Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Битва у Таилтиу

Как мы уже обсуждали, метаистория Земли включает, среди прочего, две важные драмы, повлиявшие на ход развития человеческого сознания в целом – разделение планеты на Теллус (Геб) и Ёрд, и Исход фейри в Промежуток.

Обсудим подробнее историю второй трагедии. Эти события подробно отражены в средневековом эпосе, в частности, в ирландской «Книге захватов» (Lebor Gabála Érenn).

До распространения людей миром Земли (An Domhan) правили три великих Короля высших фейри — Туата де Дананн, получившие от богов власть над тремя важнейшими силами:

Мак Куилл (Mac Cuill) — «Сын леса (Сын Орешника)», чье имя связано с ореховым деревом, которое в кельтской традиции было священным деревом и олицетворяло мудрость, знание и вдохновение. Мак Куилл выражал силу природы, связь с лесами и высшей мудростью, которая исходит от них. Таким образом, Мак Куилл представлял духовную и магическую мудрость.

Мак Кехт (Mac Cecht) — «Сын плуга» — воплощал материальную жизнь и труд. Его имя связано с земледелием, работой на земле и культивацией. Мак Кехт представлял силу, связанную с земной плодородностью, хозяйственным трудом и силой земли. Он воплощал создание и поддержание жизни через работу на земле.

Мак Грейне (Mac Gréine) — «Сын солнца» — управлял космическим порядком и ритмами жизни. Его имя связано с дневным светилом  как источником жизни, энергии и тепла. Таким образом, Мак Грейне олицетворял свет и силу небес, влияние солнца на жизнь на земле и порядок во времени.

Эти короли были сыновьями Кермада Милбелла (Cermait Milbeo), одного из богов Туата Де Дананн, который, в свою очередь, был сыном великого бога Дагды. Таким образом, они происходили из божественной линии, которая правила Землей с помощью магии, мудрости и силы. Хотя каждый из королей был связан с определённой силой, вместе они правили как триединое единство, олицетворяя три фундаментальных аспекта жизни и природы. Это единство воплощало гармонию между землёй, небом и лесом, которая была нарушена приходом нового порядка.

После окончания Фимбульветера, Великого Оледенения, и очередной смены Эпох, (около 40 тысяч лет назад) люди вида Homo начали приобретать свой современный вид и характер и первым делом начали борьбу между собой. Три основных вида – так называемые неандертальский, кроманьонский и денисовский человек —  воевали и активно смешивались друг с другом, пока не остался единый вид Homo sapiens. В результате 12-15 тысяч лет назад и появился тот гиперагрессивный и гиперсексуальный вид, который начал свою широкую и разрушительную экспансию по планете.

С момента появления людей и до завершения их формирования как единого вида, стоящего на вершине биологической пищевой цепочки, люди и фейри сосуществовали относительно мирно: Бессмертный народ свысока (и, как показали дальнейшие события, беспечно) наблюдал за конфликтами между своими младшими соседями, которые, в то же время, оттачивали свои боевые и экспансионистские навыки.  

И неминуемо настал момент, когда растущее человечество уже не сосуществовало с фейри, а начало теснить Волшебный народ, конкурируя поначалу лишь за места обитания и их ресурсы.

Миф описывает эти события как попытку одного из человеческих вождей – Ита – «поделить» Землю между людьми (так называемыми милезианцами), и фейри во главе с Туата де Дананн. Ит, как представитель милезианцев, выступает образом человеческой рациональности, любопытства и экспансии. Его прибытие на земли фейри вроде бы ставит целью «изучение» или «установление контакта» с древними правителями, что можно интерпретировать как первый шаг человечества к изучению и завоеванию природных сил. Он предлагает фейри «поделить территории» и жить в гармонии, что выражает первые попытки людей «договориться» с природой и установить новые правила взаимодействия. Однако Туата де Дананн видят в Ите угрозу не только своей власти, но и установленному природному порядку, и убивают Ита. Гибель Ита показывает невозможность установления баланса между человеком в его новой форме и природой. Это событие отражает тот момент, когда гармоничные отношения между людьми и природой становятся невозможными, и начинается конфликт. Такая смерть может быть интерпретирована как первая жертва в борьбе за ресурсы, земли и власть. История об убийстве Ита также отражает развившееся в человеке стремление к экспансии, исследованию новых земель и овладению их богатствами, а также создает прецедент, оправдывает и «освящает» дальнейшую агрессию людей против естественных укладов. Теперь люди уже не просто захватчики, они – мстят за убийство своего лидера, что в их глазах оправдывает последующее насилие.

