Легенда о Мече Нергала
Мы уже говорили об артефактах, которые повлияли (по крайней мере, на психологическом уровне) на истрию человечества — Копье Судьбы и Святом Граале.
Однако эти артефакты, хотя и являются наиболее известными, тем не менее, не единственные, овеянные тайнами и легендами.
Еще одним таким Предметом является великий Меч Нергала.
Легенды относят его появление к 24 веку до Р.Х., когда в Междуречье Царственность находилась в Лагаше.
В это время правителем (энси) Лагаша был Энметена (ок. 2360 — 2340 до н. э.), сын Энаннатума I, племянник Эанатума. Его имя означало «Правитель по своему предназначению», и он получил его, так как, в отличие от традиционных обычаев, не принадлежал к жреческому сословию.
Энметена принимал активное участие в сооружении каналов не только в своём родном Лагаше, но и за его пределами. Он пользовался огромным авторитетом среди всез правителей Шумера, его скульптуры стояли в храмах Ниппура (духовной столицы Шумера) и Урука.
Энметена вел затяжную войну с городом Уммой из-за плодородной области Гуэден, отобранной у уммийцев еще дядей Энметены Эанатумом. Уммийцы, так и не доплатив обещанной Эанатуму дани, уничтожили межевые камни и заняли спорную территорию на поле Гуэден. Началась война между Энатумом I (отцом Энметены) и Ур-Лумой, сыном Энакале, лугалем Уммы. Эту войну после отца продолжал Энметена. Была восстановлена прежняя граница, но граждане Уммы не понесли никакого наказания: они не только не должны были выплачивать долги или дань, им даже не пришлось заботиться о снабжении водой пострадавших от войны земледельческих районов.Расправившись с Ур-Лумой, Энметена поставил править в Умме забаламского жреца Иля.
Но и с тем у него были конфликты, поскольку жреческая власть, традиционная для Шумера, не привыкла подчиняться Эну-воину. Тем более, возмутительным было решеие Эна о постановлении жрецов.
Вторым по могуществу лицом в Лагаше при Энметене и фактически его соправителем был верховный жрец бога Нингирсу (и одной из его ипостасей — Нергала; бог войны и насильственного порядка имел два лика — справедливый — Нингирсу и гневный — Нергал, Нингирсу чтили в Лагаше, Нергала — в Куту) Дуду. Этот жрец поначалу был правителем Урука, однако после подписания договора и перехода Царственности Лагашу, Лугалькингенешдуду, жрец Инанны, стал и жрецом Нингирсу Дуду. Дуду даже составлял надписи от собственного имени, некоторые документы имеют двойную датировку, по именам Энметены и Дуду.
Энметена провел ряд реформ, направленных на ослабление тягот поборов и повинностей, а также долгов и недоимок, лежавших на беднейших группах населения, а также некоторые законодательные реформы. Конечно, этим он также накликал на себя гнев жрецов, сократив их доходы.
Энметена правил около 20 лет. При жизни Энметены в документах очень видное место занимает его сын Лума-тур или Хумма-Банда (имя читается по разному, но значит оно «Младший (или юный) Лума (Хума)». (Лума или Хума было прозвище Эанатума). Этот сын был первенцем Энметена, но, не будучи жрецом, как и его отец, при восхождении на престол он продолжил бы урезать привилегии жрецов, поэтому жреческая элита не могла допустить его воцарения.
Однако просто убить Правителя или хотя бы его сына было невозможно даже для недовольных жрецов. Царственность была божественной категорией, и не могла быть просто отобрана — на это была нужна санкция богов.
Поэтому Дуду и верные ему жрецы отправились в Куту, где в храме Нергала провели мрачный ритуал с человеческим жертвоприношением. Нергал — бог губительной силы палящего Солнца, имел отчётливые черты бога смерти и войны. Ему принадлежало развязывание несправедливых войн, он насылал опасные болезни, в том числе лихорадку и чуму. Название «рука Нергала» распространялось на чуму и прочие инфекционные болезни. Неудивительно, что Дуду была необходима помощь этого бога — одного из Владык «Обширного жилища» — места мертвых.
Итак, в ходе ритуала возник чудесный Меч Нергала, рожденный убивать царей. Омытый человеческой жертвенной кровью, он имел волнообразное кремневое лезвие и медную рукоять.
Однако, орудие преисподней, Меч Нергала требовал крови снова и снова, и для его укрощения человеческие жертвы должны были приноситься вновь и вновь. Иногда это были рабы, но чаще — сами хозяева Меча потчевали его своей кровью.
Получив Меч, Дуду отправился в Гирсу (столицу Лагаша) и … и престол перешёл к младшему сыну Энметены — Энаннатуму II. Этот правитель не отличался ни крепким здоровьем, ни сильной волей, поэтому через 5 лет безвольного правления (реальным правителем все это время был Дуду) он отошел в Обширные жилища, не оставив наследника.
