«Святая Голова» и защита от сердца
Мифы самых разных стран, народов и времён упоминают о культе «Святой головы«, которой всюду приписывают охранное значение: Голова Брана, защищающая британские острова, голова Мимира, дававшая советы Одину, голова Орфея, пророчествовавшая на острое Лесбос и тому подобные.
По легендам, голова была одним из предметов поклонения Тамплиеров, культ головы у кельтов вообще широко распространён. Платон в диалоге «Тимей» утверждает, что «человеческая голова является образом мира».
Сферическая структура, которую обозначает голова, в этом смысле отражает именно замкнутость мира, его совершенство, и, как мы увидим ниже, важна для утверждения отделённости этого мира от его окружения.
Череп последнего Великого магистра ордена тамплиеров Жака де Моле, по преданию, излучал свет и обладал силой проклятия и защиты.
Мы сейчас не будем анализировать эти мифы в их символических аспектах — этому уделено немало внимания в литературе.
Поговорим именно о защитных свойствах головы, особенно актуальных в предчувствии приближающегося Самхейна.
Отделённая от тела голова воспринималась как образ “жизни в смерти”: она ещё жива, но уже сознаёт свою смерть, словом, принадлежит одновременно двум мирам. Эта принадлежность придаёт Голове вещий дар пророчества, но она же и делает голову стражем миров, не только соединяя, но и разделяя их. При этом важно, что соединение миров в отсечённой голове как бы усиливает их разделение вне её, «перемещая» единство внутрь.
Ещё одним моментом, важным для охранной функции головы является ее противопоставление как хранителя разума — сердцу как вместилищу чувств. Чёткость разума и буйство чувств являются в человеке образом «здешнего» и «потустороннего» миров. В обычной ситуации именно их взаимодействие, борьба и взаимодополнение и рождают многообразный мир психики. Однако в пороговых ситуациях чувства — плохой советчик; они могут толкнуть к необдуманным действиям, они — источник восприятия того, что воспринимать не всегда безопасно. Разум создаёт остров — маленький, но твёрдый и безопасный, где все предметы классифицированы, определены и зарегистрированы, отделены от окружающего океана бессознательного — океана чувств.
Для человека в пороговое время, во время опасностей или неустойчивости очень важно сохранить почву под ногами, которую даёт разум, не потеряться в бушующем океане чувств. И голова, отделённая от тела — а значит, и от сердца — представляет такой символ «чистого разума«, на который уже не влияют сердечные бури, а поэтому голова «заземляет«, а значит — и защищает обычное, «дневное» сознание от вторжений из неизвестного.
С этой точки зрения дополнительный смысл приобретает сказание, встречающееся в сагах о Кете, сыне Матаха, где говорится о том, что герой не мог уснуть, не положив под колено головы поверженного днем врага. Кроме осознания своей победы, голова врага защищала героя от посторонних снов, укрепляя его «геройское» прямолинейное сознание.
Итак, защитная функция головы заключается именно в исходящей от нее энергии стабильности, определённости, разумности, однозначности сознания. В пороговых ситуациях для человека важно именно «не потерять голову«, действовать максимально рассудочно, взвешенно для того, чтобы избежать опасностей, вызванных взаимопроникновением миров. И голова как символ помогает этого достичь.
То есть разум во всех ситуациях должен брать вверх??
Нет, конечно. Но при этом опираться на разум намного безопаснее.