Рефаим – короли Межмирья
Среди существ, контакт с которыми может «сбивать с толку» и разрушать Путь мага, особое место занимает «вершина» иерархии элементеров – рефаим.
Как мы уже не раз обсуждали, все неограниченное, неупорядоченное и неустойчивое пространство, в котором сознание не может принять устойчивого состояния, а потому – в полной не действуют законы ни одного мира, традиционно именуется Межмирьем.
Межмирье – это и пространство сновидений, и пространство посмертия, и место обитания «серых» духов, а также – элементалей и элементариев.
Несмотря на крайнюю нестабильность Межмирья, в нем есть определенные упорядоченные структуры, «островки устойчивости», поддерживаемые коллективной энергией их обитания – это и города элементалей (Гориас, Финиас, Муриас и Фалиас), и города, построенные элементерами-развоплощенцами, и структуры «серых» духов («сторожевые башни», описанные в видениях Ди и Келли, «стационарные положения» «духов воздуха» Лемегетона).
Соответственно, потоки энергии, протекающие сквозь Межмирье, также контролируются – прежде всего, Архонтами – верховными правителями этого пространства, но также – и «Поднебесными» королями, и Хранителями сновидений, и Королями элементов, и – Королями мертвых.
Именно последняя группа «правителей» весьма заинтересована в притоке энергии из «сефиротических» миров, а потому нередко проявляют чудеса изобретательности в ее добывании.
Научаясь управлять потоками, ветрами Межмирья, особо могучие элементеры приобретают полубожественные силы и начинают контролировать его процессы.
В случае, если эти существа, движимые заботой о своих родных и близких, находящихся в «мирах живых», начинают проявлять по отношению к ним заботу и охраняющие функции, они становятся духами-народоводителями – Манами (или, точнее, Ларами).
Если же приобретший значительное могущество элементер не руководствуется заботой и состраданием, а занят поиском энергии для себя (и/или своих «подопечных» в самом Межмирье) – такие «условно-хищные» существа именуются Рефаим (у тибетцев – гьялпо).
Слово «рефаим» (רְפָאִים) многократно встречается в библейских и талмудических текстах, происходит от слова «רפה», «бессилие» и сходного глагола «הַרְפָּיָה», «расслабляться», и относится к неким «могучим» существам, или (иногда) давно умершим предкам. Отметим, что такое название для сильных и властных существ — обычный ближневосточнй магический прием: называя кого-то могучего — «бессильным», люди надеялись уменьшить его влияние на себя, и таким образом защититься.
Тибетское «гьялпо» (རྒྱལ་ པོ) означает «царь» и относится к «духами злых королей или высоких лам, нарушивших свои обеты».
В любом случае, речь идет об элементерах, обладающих значительной силой и в целом недружелюбно настроенных по отношению к людям. Понятно, что такой «злой нрав» связан, прежде всего, с голодной природой этих существ, а их воздействие на людей, прежде всего, направлено на получение жизненной энергии в активированной форме. Нуждаясь в энергии как для самоподдержания, так и для защиты от «чистильщиков» Межмирья – галлу – рефаим не удовлетворяются лишь «обычными» стратегиями утукку – например, диббуком.
Их «охотничьи стратегии» обычно более сложны и изобретательны и схожи с демоническими.
Тибетская литература изобилует описаниями «козней гьялпо» — таких, как разжигание войн или навязывание «ложных» религиозных практик.
Явление рефаха обычно весьма впечатляюще и величественно, что может сбивать с толку и вызывать доверие к ним. Немало как западных магов, так и восточным практиков «купились» на блеск рефаим и превратились в их «кормовую базу».
Особенно популярно взаимодействие с рефаим у некро — и демонопоклонников, очарованных «готической» атмосферой миров посмертья.
Имея, преимущественно, человеческое происхождение, рефаим, в отличие от «классических» демонов, поглощают не только «красный» свет, но и просто жизненную энергию, а потому наиболее ранним «диагностическим критерием» их влияния является чувство беспокойства, раздражительность, дрожь в руках и другие признаки резкого оттока энергии, которые сама жертва может и не замечать. На более позднем этапе жертва становится агрессивной, и нередко воздействие рефаим заканчивается умопомешательством.
Чаще всего воздействию рефаим подвержены пассивные, вялые люди, со слабым типом нервной системы, не способной оказать сопротивление порабощающей ее воле хищника.
Поскольку «цари мертвецов» обычно заинтересованы в больших поступлениях энергии, они могут захватывать целые человеческие сообщества, провоцировать войны и конфликты.
Тем не менее, в Тибете существует целая давняя традиция привлечения гьялпо в качестве защитников и охранителей, в некоторых случаях вполне успешная (как, например, подчинение Падмасамбхавой Пехара, который стал важным хранителем Тибета и его монастырей), в других – довольно сомнительная (как история с Шугдэном, продолжающим и в настоящее время вносить раздор в ряды тибетцев).
Видимо, сходная традиция существовала и у семитских племен, в частности, в виде ряда угаритских церемоний, и можно смело предполагать, что ничем хорошим эти заигрывания с рефаим тоже не закончились.
В любом случае, для мага необходима высочайшая степень бдительности для обнаружения и пресечения вмешательства в его жизнь любых вредоносных существ, независимо от того, насколько мудрыми, сильными или сияющими они выглядят. Именно стремление «запоручиться поддержкой» или даже «подчинить» таких могучих союзников стало фатальной ошибкой многих самоуверенных практиков.
Никоим образом не хочу что-то с чем-то связывать, но в современном Израиле существуют, по крайней мере, два, вполне себе, определённых физических места, имеющие названия «גלגל רפאים» и «עמק רפאים». Первое — это мегалитическое сооружение на Голанских высотах. Второе находится в центре Иерусалима.