Полноправным правителем остался Дуду, но, будучи больше жрецом, чем Эном, он передал правление своему ученику и приемному сыну Энентарзи.
Но, странное дело, придя к власти, любимый ученик Дуду продолжил линию своих предшественников. Заняв престол, Энентарзи, при поддержке Дуду, соединил правительские земли с землями храмов Нингирсу, его супруги богини Бабы и их детей- богов Игалима и Шульшагана, а также и землями богини Нгатумду. Таким образом, в фактической собственности правителя и его семьи оказалось более половины всей земли Лагаша.
Многие жрецы были смещены, а администрация храмовых земель перешла в руки слуг правителя, зависимых от него.
Люди Энентарзи стали взимать различные поборы и с мелких жрецов, и с зависимых от храма лиц. Одновременно, ухудшилось положение и общинников; есть смутные известия, что они были в долгах у знати, имеются документы о продаже родителями своих детей из-за обнищания. Все вызвало недовольство самых различные слоев населения, и Дуду оказался между двух огней — с одной стороны, он любил и поддерживал Энентарзи, но с другой — он был Верховным жрецом (Сангом), и не мог допустить произвола в храмах.
В то же время, Энентарзи знал о Мече Нергала, хранившемся у Дуду, поэтому в ходе конфликта между Эном и Сангом Энентарзи передал власть своему сыну Лугаланде.
Дуду надеялся, что хотя бы этот мальчик станет выполнять волю жрецов и жизнь вернется в привычное теократическое русло.
И опять он ошибся.
Лугаланда женился на Барнамтарре, дочери крупного землевладельца, владевшей огромными земельными территориями и властным энергичным характером. Лугаланда быстро попал под ее власть и выполнял лишь ее волю.
Фактически, именно Барнамтарра стала править Лагашем, она заключала договоры и торговые контракты, и она, конечно, не очень-то жаловала жрецов.
Многократные призывы Дуду к Лугаланде о прекращении поборов, осуществляемых Барнамтаррой, были безуспешны. Эн слишком был во власти своей супруги, чтобы что-то изменить.
Недовольство жрецов дополнялось и народным недовольством, которое, накопившись, выплеснулось в бунт.
Во время бунта Дуду с помощью Меча Нергала убил Лугаланду.
Однако Энентарзи, отец Лугаланды, не смог простить своему названному отцу убийства сына. Он пришел в храм, захватил Меч Нергала и с его помощью 63-летний Дуду покинул этот мир. Санг, привыкший переступать через трупы, даже не оказал сопротивления, он не мог поднять руки на своего ученика, ослепленного гневом и жаждой мести.
Барнамтарра же, как ни в чем не бывало, покинула Лагаш и вернулась в свое поместье, где спокойно прожила еще несколько лет. Ее похороны отличались царской пышностью — народ продолжал бояться свою низложенную царицу.
Сидя над мертвыми отцом и сыном, Энентарзи не заметил бунтовщиков, мародерствовавших во дворце. Охваченный тоской и фактически парализованный постигшим его горем, он пал от кирки безумного крестьянина, в лихорадке громившего все на своем пути.
Меч Нергала испил очередную порцию жертвенной крови.
Когда бунтовщики немного успокоились, жрецы и остатки армии восстановили порядок, народным собранием был избран новый Энси, ведь вся правящая верхушка была мертва.
Правителем стал Урукагина, муж сестры Энентарзи, единственный из царского рода, получивший поддержку не только аристократии, но и жрецов, и даже бедняков.
Он принял царство, но и проклятие Меча Нергала.
На следующий год после избрания правителем, около 2318 г. до н. э. Урукагин принял жреческий сан с титулом Лугаля и начал счёт годов правления заново. Получив такие полномочия, он провёл реформу, которая сводилась формально к тому, что земли божеств Нингирсу, Бабы и др. были вновь изъяты из собственности семьи правителя, прекращены были противоречащие обычаю поборы и некоторые другие произвольные действия людей правителя, улучшено положение младшего жречества и более самостоятельной части зависимых людей в храмовых хозяйствах, отменены долговые сделки, а также уменьшены и упорядочены ритуальные оплаты.
Однако изъятие храмовых хозяйств из собственности правителя было чисто номинальным; вся правительственная администрация осталась на своих местах.
К этому времени слухи о Мече Нергала разнеслись по всему Междуречью.
В Умме, давнем враге Лагаша, к власти пришел Лугальзаггеси — сын Жреца-очистителя, понимавший, откуда исходят победы Лагаша.
