Проклятые Афродитой Энареи
Мы уже когда-то говорили, что среди различных скифских племен резко выделялось одно — племя Энареев. Считалось, что богиня Афродита наказала их даром провидения.
Хотя, по Геродоту, «У скифов есть много гадателей, которые гадают при помощи множества ивовых прутьев следующим образом: принесши большие связки прутьев и положив их на землю, они раскладывают их порознь и затем, перекладывая прутья по одному, гадают; произнося предсказания, они вместе с тем снова собирают прутья и раскладывают их поодиночке. Таков у них исконный способ гадания«, самыми почитаемыми из предсказателей были именно энареи, ведь им эту способность дала Великая Богиня.
Само слово «энареи» (иранск. «анарья» — немужественный), должно означать «не-муж», «обезмужественный».
Еще Геродот рассказывал об одном типичной для скифов явлении: мужчины становятся женственными по характеру, надевают женское платье и занимаются женскими работами. Для объяснения этой «скифской болезни» Геродот приводит миф о том, что эту болезнь наслала на скифов Афродита.
Геродот полагал, что «женская болезнь» энареев являлась наказанием, которое ниспослала богиня на скифов, разграбивших святилище Небесной Афродиты в г. Аскалоне, и всех их потомков. Под Небесной Афродитой (Афродитой Уранией) он имел в виду одну из ипостасей Великой богини, выступавшей в Аскалоне под именем Деркето и изображавшейся в виде полуженщины-полурыбы. Но в другом месте своего труда тот же Геродот сообщает, что энареи были связаны с культовой практикой скифской богини Аргимпасы, которую он отождествляет опять-таки с Афродитой.
Таким образом, сущетсвует связь между скифскими и передневосточными религиозными представлениями (Афродита — Деркето — Аргимпаса), а также и между их культовой практикой. Такая связь подтверждается еще и тем, что некоторые происходящие из Скифии изображения богини Аргимпасы, демонстрируют близость местной религиозной традиции с передневосточной — изображения змееногой богини, которая предстает как богиня — Владычица животного мира по аналогии с малоазийской Кибелой.
Явление травестизма известно у многих народов и связано не только с фигурой жреца, но и с представлениями о божествах и устройстве вселенной в целом. Так, в древнем Средиземноморье было широко известно изображение Афродиты, представлявшее богиню любви с усами и мужским детородным органом.
Псевдо-Гиппократ в своем трактате «О воздушных пространствах, водах и местностях», где он много рассказывает о скифах, говорит об энареях: «Среди скифов есть люди, которые появляются на свет из затылка, они делают все женские работы, их называют «энареи», или женоподобные. Их соплеменники считают, что эта патология у них по воле богов; они почитают тех, кого поразил этот недуг, для того чтобы их самих он миновал. Что касается меня, то я придерживаюсь мнения, что эта болезнь не более чем то, что ниспослано нам богами, поскольку я считаю, что все имеет причину, без которой ничто не может произойти». Псевдо-Гиппократ считал, что просто скифские лекари лечили больных, отворяя вену около уха, а это якобы ведет к импотенции.
Врачи XIX века считали, что атрофия половых органов развивалась просто от неумеренной верховой езды и приводили в подтверждение аналогичную напасть у татарских конников.
Однако Энареи не были «больными». Они были профессиональной жреческой кастой, связанной с культом богини Афродиты — Аргимпасы, а также гадателями. По Геродоту, «искусство гадания даровано им Афродитою; они гадают при помощи липовой коры: гадатель разрезает ее на три полоски, затем, переплетая их между пальцами и расплетая, произносит предсказание»
Кроме того, они занимались врачеванием, предсказанием судьбы, были советниками вождей, к ним обращались за помощью в самых трудных ситуациях.
Занятия энареев имели наследственный характер. Их «женоподобные» особенности, явно связанные с требованиями религиозного культа, передавались также их потомству.Часть скифов, таким образом, с детства теряла интерес к женитьбе и процессу размножения, а также к войне и прочим мужским занятиям. Более того, энареи происходили из аристократических слоев общества, может быть даже близких к царскому дому. Псевдо-Гиппократ отмечает, что энареи — «скифские богачи, не люди самого низкого происхождения, а, напротив, самые благородные и пользующиеся наибольшим могуществом«.
Энареи пользовались значительным влиянием и престижем в скифском обществе. Псевдо-Гиппократ объясняет это тем, что «причину такого явления (т. е. «женоподобия» энареев) скифы приписывают божеству и поэтому чтут таких людей и поклоняются им, каждый боясь за себя».
Однако из сообщения Геродота следует, что боязнь энареев и гадателей вообще имела под собой и более реальные основания, потому что от их гадания иногда зависела человеческая жизнь, и нередко жрецы были также и судьями.
Однако если их предвидения не сбывались, то судьба ясновидцев была весьма печальной. Прорицателей со связанными руками и ногами запихивали в кучу хвороста, который был нагружен на воз, запряженный быками. Хворост поджигали, испуганные быки уносились прочь. Более того, в таком случае казнили не только энарея, но и его сыновей, дочерям же вреда не причинялось.
Поэтому необходимо еще раз подчеркнуть, что знание будущего, способность к предвидению, которыми владели энареи, воспринималась как наказание, как их долг искупать вину перед Богиней. Их служение племенам было именно служением, жертвой для общего блага.
Не понял. Если эти энареи были этакими псевдоженщинами, как у них могло быть потомство и семьи?
они же не были больными, они просто таким образом служили Богине. Семей у них не было, но дети бывали
Здраствуйте
а могли ли эти энареи принести богине
Афродите жертву и откупится или как-то ещё искупить разрушение храма
и снять с себя энарейство
От богов обычно нельзя просто «откупиться»
хорошо просто откупиться нельзя, но что вобще с этим не чего сделать не возможно
🙂 Они приняли это как данность и не собирались от этого избавляться
аскетами они были
Я вот почитала и задумалась. Не рассматривала эту часть мифа, хотя наверное сейчас с ней столкнулась, у меня есть знакомый с женским голосом и поведением, и если оглядеться, то не один. И да, я их не вполне понимаю. Интересно, потому что для меня, миф, в каких то простых фразах, может помочь осознать, что это вообще, и почему так. Пока я насторожилась на фразу » рождаются из головы». И обдумываю. Понятно, что бытовой психологический подход это не то, и любое осознанное движение в мире, часть танца, выглядит простым и величественным. Когда смотришь и мало что можно сказать, кроме » как красиво». Историю о мужчинах, которые женщины, я так не осознаю, и даже и не замечала, что не осознают, до этой статьи и комментариев. Хочется понять)