После неудачных попыток освоения — «убийства Ита» — начинается эпоха конфликтов, где человек стремится взять верх над природой, контролировать её ресурсы и подчинить её законы своему разуму и потребностям.

До тех пор, пока люди не объединились в их натиске на природу и силы, ее защищающие, фейри (вместе со стихиалями и полубожественными сущностями) без особых проблем справлялись с экспансивными порывами растущего человечества. Однако люди были слишком жадными и агрессивными, чтобы просто жить в гармонии с миром. Они открыли железо, получив в этом противостоянии огромное преимущество, и пошли на природу штурмом, вырубая леса, осушая болота и строя плотины на реках. Это нашло отражение в следующей истории Мифа.

После смерти Ита его родственники, возглавляемые сыновьями Миля — Амергином, Эбером и Эремоном, поклялись отомстить за убийство. Они собрали большое войско и отправились на завоевание земель фейри.

Не случайны и имена предводителей этого войска — Восьми сыновей Миля — Эбер Финн, Эбер Донн, Эримон, Ор, Эраннан, Амергин, Колпта и Айрех. Эбер Финн (Éber Finn): Éber означает «красота» или «свет», а Finn — «светлый», «белый» или «чистый»; это – воплощение разума, «аполлонического» начала людей, которое противопоставляется стихийной и «дионисийской» природе фейри. Эбер Донн (Éber Donn): Donn означает «тёмный» или «коричневый»; представляет связь с подземным миром и смертью. Он становится первым правителем «человеческого» мира мёртвых. Эримон (Érimón) — «царь» или «вождь»; олицетворяет власть, лидерство и управление. Он стал первым верховным королём людей. Ор (Ór) — «золото» — связан с материальным богатством, благополучием и процветанием. Эраннан (Érennán) — от Éire, означающего «земля», подчеркивает право людей на владение материальным миром. Амергин (Amhairghin) — «рождение песни» или «рождённый от песни» был поэтом и друидом, представляющим магическое и духовное знание. Колпта (Colptha) – имя связано со словом «колонна» или «столб»,  представляет основу, стабильность и поддержку. Айрех (Ír) — означает «Тот, кто путешествует», и воплощает дух исследований, открытия новых земель и распространения человеческого влияния. Имена восьми сыновей Миля отражают полный спектр аспектов, необходимых для создания нового общества на Земле. Они объединяют духовные (Амергин, Эраннан), политические (Эримон, Эбер Донн), природные (Эбер Финн, Ор), экономические (Колпта) и космологические (Айрех, как символ движения и времени) аспекты человеческой природы.

Туата де Дананн, не желая пускать милезианцев в свои владения, использовали магию. Они создали иллюзию, скрыв Землю туманом, чтобы сбить врагов с пути. Однако милезианский поэт и друид Амергин, обладая магическим даром, смог развеять туман. Эта часть истории показывает, что постепенно люди учились контролировать мир не только физическими, но и магическими средствами, поражая фейри «их же оружием».

Решающее сражение – это так называемая «Битва при Таилтиу», где божественные силы Туата Де Дананн столкнулись с физической и стратегической мощью милезианцев. Здесь с особой актвиностью проявляется сила Амергина, чьи заклинания и поэтическое искусство помогли сломить магическое сопротивление Туата Де Дананн.

Напомним, что Таилтиу – это богиня Земли, приемная мать бога Солнца – Лугха, и, соответственно, Битва – это, прежде всего, определение того, как будут строиться следующие отношения с Землей – будет ли продолжаться гармоничная жизнь (как было при правлении Королей фейри), или – возобладает потребительское и угнетательское отношение милезианцев (людей Homo). Чтобы подчеркнуть такой характер сражения, Миф описывает первое столкновение людей не с войсками фейри, а с тремя их Королевами — Эриу, Банбой и Фодлой, чьи имена – это разные эпитеты Земли: Ériu связано с праиндоевропейским корнем piHwer- или īwer-, что означает «земля» или «обитель»; Banba связано с древним словом ban— или bán, что означает «светлый» или «белый«, а также может указывать на «женский аспект», как в значении «жена» или «женщина«; Fódla происходит от слова fód, означающего «почва» или «земля«. Это имя указывает на физическую основу, саму материю земли. Таким образом, Эриу олицетворяет дух самой Земли, её сердце и сущность. Она является главной из трёх сестёр и представляет центральную, плодородную и жизненную силу. Банба воплощает светлый, возвышенный аспект Земли, её связь с небесами и духовной сферой. Она также ассоциируется с древностью и первозданной природой. Фодла представляет плоть Земли, её устойчивую основу, которая поддерживает жизнь. Она воплощает связь с корнями, с почвой и плодородием, необходимым для выживания.

