Клиппот и «нечистые элементы»
Как мы уже обсуждали, рассматриваемый нами Миф описывает «реальный» мир как поле проявления и актуализации сознания, в котором, однако, этот процесс происходит не «гладко», не оптимально, не с максимальной эффективностью.
Причиной и механизмом этой «не оптимальности» Миф называет «испорченность», «омраченность» мира, которая может быть рассмотрена с двух позиций – как искажение субъектной составляющей, омрачение взаимодействующей с реальностью поверхности сознания, и как «объектное» несовершенство – непригодность явлений и процессов мироздания служить «идеальными объектами», взаимодействие с которыми могло бы обеспечить совершенное их отражение в сознании, и, следовательно, его актуализацию.
Другими словами, «испорчены», «искажены» как познающий взгляд, направленный на описание и познание реальности, так и сама «картина», сама «реальность», сама область познания.
При этом «искаженную» составляющую сознания, силы омрачения, присутствующие в нем, Миф называет «демонами» и рассматривает их как существа и матрицы искажения желаний, а «омрачающую» составляющую объектного поля – именует «архонтами», описывая их как искажения сил реализации.
Герметическая традиция использует для описания всей совокупности творческих сил, присутствующих в мироздании, яркий образ «Колесницы Божией», «Меркавы», описанной в видении пророка Иезекииля.
Этот синтетический образ, прекрасно отображающий общий «скелет» любого творческого акта, включает как «просветленные» активности, выраженные в херубических и офанических фигурах, так и «омраченные» составляющие, символизированные «окружающими» оболочками, «скорлупами»: анан гадоль – «великая туча», эш митлакахат – «вспыхивающий огонь», руах сеара – «буйный ветер», к которым «Книга пророка Илии» добавляет еще коль дмама дака – «голос тонкой тишины», а также окружающее их «сияние» (нога, נוגה), соответствующее Пределу, Хоросу, между омраченными и чистыми составляющими мира и сознания.
Таким образом, возникает схема из четырех «нечистых» и одной «сияющей» «скорлупы», которая имеет несколько уровней понимания и интерпретаций.
«Великая туча» — это противовес «Облака Славы» («Анан Кавод»), то есть – искажение «сокрытия» Божества, превращение «недопознания» мира – в отказ от этого познания: вместо того, чтобы разворачивать наполнение мира Светом, постепенно «открывая» его, «туча» разделяет Небеса и землю непреодолимым барьером. Аналогично, «руах сеара», ураган разрушающий — это искажение Руах ха кодеш — Духа живого, это уничтожение принципа жизненности, а эш митлакахат, «огонь испепеляющий – искажение Шамаим – небесного Огня творящего.
При этом, собственно «нечистые» оболочки, увиденные Иезекиилем, могут быть рассмотрены:
- как три уровня «испорченности» мироздания – соответственно на Творческом (Брия), Оформляющем (Йецира) и Проявленном (Ассия) уровнях;
- как три формы испорченности сознания – на уровнях руах, нефеш и гуф;
- как три вида «нечистых» элементов, возникающих в результате искажения соответственно воды, огня и воздуха.
Если расширить эту схему с учетом видения Илии, то можно получить образ «деструктивного кватернера», лежащего в основе всех «испорченных», демонических, вихрей, а если добавить к ней еще «сияющий» образ – то возникает концепция «пяти нечистых», принятая манихеями и мандеями. Кроме того, можно рассмотреть «три оболочки» Иезекииля как три демонических мира, деструктивный психокосмос, а «голос тишины» — как апатизирующее влияние гемармена – несовершенного творения Слепого бога.
Концепция «нечистых элементов», как силы «сопротивления» материального – духовному, подробнее всего рассмотрена в манихейских писаниях.
Согласно этим представлениям, история мира начинается с того момента, когда Материя – активное начало Мрака – попыталась самостоятельно захватить Свет, овладеть им.
В результате этого возникли пять стихий Мрака, которые также называются пятью «семенами» плоти (каббалистическое «коах ха-гуф» (כוח הגוף)— дословно «сила тела»): в противовес «чистым» элементам воздуха, огня, воды, дыхания и света Материя создала «нечистые» дым, пожар, яд, ураган и тьму. «Дым» — это испорченный воздух, и, одновременно с этим – загрязненные мысли; «пожар» — это разрушительный огонь и неуправляемые желания; «яд» — это «гнилая» вода и деструктивные эмоции, «ураган» — это разрушения жизненности, а «тьма» — это неведение. Таким образом, нечистота описывается как одновременное искажение мира (три каббалистических первоэлемента) и сознания (дуальность жизни и познания).
Затем Материя стала выращивать из этих стихий пять видов деревьев – своих воплощений, которые впоследствии созрели и принесли свои плоды омрачения. Из плодов пяти деревьев, выросших из Материи, родились пять архонтов – демонов Мрака. Демоны Мрака описаны как двуногие, четвероногие, крылатые, плавающие и пресмыкающиеся в зависимости от мира, из которого они произошли. Каждый мир имеет своего верховного архонта, который является царем этой стихии: царь мира огня – неистовый лев, царь мира ветра – злой орёл, царь мира воды – ядовитая рыба, царь мира тьмы – дракон. Наиболее сильный из них – царь мира дыма – пятиглавый демон, который и возглавил силы тьмы, поднятые Материей, в атаке на Свет. В ходе этой войны силы материи захватили часть Света и смешались с ним.
В ответ на это Мать Света и светлые боги послали Первочеловека на битву. Облачившись в светлые стихии, он спустился в зону смешения и вступил в схватку. Однако по мере его побед в битве, он постепенно отдавал свои стихии, связывая и ограничивая стихии Мрака, чтобы они не распространялись. Так, воздух связал дым, огонь связал огонь, вода связала тёмную воду, а свет связал тьму.
Подобная картина не только подчеркивает «омрачающий», захватывающий и порабощающий сознание аспект материального мира, но и прокладывает пути к преодолению этого омрачения. Каждый аспект сознания, каждая из его Просветленных активностей должна «проникнуть» в соответствующую ей омраченную область бытия, исправляя и очищая ее. Такая концепция имеет много общего с буддистскими представлениями о пяти Просветленных семействах будд и трансформации ими ядов сознания – в соответствующие мудрости.
В любом случае, важным моментом является представление о необходимости комплексной, двусторонней трансформации омрачений: исправлению должно подвергаться не только сознание, но и среда, причем очищение воззрения, культивация гнозиса, взаимосвязано и взаимозависимо с исправлением опоры, трансформацией объектной сферы.
Именно поэтому Герметическая традиция – это путь комплексного развития, для которого важна не только «внутренняя работа», не только очищение и реализация сознания, но и «внешние» проявления, активная деятельность, направленная на «возделывание сада», упорядочивание и гармонизацию материи.
Добавить комментарий