На 3-ем году правления Урукагины (ок. 2316 г. до н. э.) произошло объединение Уммы и Урука под властью Лугальзаггеси, что сразу увеличило силы Уммы и положение Лагаша изменилось не в его пользу. На 4-ом году правления Урукагины (ок. 2315 г. до н. э.) Лугальзаггеси вторгся в Лагаш и осадил его столицу город Гирсу. В городе вспыхнули эпидемии, поражение Лагаша стало угрожающим. Но Меч Нергала помог Урукагине выиграть сражение и отбросить врагов.
Но Лугальзаггеси не сдавался. В течение 5 и 6-го «лугальских» годов правления (ок. 2314 — 2313 гг. до н. э.) Урукагины война бушевала над лагашской территорией и уммийцы с урукитами подходили к стенам Гирсу. К 6-му году (ок. 2312 г. до н. э.) были разрушены и разорены все общины и храмы, лежавшие между каналом составляющим границу с Уммой и пригородами собственно Лагаша и Гирсу.
На 7-ом году правления Урукагины (ок. 2311 г. до н. э.) в его лагере произошла измена, от Лагаша отпала восточная часть его территории (область Э-Нинмар). Лугальзаггеси воспользовался этим, нанёс Урукагине жесточайшее поражение и захватил добрую половину территории Лагаша. Остальная часть Лагаша пришла в запустение.
Однако Лугальзаггеси, понимая силу Лугаля, разрешил Урукагине свободный отход из крепости Гирсу, однако при сборах к отступлению Урукагина был предательски убит одним из своих генералов, похитившим Меч Нергала и доставившим его Лугалюзаггеси. В Лагаше Лугальзагеси отменил все реформы Урукагины, а столицей Лагаша сделал город Э-Нинмар.
И на этом кровавая история Меча Нергала не закончилась.
Его сила манила к себе правителей, надеявшихся с помощью Меча владеть миром.
Не стал исключением и Шаррукин (Саргон) — правитель Аккада.
«Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов») на Евфрате.
По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы. Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений.
И именно это происхождение толкало его на завоевание Меча Нергала — Меча Царей.
Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Урукагины — лугаля и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.). Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных центров, а выбрал город без традиций, почти безызвестный, находящийся в номе Сиппар. Город носил название Аккаде. По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом.
На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, в Сирию. Эн города Эблы признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю. На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзаггеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был казнён, а стены Урука были срыты.
Меч Нергала достался Шаррукину.
Саргон провозгласил Инанну своей покровительницей и приписывал ее помощи свои победы.Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес»), он отдал в жрицы — эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны.
Процарствовав 55 лет в непрерывных войнах, Саргон умер.
Никто из его преемников, получивших Меч Нергала, не умер своей смертью.
Его сын Римуш был через 10 лет царствования убит знатью, закидавшей его тяжелыми каменными печатями.
Младший брат Римуша, Маништушу, также погиб в результате заговора знати.
Сын Маништушу, Нарамсин, начал свое царствование с мятежа. Граждане Киша избрали некого Ипхур-Киша на царствование. К их восстанию присоединилось множество городов в разных частях обширного государства. Известно о победах Нарамсина течении одного года над армиями этих 9 царей и пленении 3 царей, вождей этих армий. Пленников он велел сжечь перед богом Энлилем в Ниппуре.
Хотя Нарамсин обеспечил Аккаду наибольший расцвет, в конце царствования у Нарамсина произошел конфликт со жречеством, так как Нарамсин позволил своим воинам ворваться в Э-кур, храм Энлиля в Ниппуре. Медными топорами они разрушили храм, захватили сокровища Ниппура и отвезли их в Аккад.
За такое осквернение храма боги разгневались на Нарамсина и послали проклятие на Аккад, а Энлиль для защиты города Ниппура призвал кутиев с гор.
Кутии под предводительством своего вождя Энридавазира вторглись в Шумер, захватили Ниппур и положили конец посягательствам отрядов Нарамсина на храм Энлиля.
Нарамсин с трудом отбил натиск кутиев. Однако вторжение восточных и северо-восточных племён в Двуречье продолжалось.
Враждебные действия кутиев и других горных племён против Нарамсина привели к созданию новой коалиции, враждебной Аккаду. В ней участвовали тот же город Ниппур, Симуррум (против него выступал ещё Саргон), и ряд других городов Двуречья. Так через 37 лет правления Нарамсин погиб в битве с кутиями.
Его преемник и внук, Шаркалишарри, пытался отразить нападения Кутиев, однако также был убит.
В нахлынувших волнах кутиев следы Меча Нергала теряются, переходя всецело в мифологическую облать. Возможно, им обладали и другие великие завоеватели, а возможно — он ушел туда же, откуда появился — в «Обширные жилища».
Спасибо
Прекрасное историческое эссе!
Спасибо!