Два знания: Рациэль и Веельзевул
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2025/02/dall·e-2025-02-11-14.17.57-a-hyper-realistic-and-intensely-symbolic-depiction-of-the-celestial-battle-between-archangel-raziel-and-the-demon-beelzebub-representing-the-eternal-.webp)
Как мы уже обсуждали, всемирное начало воли, проявляясь в мирах, может дать начало либо бунту и противопоставлению единичного-множественному (первичный дестрактор – Люцифер), либо – согласному синархическому взаимососуществованию (Метатрон), и точно так же мировая активность познания может выявиться либо как высший разум, проводящий божественную мудрость в миры, объектированный в фигуре Архангела Рациэля, либо – как отказ от познания, его саботирование, выраженное в матрицах «демонов неведения» — Баэля, Белиаля и Веельзевула.
Мы уже обсуждали, что Рациэль (רַזִיאֵל,«Тайна Бога») — это Архангел сефиры Хокма, первичного разделения Единой божественной сути на Познающую и Познаваемую активности, который обеспечивает хранение и передачу скрытого божественного знания. Он является высшим хранителем мудрости, откровений, мистической традиции и эзотерического понимания мироздания.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2025/02/dall·e-2025-02-11-14.22.28-a-hyper-realistic-and-awe-inspiring-depiction-of-archangel-raziel-as-the-embodiment-of-gnosis.-he-stands-as-a-radiant-celestial-figure-his-vast-shim.webp)
Рациэль – это проявление самого принципа мистического откровения. Он приближен к Престолу Бога, откуда слышит самые сокровенные тайны мироздания, открывает нижележащим мирам, ангелам и людям, законы высшей реальности, помогая им прозревать за пределы обычного восприятия. Его энергия связана с глубинной мудростью, скрытой природой законов мироздания и тайными аспектами творения.
Его энергия – это поток чистого знания, нисходящий из Божественного разума. Таким образом он помогает постигать тайны букв, Имен Бога, магических структур, устройства миров и природы населяющих из существ. Он порождает саму способность «читать» знаки Вселенной, понимать скрытые причинно-следственные связи, а потому — покровительствует пророкам, каббалистам, ученым, алхимикам и всем, кто ищет глубину за видимым миром. Его влияние особенно четко ощущается в озарениях, прозрениях, вдохновенных моментах и интуитивных инсайтах.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2025/02/dall·e-2025-02-11-14.23.53-a-hyper-realistic-and-ethereal-depiction-of-archangel-raziel-as-the-angel-of-mystical-illuminations.-he-stands-in-a-celestial-realm-his-vast-translu.webp)
Если Метатрон – это структура мироздания и закон, то Рациэль – это озарение, которое раскрывает этот закон и делает понятной эту структуру. Можно сказать, что Рациэль – это воплощение гнозиса, мистического познания, которое ведет к глубинному пониманию самих начал мироздания и проявлению Божественного – в сотворенном.
И это стремление к познанию, этот «дух гнозиса», отбрасывает тень в виде клиппы Гагиэль (העאגיאל / גאגיאל, «чинящие препятствия»). Эта тень – место обитания сразу троих верховных демонов, выражающих разные аспекты отказа от познания – Веельзевула, воплощающего эмоциональную тупость, отсутствие мотивации познавать, Белиаля, выражающего дестрактор «отталкивания знания», отказ от единения с мудростью, и Баэля, олицетворяющего вялость познающей воли, леность в познании, готовность принимать ложные знания, если добыча истинных требует усилий.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2025/02/dall·e-2025-02-11-14.27.28-a-hyper-realistic-and-intensely-symbolic-depiction-of-archangel-raziel-standing-against-three-demonic-adversaries-each-representing-a-different-aspec.webp)
Понятно, что природа Белиаля – отталкивание, и он, хотя формально и принадлежит к «чинящим препятствия», воплощает люциферианский аспект, любой отказ, любое отвержение, а потому может быть причислен к обитателям любой тени.
