Гор и Ра: Сознание и Разум
В отличие от приобретших в настоящее время большую популяность, и ставших практически мейнстримом нео-восточных, псевдо-адвайтиских и подобных «психологических» учений, огульно объявляющих субъект-объектную структуру процесса осознавания «заблуждением» или «омрачением», Западная традиция относится к этой двойственности более внимательно.
С этой точки зрения, в потоке сознания можно различить несколько уровней и слоев, которые сами по себе являются функциональными, важными для процесса запечатления – основной функции сознания.
Еще Древние египтяне, которые, как мы уже говорили, выделяли в сознании два базовых уровня – «перцептивный», опирающийся на восприятие – «Осирический» или «жизненный», и «умозрительный», рефлексирующий, для которого объектом является само сознание – уровень «Ра», различая, таким образом, две составляющие «души» — «ка» и «ба». Отметим, что это учение египтян о сознании было более сложным, и, согласно нему, в «душе» выделяли еще ряд уровней или функций: «сердце» («эб»), являющееся «узлом», сплетающим отдельные части сознания воедино, «имя» («рен») – характеристику данного воплощения, «тень» («шуит») – «энергетическое эхо» или «остатки» недоосознанных или недоделанных актов сознания и так далее. Однако основной процесс, который происходит в процессе проявления сознания – это именно накопление и ассимиляция перцептивного и рефлексивного опыта, который затем должен быть интегрирован в общее «впечатление от воплощения» — «акх». Другими словами, ка – это то, что делает сознание «живым», то есть, «работающим», а ба – это то, что делает его «осознающим», то есть – дифференцирующим и интегрирующим.
Более того, в каждом из потоков опыта можно найти его «внутреннюю», «сущностную» составляющую, и деятельную – активную.
В этом смысле ба существа – его «психика» — включает собственно разум – как систему восприятия и интерпретации внутреннего опыта, который олицетворяли в виде Бога Солнца – Ра, поскольку именно эта способность сознания «освещает», делает доступным для восприятия, психокосмос (как «физическое» Солнце позволяет видеть макрокосмос), и – его «несущую» часть – «Солнечную барку», которая является формой существования бога пространства – Шу, и выражает «опору» разума на собственные психические основы. Соответственно, главный враг бога Ра – змей Апоп – воплощает все хаотические, анти-творческие, и анти-сознательные тенденции психокосмоса.
Аналогичным образом, «перцептивная» составляющая сознания включает свою «сущностную» основу – внутреннюю глубинную жизненность, которую и олицетворяет Осирис, и – «деятельную» составляющую, которая представлена образом (точнее, даже парой образов») Бога Небесного Света – Гора.
Гор – это способность (и стремление) сознания поддерживать свою потоковость, связность, не допускать застоев, прерываний и деструкций. А его главный враг – Ситух (Сет) – это «бесплодные», не создающие устойчивых и связных картин тенденции. В этом смысле важно помнить об упомянутой двойственности образа Гора: с одной стороны, он – брат Осириса, то есть – равная ему сила, стоящий на Солнечной Ладье и борющийся с врагами Солнца. В этом облике Гор – это «защитник Ра», то есть, жизнь как условие сознания. Но в другой ипостаси Гор – это сын Осириса и борец за его наследие, то есть, происходящая из глубин сила «самообороны» психики, ее внутренний инстинкт выживания. В этой ипостаси Гор – и «защитник Осириса», то есть – жизнь как противостояние энтропии.
Таким образом, общее функционирование сознания и описывается как Путешествие Ра через Дуат, то есть – «дневного», распознающего, и таким образом – творящего разума через «осознанные» («дневные») и «бессознательные» («ночные») области психокосмоса. Более того, эта мистерия проигрывается в разных «декорациях» и на разных уровнях – на уровне Макрокосмоса она описывает участи сознания в творении проявленного мира – из потенциальных основ, на уровне «живого» сознания – его постоянную активность и противостояние деструктивным силам и тенденциям, а на уровне развоплощения, посмертия – как схему движения через Промежуток.
Поскольку все эти процессы проходят по одному сценарию, изучение этого Мифа является важным условием их успешности. Каждому существу очень важно идентифицировать в себе «Осирические», «Горические», «Сетические» и так далее составляющие, а затем – изучить взаимоотношения между ними.
Когда мы видим, где и как в нас Ра сражается с Апопом, где и как Гор оберегает Солнечную барку, где и как Сет расчленяет Осириса, а Исида (Мудрость, Ведение) и Гор – восстанавливают его – мы можем проверить соответствие этих процессов – их идеальным («эталонным») сценариям, и, если такое соответствие нарушено – восстановить его.
Кроме того, мы можем «поддержать» любую из сил, активных в нашем сознании, активируя в себе матрицу того или иного божества, то есть – применив «внутреннюю теургию».
Таким образом, изучение базовых Мифов, подобных рассмотренному, является важным мировоззренческим, психотерапевтическим и психоэволютивным действием, которое позволяет увидеть целостность и механизмы работы мира и психики, а также – отыскать эффективные пути их исцеления и развития.
Добавить комментарий