Матричная природа Древа
Концепция Древа сефирот, прочно вошедшая в Магический миф из каббалы, — это не просто «гимнастика для ума», упражнение, предназначенное для обучения поиску и сопоставлению аналогий (хотя и эта функция немаловажна), но совершенно практичная система, позволяющая как повысить результативность собственно магической, ритуальной деятельности, так и способствовать развитию сознания.
Как мы уже не раз говорили, с точки зрения рассматриваемого нами Мифа, в основе мироздания лежит Изначальная двойственность Сознание/Среда, в которой каждый из полюсов сам по себе представляет собой однородное и бескачественное проявление, и лишь их взаимное проникновение рождает доступный для познания объектный мир. Эта двойственность символизируется разными образами: Отец и Мать, Свет и Сосуд, Бог и Мир, Сознание и Бытие и т.д.
Древо сефирот – это одно из самых удобных описаний процесса первичного взаимодействия сознания и среды, позволяющее увидеть основные закономерности этого процесса. Прикасаясь к среде, сознание проявляет свою матричную природу, а среда, воспринимая активность сознания, рождает в себе начало движения – вихри. Соответственно, для Магии одинаково важно понимание как структурирования сознания, так и оформления среды.
Матричная природа сознания подразумевает, что это, само по себе неограниченное, проявление (Айн Соф, Не Выразимое), при соприкосновении со средой выделяет в себе отдельные состояния, модусы, обладающие относительной устойчивостью, внутренней целостностью и структурированностью. К примеру, соприкасаясь с фактом бытия как таковым, «узнавая» о существовании Среды, сознание проявляет себя как Кетер, принцип возможности проявленного бытия. При этом не имеет значения, говорим ли мы о мироздании в целом или о любом конкретном объекте: осознание самой возможности его существования – это Кетер, «Венец» этого объекта. Такое осознание имеет матричную природу, поскольку в дальнейшем Свет, в котором (самом по себе) не произошло никакого изменения, никакого разделения или ограничения, тем не менее, проявляется уже не как бескачественный Айн Соф, но – как «отпечаток» Кетер. Другими словами, осознание возможности бытия, подобно форме для штамповки, делает в Свете сознания «оттиск» — матрицу Кетер.
Далее, осознавая объект как обладающий свойствами, сознание обретает «облик» Хокма, а вспоминая о его целостности – входит в матрицу Бина; выявляя в среде возможности собственной, «индуцированной», активности, сознание оказывается в матрице Хесед, а обнаруживая, что эта активность способна подавлять более слабые импульсы – проявляет себя как Гебура; продолжая различение свойств и переходя к их «частному» описанию, сознание проявляет себя в матрице Нецах (обращая внимание на взаимосвязи) и Ход (акцентируясь на самих свойствах); наконец, переходя к принципу формы, сознание выявляется в матрице Йесод, а воспринимая объект как реально существующий – в Малкут.
Поскольку такая «матричность» имеет «самовложенный» характер, каждое отдельное состояние, «оттиск» сознания, также может быть рассмотрено как целое Древо, и наоборот, любое Древо может быть описано как частная сефира Древа более высокого порядка.
Соответственно, рассматривая какой-либо объект или процесс, и обнаруживая в нем ярко выраженные черты, мы можем как сопоставить его с определенной сефирой (со всеми ее атрибутивными рядами), так и выделить его частные сефиротические компоненты. Например, описывая какой-либо объект, как имеющий «юпитерианскую» природу, можно видеть, что, воспринимая этот объект в целом, сознание акцентируется на матрице Хесед, а выделяя в нем отдельные свойства, следует помнить, что Кетер этого объекта – это «Кетер в Хесед», то есть, общая идея данного объекта уже включает представление о его «властной» природе, и так далее.
Отметим, что «матричная» концепция сефирот – это именно описание взаимодействия сознания со средой, поскольку матрицы сознания можно рассматривать и «сами по себе», как это делает, к примеру, ваджраяна в своей «тантре божеств».
Для мага умение описывать структурирование сознания при его контакте с бытием является чрезвычайно важным инструментом повышения своей эффективности. Хотя, еще раз повторим, никакого изменения самой природы сознания при этом не происходит, понимание механизма выбора реальности, а также свойств и качеств как полученной при этом среды, так и сознания, позволяет выработать верные стратегии осознавания через взаимодействие.
Добавить комментарий