Что же касается Веельзевула и Баэля, то они, как мы уже обсуждали, выражают разные аспекты дестрактора неведения – первый «гасит» сам огонь познания, а второй – разрывает «связь» между познающим и познаваемым. Собственно, именно поэтому Веельзевул – это, собственно, демон клиппы Гагиэль,в то время, как Баэль – это архидемон клиппы Ораб Зерек, «тени» от сефиры Нецах, однако, поскольку при «падении» Древа оно «переворачивается», именно в положение Нецах и «падает» Хокма, а потому, как мы уже обсуждали, соответствующие сферы и оказываются тесно связанными.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2025/02/dall·e-2025-02-11-14.29.08-a-hyper-realistic-and-darkly-majestic-depiction-of-beelzebub-the-demon-of-emotional-stagnation-and-intellectual-apathy-embodying-the-essence-of-igno.webp)
Соответственно, Веельзевул (זְבוּב בַּעַל) одновременно воплощает отсутствие интереса к поиску знания (то есть, отрицает природу Хокма), и олицетворяет состояние, при котором сознание не чувствует потребности в понимании, его не волнуют истины мироздания, он довольствуется поверхностным восприятием, и подавляет интуитивную жажду познания (то есть, объединяющую энергию Нецах), отрицает вдохновение и интеллектуальный голод, направляя всю активность сознания на удовлетворение эмоционально окрашенных влечений.
Аналогичнм образом, Баэль (בַּעַל) – это вялость познающей воли (отрицание Хокма) и готовность принимать ложь, объединяться с ложью (тень Нецах). Соответственно, Баэль порождает интеллектуальный застой, зависимость от ложных учений и принятие поверхностных объяснений.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2025/02/dall·e-2025-02-11-14.33.17-a-hyper-realistic-and-darkly-majestic-depiction-of-the-demons-beelzebub-and-bael-standing-together-as-embodiments-of-intellectual-decay-and-rejection-.webp)
Если Рациэль – это озарение и путь к высшему знанию, то демоны неведения – это тьма, покрывающая этот путь. Они — это состояние сознания, в котором мудрость либо недоступна, либо отвергается, либо искажается. Другими словами, это — не просто незнание, а механизм противодействия познанию, который может быть пассивным (безразличие, лень) или активным (цинизм, отвержение истины). Можно сказать, что этот дестрактор проявляется как состояние сознания, в котором ложь принимается легче, чем истина, а подлинное знание заменяется имитацией.
Таким образом, можно сказать, что именно Веельзевул является главным «противником» Рациэля. Он — воплощение распада структуры познания, утраты различений и интеллектуального хаоса. Его влияние размывает границы между истиной и ложью, между важным и несущественным, между знанием и прихотью. Веельзевул гасит стремление, делает ум безразличным, отделяет разум от живого опыта постижения истины. Именно поэтому он столь опасен: он не борется с истиной напрямую, он делает так, чтобы она перестала волновать существо.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2025/02/dall·e-2025-02-11-14.40.07-a-hyper-realistic-and-intensely-dramatic-depiction-of-the-ultimate-confrontation-between-__archangel-raziel__-and-__beelzebub__-where-divine-wisdom-c.webp)
Если Рациэль как сила и матрица организует знание, он находит и устанавливает причинно-следственные связи, организует идеи в систему, делает понимание стройным, то Веельзевул разрушает эту структуру, превращает сознание в хаотичный поток мыслей и эмоций, в котором невозможно выстроить логическую последовательность.
Рациэль создает иерархию смыслов, ведет к высшему знанию, а Веельзевул смешивает прихоти, желания, эмоции и идеи, разрушая различение истинного и ложного. Он превращает сознание в водоворот капризов, где важное искажается, а незначительное становится доминирующим.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2025/02/dall·e-2025-02-11-14.57.26-a-hyper-realistic-and-cinematic-depiction-of-__archangel-raziel__-and-__beelzebub__-standing-as-two-opposing-forces-in-a-dramatic-confrontation-embo.webp)
Можно сказать, что Рациэль – проводник Гнозиса, а Веельзевул – разрушитель поиска истины, Рациэль – это стремление к познанию, глубокому пониманию законов мироздания, а Веельзевул, наоборот, гасит это стремление, создавая иллюзию, что искать истину не нужно, что неважное можно принять за важное.
Рациэль связан с Нецах, потому что познание – это не только логика (Хокма), но и вдохновение, интуиция, стремление к высшему пониманию. Веельзевул же разрушает интуицию – сознание перестает чувствовать разницу между вдохновением и обычной прихотью, он лишает мышление глубины, так, что поиск истины кажется неважным, скучным или бессмысленным. Этот демон угнетает саму возможность движения к Гнозису, подменяя его беспорядочным потоком эмоций, желаний и импульсов.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2025/02/dall·e-2025-02-11-15.06.45-a-classical-oil-painting-style-depiction-of-__archangel-raziel-and-beelzebub__-standing-as-two-opposing-forces-in-a-dramatic-cosmic-confrontation-cl.webp)
Действительно, современный мир перестает ценить глубокое, многоуровневое знание и подменяет его эмоциональными всплесками, причём настолько, что субъективные чувства начинают считаться важнее объективной действительности, важнее фактов. Это и есть проявление Веельзевула: если Рациэль олицетворяет глубинное понимание через осознание структуры мира, то Веельзевул разваливает эту структуру, превращая познание в коктейль эмоций, прихотей и капризов.
