Огонь Бела
«Наполни мир, Священный Свет,
Слышишь, во мне горит твой Слог,
Я пропою слова без слов, —
И будет так«
Белтейн или Белтан (ирл. Bealtaine, шотл. Bealltainn, англ. Beltane) — кельтский праздник начала светлой половины года, традиционно отмечаемый 1 мая. Корень «taine» означает «огонь», «beal» буквально означает «сияющий», но считается также отсылкой к имени бога Беленуса (Бела), и таким образом, может означать как «сияющий огонь», так и «Огонь Бела».
В этот день люди празднуют переход от весны к лету, празднуют наступление зрелости Бога и их брак с Богиней, ее беременность. Соединение двух частей для получения третьей — вот основная идея Белтана. Считается, что именно в этот день духи и боги ближе всего к человеку, нужно только грамотно воспользоваться этим.
Белтан, как мы говорили, посвящен богу солнца и плодородия Белу, которому в этот день и приносили жертвы друиды.
Имя Бел (Беленос) означает «яркий», «сверкающий», «сияющий» — подходящее имя для солярного божества. Этот бог был известнее на всей территории кельтской Западной Европы под именами Беленос, Беленус, Бел.
Естественно, что именно Бел, выполняющий роль Оплодотворяющего лика Солнца (у славян ту же функцию выполняет Ярило), выражает дух Перехода от тьмы к свету, начало светлого времени года. Бела ассоциировали с Аполлоном на территориях континента и Британии, подчиненных Римской империи. Количество надписей, посвященных этому богу, описанных археологами, существенно больше, чем надписей, посвященных какому-либо другому кельтскому божеству. В некоторых местах он почитался как целитель, в других как покровитель города. В Ирландии его имя сохранилось лишь в названии праздника, но можно предположить, что и там его почитали как защитника здоровья, счастья и плодородия.
На континенте Белу приписывались функции, которые должны соответствовать Солнечному божеству: защита, плодородие, исцеление, возрождение после смерти. В некоторых местах, как например, в Аквилее, особое значение придавалось защитным функциям, в других же сосредотачивались на целительных силах бога.
Существовало поверье, что в дни праздника Бела (да и других богов) можно увидеть спустившимся на землю.
Также считается, что в этот день свершаются все благие переходы. В частности, именно 1 мая племена богини Дану прибыли в Ирландию. Первый житель Ирландии Партолон ступил на ее землю именно в Майский День и Сыны Миля — прародители современных ирландцев захватили ее, победив племена богини Дану (Tuatha De Danann) как раз на 1 Мая. Таким образом, с самого начала Белтан был связан с открытием нового пространства, с изменением жизни, основанием нового царства и утверждением нового миропорядка.
Белтан является одним из основных праздников Огня.
Это праздник костров, привлекающих небесное благословение. Праздник цветов, день торжества земного бытия.
В древности люди полагали, что Колесо Года не повернётся без человеческого вмешательства. Огни и ритуалы были важной частью праздника.
У древних германцев в этот день также отмечался праздник начала весны, с 8 века, по немецким народным поверьям, праздник ведьм («великий шабаш»). Каждый год в ночь на 1 мая на вершины Броккен (и Блоксберг) в горах Харц (от Hart — «лесистые горы», там растут пихты) слетаются на метлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм.
В этот день все кельты тушили свои домашние очаги, чтобы принести в них частички огня из священных костров, символизировавших солнце, что означало свежее начало для людей. В вечер Белтана кельты разжигали два больших костра — Огни Бела — из девяти священных деревьев. Огни Бела были священными, они призывали Бела благословить народ.
Участники праздника проходили между кострами или прыгали через них для ритуального очищения. Также между костров проводили скот для его очищения от зимних хворей и защиты в новом сезоне.
Неудивительно также, что главным символом Белтана является Майский Шест — фаллический символ оплодотворяющей силы бога. После Альбана Артана (21 декабря — Зимнее солцестояние) еловый ствол хранили до Белтана, где именно он выступал уже в роли майского шеста. Альбан Артан символизировал рождение (или возрождение) Бога, а Белтан — его взросление, мужественную силу. Возродившийся Бог достигает поры зрелости, и в эту пору они с Богиней предаются чувственной любви, которая должна положить начало новой жизни.
Длинные белые и красные ленты, привязанные к вершине столба, развевались на весеннем ветру, танцующие брали их и заплетали вокруг столба под звуки веселой музыки, погремушек и барабанов. Красные ленты вплетались по часовой стрелке, а белые — против часовой стрелки; таким образом, участники празднества вплетали стабильность и процветание в свою личную жизнь в предстоящие летние месяцы. Когда оставалось вплести последние несколько футов ленты, танцующие начинали двигаться против часовой стрелки, скрепляя пожелание роста и благополучия.
В костюмах на этот день должен были присутствовать синий и зеленый цвета. А ворота домов должны быть украшены ветками боярышника — дерева надежды, удовольствия и защиты.
Ритуалом, воплощавшим идею процветания и благоденствия, являлась ярмарка, на которой кельты обменивались по обычаю разными изделиями, съестными продуктами и драгоценностями.
Священная пища Белтана — сладкие продукты, вересковый мед, торты, пирожные, фрукты.
Существовало еще несколько обычаев — поход в этот день к источнику воды, стрельба зажженными стрелами в солнце и т.д., и, конечно же, Дикая Охота, Охота на силу, проводившаяся друидами именно в ночь на Белтан.
С Вашего разрешения Эн. Полезная статья http://fantazm-s.narod.ru/pages/sab-belt.html