Фейри, стихиали и элементали
Как мы уже не раз упоминали, многочисленные предания о «Волшебном народе» — Тилвит тегг или фейри – часто не вполне четко проводят грань между этими существами и другими обитателями «пограничной» реальности: духами, низшими богами и так далее.
Такое смешение терминов произошло еще в древние времена, в результате взаимопроникновения кельтских и германских мифологий и картин мироописания. Кельты и германцы активно взаимодействовали в Европе, особенно в Британских островах. Это привело к слиянию мифов, что отчетливо заметно в валлийском и англосаксонском фольклоре.
Кельтами фейри воспринимались как «альтернативное человечество», сложная система существ с собственной иерархией, культурой и моральными нормами. Эти существа воспринимались как морально неоднозначные: их можно было задобрить или разозлить, но к ним относились как к равным, хотя и сверхъестественным.
В германской традиции, напротив, было более выражено почитание богов и конкретных духов природы, а также околобожественных обитателей других миров Иггдрасиля – темных и светлых альвов, которые чаще выступали как совершенно другие иерархии со своими задачами и функциями. Они являются частями мира природы, но их отношения с людьми более отстранённые, чем у кельтских фейри.
В результате смешения мифологий германские альвы стали восприниматься более «очеловеченно» под влиянием кельтских представлений о фейри, и, фактически, слились с кельтскими «Благородными людьми» (daoine sith, Дине ши). Кельтские Иис ши (Aos sí, «Народ Бессмертных»), древнее кельтское наименование фейри), в свою очередь, получили черты духов природы, особенно в своде английских и шотландских сказаний.
Именно в результате такого слияния и возник термин «фейри»: английское слово «fairy» происходит от латинского «fata», «судьба», и это слово использовалось для обозначения: иллюзии или чар; волшебной страны (изначально известной кельтам как «Тир на н-Ог» (Tir Na N-og, «Земля Вечной Молодости»); совокупности ее жителей или отдельного существа. Соответственно, современные образы фейри включают в себя черты как кельтских Иис ши, так и германских альвов (álfar), а также элементов латинской и христианской традиций. Точно так же валлийский термин Tylwyth Teg, обозначающий «Прекрасный народ«, отражает более романтизированное и «сглаженное» восприятие этих существ, которое ближе к поздним представлениям о фейри как об озорных, хотя иногда и зловещих существах.
В то же время, четкое понимание природы и особенностей каждой из групп существ важно как с обще-мировоззренческой, так и с практической позиции, поскольку взаимодействие с разными «народами» происходит по разным сценариям и имеет совершенно разные последствия.
Традиция выделяет три группы «пограничных» существ, которых в новое время часто ошибочно смешивают в общую категорию «фейри»:
- собственно «чудесный народ», Иис Ши, Первое человечество Земли (An Domhan);
- «управляющие» существа — духи природы, младшие боги – стихиали и полубожественные сущности – нимфы, сатиры, фавны;
- элементальные сущности, образованные устойчивыми вихрями природных и культурных образований (лешие, домовые и так далее).
При этом важно понимать, что фейри (Иис ши) составляют «венец» или человеческий уровень развития сознания по «материнскому» пути, на котором, как мы уже обсуждали, им предшествуют более простые формы сознания – «волшебные» растения и животные.
Фейри как «первое человечество» отличаются имманентным, глубоко интегративным подходом к жизни, основанным на их связи с природой, вечностью и Магией. Их характерные черты — это «вшитое» в саму их сущность глубокое уважение к природе и естественному сознанию, накопление осознания в рамках одной жизни и отказ от экспансии и материализма.
Благодаря своей практически неограниченной жизни, фейри существуют вне линейного времени, характерного для людей. Их жизнь всегда была циклична и вплетена в природные ритмы, а после ухода в Промежуток (Тир на н-Ог,) время для них и вовсе теряет свое значение. Поэтому их восприятие событий гораздо медленнее и глубже, чем у людей: фейри могут спокойно наблюдать за изменениями в мире на протяжении веков, не торопясь с действиями.
Как мы уже отмечали, фейри накапливают осознание не через смену воплощений, а через длительное погружение в одну долгую жизнь. Поэтому их память и опыт простираются на столетия, что формирует очень глубокое, медитативное и «заземлённое» понимание реальности. Они живут не для того, чтобы изменять или покорять окружающий мир, а чтобы быть его частью. Именно в этом – причина их тесной связью с богами и духами лесов, рек, холмов и внутренней гармонии с природой. Их подход к жизни в большей степени интегративный, нежели экспансивный. Фейри наблюдают, бережно взаимодействуют с природой и не стремятся к разрушению ради прогресса. В этом смысле они могут выступать как «хранители» природных циклов, а их поведение направлено на поддержание равновесия.
Мы уже отмечали, что для фейри мир магичен сам по себе. Они не отделяют Магию от природы или сознания, а воспринимают её как естественную и неотъемлемую часть своего существования. Их понимание мира интуитивное, метафорическое, образное, а не логическое и рациональное, как у людей. Соответственно, они от природы обладают разнообразными магическими способностями, которые отражают их имманентную связь с природой. Они могут исцелять, влиять на погоду, трансформировать реальность вокруг себя.