Легко можно заметить размывание границ между логикой и эмоциями, между объективным знанием и личными ощущениями, подмену рационального поиска истины субъективным критерием «мне кажется» или «я чувствую».
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2025/02/dall·e-2025-02-11-15.08.39-a-dark-and-hyper-realistic-depiction-of-__archon-p-paraliks__-the-entity-of-cognitive-suppression-and-the-substitution-of-intellectual-effort-with-fl.webp)
В этом проявляется и еще одна из активных в последнее время сил – энергия Архонта Парапликс – подавления когнитивной активности, подмены усилия познания стремлением к быстрому удовлетворению эмоциональных потребностей. Тогда, как Веельзевул вносит хаос в мышление, размывая различие между эмоциями, желаниями и познанием, Парапликс идет еще глубже: она подавляет саму способность к осмыслению, останавливает сам акт познания на корневом уровне. Даже астенизирующая сознание активность Баэля нуждается в первичном желании, которое удовлетворяется искаженным способом – знание подменяется иллюзией информированности. Парапликс же – это еще более глубинное стремление погрузить сознание в туман, в сон, сделать его пассивным, неспособным к постижению и осмыслению. Она вызывает паралич самого механизма мышления. Это — сила, под влиянием которой разница между знанием и неведением перестает ощущаться, такое искажение восприятия реальности, при котором мир представляется неразличимой аморфной массой, где бессмысленно и бесполезно искать связи и значения.
Парапликс – это не ложь, это атрофия способности искать истину. Именно под ее влиянием современный мир наполнен потоками бессмысленной информации, которые поглощаются без осмысления. Именно ее влияние провоцирует утрату способности к концентрации, к построению логических цепочек, переход к «клиповому сознанию», где сознание теряет возможность воспринимать сложные концепции. Результатом такой активности является иллюзия знания – когда информации очень много, но понимания, структуры, синтеза в ней нет. Если для активности Баэля обладание информацией (пусть и ложной, необработанной) все-таки представляет определенную ценность, то влияние Парапликс низводит поток информации до простого набора стимулов, вызывающих медиаторные всплески в мозге, вообще без ощущения их ценности.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2025/02/dall·e-2025-02-11-15.12.53-a-nightmarish-yet-awe-inspiring-depiction-of-__archon-p-paraliks__-the-supreme-cosmic-force-of-cognitive-suppression-rendered-in-the-biomechanical-s.webp)
В то же время, Парапликс – это глубинное неведение, тесно связанное и с активностью Веельзевула: Парапликс делает разум слабым, неспособным к постижению, а Веельзевул наполняет этот ослабленный разум хаотичными эмоциями и прихотями. И наоборот, если Веельзевул породил хаос в психокосмосе – Парапликс «гасит» волны этого хаоса, препятствуя его переходу в космос, и вызывая застой и астению сознания.
Таким образом, когда Рациэль стремится вернуть свет осознания, он сталкивается с двойной преградой: сначала – паралич мышления, затем – хаос идей. Это и есть главная опасность Парапликс: она не даёт даже начать путь к Гнозису.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2025/02/dall·e-2025-02-11-15.16.05-a-determined-figure-walks-towards-a-radiant-source-of-divine-knowledge-gnosis-surrounded-by-dark-and-shadowy-archons-and-demons-attempting-to-block.webp)
И понятно, что противостояние её влияниям – это восстановление ясности ума, возвращение Аполлонического света разума. Победа над ней – это восстановление самой способности творчески мыслить, это — восстановление Рациэля внутри себя.
Таким образом, освобождающий путь Гнозиса – это не только раскрытие мудрости, но и преодоление внутренних и внешних преград, которые мешают ей. Эта борьба – это противостояние сил осознания и хаоса, мудрости и интеллектуальной смерти.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2025/02/dall·e-2025-02-11-15.21.27-a-determined-figure-walks-towards-a-radiant-source-of-divine-knowledge-gnosis-surrounded-by-dark-and-shadowy-archons-and-demons-attempting-to-block.webp)
Добавить комментарий