«Прошлые» и «будущие» жизни
Профанная теория «перерождения», трансмиграции душ, подразумевающая «перевоплощение» некой устойчивой единицы сознания, очевидно, является лишь терапевтическим приемом, направленным на преодоление страха смерти и не подтверждается ни эмпирическим опытом, ни логическим анализом.
Часто говорят о том, что за ночью приходит день, а за смертью — жизнь. Но все эти мысли опираются на совершенно ложное ощущение непрерывности личности. Личность, жившая в «прошлой» жизни, исчезла с окончанием той жизни. Личность, говорящая о «настоящем», полностью и окончательно исчезнет после смерти. Что бы там ни осталось, оно точно не то же самое, что «я». Очень важно понять, что непрерывность потока сознания не означает непрерывности самоидентичности.
Действительно, считать, что «я буду рождаться снова» или думать, что «после смерти я попаду в рай» или в «Вальгаллу», или еще куда-нибудь, где продолжу свое существование как личности, выглядит привлекательно, но крайне сомнительно даже с позиций поверхностного анализа, не говоря уж об опыте восприятия энергий. Несложно заметить, что даже в одном воплощении сознание неоднородно, раздроблено, и сохраняет иллюзию целостности лишь благодаря опоре на тело.
Кажущееся единство противоречивым и конфликтующим друг с другом проявлениям сознания, субличностям и персонам придает только опора на «одно и то же» тело, как центральный элемент самоотождествления.
И хотя настоящей основой, настоящим интегрирующим поток осознания фактором может (и должна быть) его индивидуальность, на деле она обычно идентифицирована и проявлена слишком слабо, чтобы пережить шок смерти психофизического оркестра существа.
Поэтому, когда после смерти тела конгломерат сознания утрачивает эту опору, он обычно диссоциирует на отдельные структуры, которые либо вовлекаются в новые потоки, либо — постепенно разрушаются или деградируют.
Соответственно, ни о каком успешном посмертии в такой ситуации говорить не приходится.
Для того, чтобы благополучно миновать Промежуток, необходимо при жизни построить устойчивую структуру сознания, которая выживет и без интегрирующей опоры на тело, пройдет все этапы развоплощения и сможет адекватно вернуться к проявленному существованию в новом теле.
Сам по себе круговорот рождений и смертей – это не настоящее бессмертие, это не вечное существование, это – бесконечное повторение одних и тех же ошибок, одних и тех же страданий, одних и тех же падений. И если вдуматься, то этот круговорот в своем обычном варианте намного хуже, чем окончательная смерть, чем небытие и разрушение, поскольку небытие означает хотя бы прекращение страдания.
И для того, чтобы превратить это бесконечное повторение, эту бессмысленную карусель в нечто целенаправленное и упорядоченное, чтобы превратить круг в спираль – нам необходимо постоянно прилагать усилия по самоосознаванию и самосовершенствованию.
На самом деле, все религии и учения, поддерживающие идею «перевоплощения» понимали и постулировали и эту идею «иллюзорности» «бессмертной души».
Каббалистические тексты изобилуют упоминаниями о том, что тот или иной человек «содержал в себе частицу души» другого человека (к примеру, многие святые, цадики несли в своем сознании «частички душ» других значительных учителей – рабби Акивы, Бааль Шем Това, Моисея, Соломона и др., а нередко – и нескольких из них. К примеру, один из основателей хасидизма – р. Борух из Меджибожа, как говорили, нес в своей душе «частицы» душ и царя Соломона, и Саула, душа одного из законоучителей – таннаев — Рабби Меира – присутствовала как в личности Хаима Виталя (ученика Исаака Лурии), так и в его дедушке и сыне, а пророк Илья считался «воплощением» души Пинхаса – сына Аарона.
В буддистской традиции поиска и распознания «перерожденцев» — тулку – еще большее разнообразие подобных наблюдений. К примеру, сознание знаменитого учителя Джамгона Конгтрула пребывало в разных жизнях в 5 и даже 25 одновременных воплощениях (да и в настоящее время представлено в двух тулку).
Таким образом, опыт показывает, что потоку сознания непросто (да и не всегда целесообразно) сохранять постоянство своего состава из жизни в жизнь.
Тогда, когда в течение одного воплощения в нем накапливаются различные тяготения, группы интересов и мотиваций, скорее всего, он разделится на несколько токов, освободившись от «интегрирующей» основы тела.
И наоборот, в один поток, в одну «личность» могут собираться родственные токи, ранее находившиеся в различных существах (и, возможно, даже в разных мирах), если их базовые векторы совпадают.
