и говорит «Световая» составляющая его имени. Об этом же говорят и «громовержческие» коннотации смыслового поля этого Архангела.
В своей активной ипостаси, Уриила часто называют «Ангелом грома и ужаса» («Книга Еноха»), а в более «спокойном» проявлении – Нуриила – «ангелом дождя и града». В любом случае, речь идет о низведении оплодотворяющей небесной силы на землю, а потому – о придании ей плодородной активности. «Книга Рациэля» также называет Уриила «Князем четырех ветров».
Апокрифические христианские традиции часто соотносят Уриила с «хранителем» Иоанна Предтечи, чем также намекают на его роль «подготовителя почвы» для сошествия Духа на землю (явления Христа).
В «Книге Адама и Евы» и «Апокалипсисе Петра» Уриил назван «Ангелом покаяния», а, согласно еврейским преданиям, именно он проверял двери евреев на наличие «метки» — крови ягненка – перед Исходом. Эти упоминания также свидетельствуют о «дольней» активности Архангела, следящего за тем, чтобы «земной» этап существования людей проходил правильно, в эволютивном направлении, и «семена» их духовности, праведности давали верные всходы. Еще одним таким эпизодом является упоминание Уриила в качестве помощника в похоронах Адама и Авеля, чем он, конечно, также способствовал «одухотворению материи», по ряду преданий, этот же Архангел предупредил Ноя о предстоящем потопе: «Тогда сказал Всевышний, Святой и Великий заговорил, и послал Уриила к сыну Ламеха, и сказал ему: «<Иди к Ною> и скажи ему от Моего Имени: «Спрячься! и открой ему приближающийся конец: вся земля будет разрушена, и потоп пойдет на всю землю и уничтожит все, что на ней» («1 книга Еноха»).
Нередко Уриила называют и «Стражем врат Эдема», а согласно православной иконографии, его изображают с мечом в руке.
В то же время, именно в руках Уриила — и ключи от Бездны, поскольку материальность, плотный план, является важнейшей преградой, препятствующей демонической инвазии в «светлые», сефиротические миры. По словам «Книги Еноха», «Уриил, один из святых ангелов, который над миром и над Тартаром».
Уриила соотносят с иерархиями Серафимов или Херувимов, а также другими «огненными» иерархиями. В любом случае, роль Архангела как «проводника Света» в материю (которая может быть и травмирующей, опаляющей), обсуждается во многих источниках.
Таким образом, Уриил – это сила, обеспечивающая Присутствие Божественного Света в самой инертной среде, придающая этой среде одухотворяющую жизненность и произрождающую активность. На уровне сознания Уриил проявляется как сила непреклонного намерения, стремление к упорному продвижению к цели, неостановимое намерение.
В этом смысле Уриил противостоит Бельфегору, темному солнцу, демону лености и пассивности.
Активная матрица Уриила в сознании позволяет сохранять мотивацию, удерживать напряжение и поступательное движение.
Добавить комментарий