Поднебесный владыка Ариэль
С древних времён на Египетской земле почитали божество — владыку материального мира. Гностики дали ему имя Ариэль и считали одним из Архонтов — духов — правителей мира, творцов материального космоса, выразителей Вторичных причинностей. Некоторые гностические течения доходили даже до того, что отождествляли Ариэля с Богом Ветхого завета, считая его Демиургом. Иудео-христианская традиция считает Ариэля Ангелом, правящим Иерусалимом, подчеркивая таким образом его особое посредническое положение между Высшим и Нижним мирами.
Само имя «Ариэль«(אריאל) означает «Лев Божий«, или, возможно, «Очаг Бога». И то, и другое соотносит Ариэля со стихией Огня. Однако это не земной огонь, это — «огненный океан» — Шамаим — стихия Первичной творческой активности Мироздания. Такой взгляд соответствует изначально-демиургическому положению Ариэля.
Имя « Ариэль» нередко использовалось гностиками для обозначения Демиурга и называлось его «совершенным» именем; в некоторых гностических знаниях «Ариэль» называли древним или первоначальным именем Первоархонта (и иногда Демиурга) Иалдабаофа. Его Имя также было начертано на амулетах как «Ариэль Иалдабаоф», а фигура Архонта на многих изображениях подписана как «Ариэль». Это сближает образ Ариэля с еще одним гностическим божеством — Абраксасом, также олицетворяющим «иедальный образ» той мудрости, «падшую» форму которой представляет Иалдабаоф.
Нередко Ариэля ошибочно отождествляют с Уриэлем, Ангелом Венеры и стихии Земли, однако их имена отличаются в оригинальном написании, и имя «Уриэль» означает «Свет Божий«. Эта путаница породила массу гоэтических ошибок, укоренившихся в магической литературе. Перенесение Ариэля на Север, место Уриэля, чревато не только неэффективностью ритуала, но и рядом опасностей.
В «Черном вороне» доктора Фауста и в гримуаре «Spiriti-commando» Ариэль — один из семи Великих Герцогов (Князей) Ада. В «Черном вороне» об Ариэле говорится, что он «управляет всем над и под землей», а также назван «Упорным Духом». В «Magiae Naturalis et Innaturalis» Ариэль — «электор» (дух-правитель) Меркурия.
Однако и такое соотнесение ритуально ошибочно, поскольку Ариэль соответствует не самому Принципу Меркурия (Второй Андрогинности), а Принципу, породившему Меркурий, Принципу Уплотнения Огня. Поэтому и неэффективно упоминание Ариэля среди Ангелов, там, где должен упоминаться Уриэль. Недаром гримуары называют имя Ариэля среди имен Бога в заклинаниях и освящениях.
Связь Ариэля с Небесами, воздухом и огнём делает его действительно очень активной творческой фигурой в мироустройстве. Видимо, именно ему принадлежит оформление Нисходящего потока силы, выразившееся в формировании «Предела», «Экрана» материального мира.
Тем более удивительно смотреть за трансформацией этого, очень мужественного и активного образа, в современной околооккультной литературе в женского духа-правителя природы. Даже исходя из неверного отождествления с более пассивным образом Уриэля, такое переосмысление отбирает ключевые черты Мироправителя, активного Владыки Первичного Огня, каким мыслили Ариэля древние.
Таким образом, Ариэль выражает идею служебной творческой активности, разлитой в мироздании. Именно в этой Фигуре соединяются Творческие активности с Творящими идеями, используемые затем для формирование материальной действительности. Божий Лев, Ариэль стоит на страже принципа материальности, воплощенной актуальности, её соответствия потенциям, долженствующим проявиться.
Почитав про Ариэля сразу вспомнился славянский бог Радогост, сходства во внешнем описании и оба они выражают один из аспектов Всевышнего, может даже славяне и египтяне описывали одну Силу?
Слышал о сходстве Ариэля и князя Ада Ариоха. Верна ли она или это ложная информация?