При этом, с глубинной точки зрения, «вливание» отдельных субпотоков впечатлений – «потоков ума» в новую систему происходит все-таки на основе одной индивидуальности, на которую «накладываются» родственные векторы сознания. И если эта индивидуальность распознана, идентифицирована и использована как опора, именно она выступает основой «я», которое, тем не менее, все равно остается лишь ее эпифеноменом. Индивидуальность – это характеристика потока, набор его базовых свойств, а не признак наличия постоянного состава или некоего устойчивого «субстрата». И если в одной жизни поток с данными особенностями может создаваться одним набором психоэнергетических элементов, то в следующей этот «пакет» может быть совершенно другим.
Так что «бессмертная душа» — это исключительно продукт работы сознания над собой в течение жизни, и степень и «размеры» этого «бессмертия» определяются именно его усилиями.
Сам по себе круговорот рождений и смертей не имеет начала, и он не имеет конца. Если мы считаем, что какие-то действия или усилия, или, наоборот – бездействие и расслабленность, способны вывести «кого-то» из этого круговорота – мы ошибаемся: круговорот существует сам по себе, с опорой на самого себя. Если мы считаем, что можно достичь выхода из него, поднимаясь ввысь, или, напротив – опускаясь в глубины – мы ошибаемся. У круговорота нет выхода, как нет и входа в него. Конец имеет только то, что имеет начало, а круговорот безначален и потому бесконечен. Ошибкой является считать, что существует «некто», кто «впал» в гилгул и «находится» в нем. Гилгул – это динамический поток сознания, вечно изменчивого и непостоянного. И перед сознанием открыты два пути – либо продолжать бесконечное вращение, вечные перегруппировки и бесконечные повторения, либо — найти то, что никогда не входило в этот круговорот и отождествиться с ним.
Энмеркар, благодарю за статью, отлично написано, чётко, конкретно и по делу.
Спасибо большое за статью. А есть ли на сайте описание существующих в мире различных путей работы с сознанием для выхода из перерождения?
да, есть:
https://www.enmerkar.com/magus-way/dva-kryla-osvobozhdeniya
https://www.enmerkar.com/magus-way/tri-puti-osvobozhdeniya
https://www.enmerkar.com/magus-way/osvobozhdenie-za-odnu-zhizn
https://www.enmerkar.com/magus-way/pleroma-velikoe-sovershenstvo
https://www.enmerkar.com/magus-way/citrinitas-prosvetlenie-dlya-sebya
Спасибо большое.
Именно Эго центрирует сознание, это — ось, опора, на которую нанизываются прошлые и будущие опыты, становящиеся непрерывным потоком, которые в физическом мире могут проявляться как «род», в мире тонком же они являются линиями Мiра, о которых говорили маги линии Дона Хуана.
Именно опыт центрирует сознание. Эго ето разменная монета.
Индивидуальный опыт Эго, безусловно. Эго любого уровня — под- над- (сверх-)- или просто сознанія)
«Я верен тёмному завету:
«Быть всей душой в борьбе!»
Но Змий,
Что в нас посеял волю к свету,
Велев любить, сказал: «Убий».
Я не боюсь земной печали:
Велишь убить — любя, убью.
Кто раз упал в твои спирали —
Тем нет путей к небытию.
Я весь — внимающее ухо,
Я весь — застывший полдень дня.
Неистощимо семя духа
И плоть моя — росток огня:
Пусть капля жизни в море канет —
Нерастворимо в смерти Я.
Не соблазнится плоть моя,
Личина трупа не обманет,
И не иссякнет бытиё
Ни для меня, ни для другого:
Я был, я есмь, я буду снова!
Предвечно странствие моё.
Максимилиан Волошин.
11 июля 1910
«Кажущееся единство противоречивым и конфликтующим друг с другом проявлениям сознания, субличностям и персонам придает только опора на «одно и то же» тело…»
Ув.Эн,скажите что понимается под понятием «субличность»?Как она или даже они могут проявится в текущем воплощении у человека? Есть ли полезные субличности? Раздвоение личности-это как крайность,когда субличность из прошлого воплощения доминирует над текущим? Спасибо
Субличность — это любое устойчивое состояние психики; очень часто эти состояния не гармонируют или даже противоречат друг другу, тогда люди искренне удивляются: «как я мог такое сказать/сделать», глядя из одной субличности — на действия другой. И да, множественные расстройства личности — это такой крайний случай, когда субличности расходятся настолько, что приобретают независимость друг от друга, однако в меньшей степени такая раздробленность психики встречается очень часто.
Спасибо за ответ. А какие могут быть причины возникновения субличностей? это связано с «прошлыми жизнями» (помимо случаев когда частички чужой души воплощаются с так сказать с твоей душой)? или они могут сформироваться только в текущем воплощении?
Нет, субличности, это просто результат дисгармоничности самого сознания, его неспособности сохранять целостность в различных ситуациях и под разными воздействиями