В отличие от людей, которые создают цивилизации, накапливают богатства и строят долговременные структуры, фейри редко придают значение материальному миру. Они жили в холмах, лесах, затем – в поселениях Промежутка, где их быт минималистичен, а акцент делается на переживании потока жизни, особых духовных и магических аспектах. Фейри обычно совершенно равнодушны к человеческим целям и страстям, таким как жажда власти, накопительство или технологический прогресс.
Кроме того, эмоции фейри всегда глубже и продолжительнее, чем у людей. Их радость или горе могут длиться столетиями. Они редко проявляют импульсивность, предпочитая действовать после длительных раздумий или наблюдений.
Они не разделяют мир на добро и зло по человеческим стандартам, а действуют в рамках своих собственных представлений, традиций и законов.
В то же время, фейри отличаются и от божеств или духов природы своей осознанностью, свободой в действиях и индивидуальностью. В то время как духи природы, — стихиали, нимфы или другие, выполняют свои функции как «вшитые» аспекты их сущности, фейри проявляют осознанный, добровольный выбор заботы о природе и взаимодействия с ней. Они действуют не как функции или проявления природы, а как независимые существа, которые выбирают взаимодействовать с природой, заботиться о ней и защищать её, потому что это соответствует их мировоззрению, а не потому, что это их предназначение.
Забота о природе у стихиалей, нимф и подобных — это не выбор, а выполнение «роли». Их действия подчиняются общим законам природы, а не личной морали или убеждениям, они определяются естественными циклами и порядком природы, а не идеями или принципами. Кроме того, их индивидуальность ограничена их функцией. Например, нимфа реки практически неотделима от самой реки. Они редко имеют сложные личности или личные цели, поскольку их «идентичность» не выходит за пределы их природной роли. Они не выбирают свою роль и не обладают внутренним конфликтом или сомнением. Их иерархия строго и гармонично подчинена природным силам или высшим божествам, так, что они являются важной составной частью более крупного космического порядка или «механизма» управления.
Фейри же можно воспринимать как существ, которые сочетают в себе свободу выбора людей и долговечность, связанную с высшими мирами. Они не привязаны к одной стихии или месту, что делает их более гибкими и способными действовать в разных местах и обстоятельствах. Их забота о природе является выражением их особого мировоззрения, основанного на «материнском» видении гармонии, а не неизбежной обязанностью. Фейри обладают ярко выраженной индивидуальностью, у них есть характеры, предпочтения, эмоции и даже собственные амбиции.
Их отношение к людям гораздо более сложное и многогранное, так как они считают себя отдельным народом, который может как сотрудничать, так и конфликтовать с человечеством. Однако они не чувствуют «экзистенциальной пропасти» между собой и людьми, поскольку находятся в одних рамках возможностей. У фейри есть полноценные общества, с иерархией, правителями, законами и культурой. Это делает их ближе к человеческим цивилизациям. По отношению к людям фейри могут быть союзниками, врагами, учителями или соблазнителями. Они могут действовать, исходя из своих понятий справедливости, собственного кодекса чести или симпатий и антипатий. Их действия обычно отражают их внутренние убеждения, а не только природные законы. Они могут быть самостоятельны и не подчиняться ни природе, ни богам.
Даже высшие фейри, которые по своей энергии и высоте осознанности гораздо ближе к богам, чем к людям, все же принимают решения не из-за необходимости подчиняться природным законам, а исходя из собственных убеждений или интересов. Они могут быть бессмертными или практически бессмертными, обладать огромной магической силой и знать тайны мира, однако они остаются «народом», а не универсальными космическими силами или идеями, как боги. У них есть личности, желания, взаимодействия между собой, что делает их ближе к людям, чем, например, абсолютный и трансцендентный характер богов.
Таким образом, важно помнить, что природные божества и духи являются прямыми воплощениями природных сил; они — это сама природа в её живой, одухотворённой форме, а их действия и существование строго определены их функцией. В то же время фейри — это независимые существа, которые, хотя и связаны с природой, не являются её неотъемлемой частью. Они осознают свои действия и выбирают взаимодействие с природой добровольно.
Такое различие в происхождении определяет их роли: природные сущности — это силы, которые поддерживают закономерный природный порядок, а фейри — осознанные хранители и посредники, способные к взаимодействию как с природой, так и с людьми. Это отличие важно, поскольку взаимодействие с фейри требует понимания их сложной природы и уважения к их сообществу и обычаям, а стихиали требуют прежде всего бережности и осторожности в обращении с природой.
Если фейри воспринимаются как природные духи, это может привести к недооценке их свободной воли и социальных аспектов. Попытка взаимодействовать с фейри так же, как с духами природы (например, приношения и жертвы), может навлечь их гнев или вызвать непредвиденные последствия. А если природных духов воспринимать как фейри, — это может привести к игнорированию их истинной роли и недооценке их связи с природным циклом и божественными иерархиями, а значит – также к конфликту сил и интересов. Фейри больше требуют понимания, а стихиали – гармоничного соучастия в природных процессах. Для мага, конечно, важны обе эти стороны, которые, однако, не стоит путать или смешивать.
Добавить комментарий