Три их мужа — три короля Мак Куилл, Мак Кехт и Мак Грейн — предложили милесианцам перемирие на три дня. Условием было, чтобы милесианцы оставались на своих кораблях, стоя на якоре на расстоянии девяти волн от берега. Милезианцы согласились, но Туата де Дананн воспользовались этим, вызвав магический шторм, чтобы изгнать их. Амергин, обладавший великим даром слова, с помощью своих стихов сумел успокоить бушующее море. После этого милесианцы высадились на берег и одержали победу над Туата де Дананн в сражении при Таилтиу. Это была одна из решающих битв, где божественные силы Туата де Дананн столкнулись с физической и стратегической мощью милезианцев. Другими словами, фейри пытались предотвратить вторжение людей на свою территорию, однако, не обладая боевыми навыками, чураясь подлости и агрессии, были вытеснены все дальше от захватываемых и осваиваемых людьми территорий.

Соответственно, Миф напоминает, что гармония между человеком и природой возможна только до тех пор, пока человек не попытается силой завладеть её ресурсами и порядком.

Таким образом, «Битва при Таилтиу» — это весь период широкой экспансии человечества в античные времена, когда рождались первые государства, а мир утрачивал свою магическую неопределенность и становился все более известным, описанным, зафиксированным. После прибытия милезианцев и поражения Туата де Дананн три короля были убиты, то есть – силы Земли перешли под контроль людей. Их гибель знаменует конец правления Туата де Дананн в физическом мире, после чего фейри и ушли в Промежуток, став правителями его областей.

Когда в дальнейшем Амергина (то есть – олицетворение человеческой мудрости) попросили справедливо разделить землю между его народом и Туата Де Дананн, он проявил хитрость: наземную часть он отдал милезианцам, а подземную — Туата де Дананн. Таким образом, Туата де Дананн отошли в мир подземных холмов Сидов. Под предводительством Мананнана мак Лира они ушли в межмирье — Тир на Ног — волшебную страну вечной молодости, известную также как «Цветочная равнина» или «Равнина мёда».

Мы уже говорили, что этот Исход начался примерно в IV веке до новой эры и продлился примерно до XI века, то есть занял примерно полторы тысячи лет.

Согласно Мифу, Земля — Таилтиу – умерла от истощения тогда, когда люди принялись вырубать леса, чтобы засеять свои поля и организовать пастбища. Перед смертью она попросила, чтобы в её честь устраивали ежегодные праздники, празднуя плоды земли и труда. Бог Солнца — Лугх, почитая её память, учредил Áenach Tailteann — похоронные игры и праздник урожая, который сегодня известен как Луггнассадх.

Эта смерть «первозданной земли» отражает один из самых значительных переходов в истории человечества: от гармоничных отношений с природой, характерных для эпох охоты и собирательства, к интенсивному сельскому хозяйству и преобразованию природной среды. Этот переход связан не только с изменением способов выживания, но и с глубиной трансформацией мировоззрения и культурных ценностей. Леса, некогда считавшиеся обителями богов, начали восприниматься как препятствие для сельского хозяйства, а сама земля из Священной Матери превращается в ресурс, который нужно контролировать и использовать.

В современном мире, где экологические кризисы стали неоспоримыми, осознание ценности «первозданной земли» и восстановление гармонии с природой должно стать ключом к устойчивому будущему. Миф о смерти Таилтиу не должен быть забыт — он должен вдохновлять к возрождению и бережному отношению к тому, что ещё осталось. И Волшебный народ неустанно напоминает, что люди должны видеть в природе не просто ресурс, а союзника. Отношения с природой — это не эксплуатация, а сотрудничество. И уважение к Волшебному народу следует понимать прежде всего как восстановление духовной связи с природой, которое включает не только заботу о богатстве, но и возрождение восприятия природы как живого, полного чудес и Магии мира.

Один комментарий на «“Битва у Таилтиу”»

  1. «фейри… чураясь подлости и агрессии»
    Это как? Соотносится с:
    «Он предлагает фейри «поделить территории» и жить в гармонии… Однако Туата де Дананн видят в Ите угрозу не только своей власти, но и установленному природному порядку, и убивают Ита.»
    Или:
    «три короля Мак Куилл, Мак Кехт и Мак Грейн — предложили милесианцам перемирие на три дня. Условием было, чтобы милесианцы оставались на своих кораблях, стоя на якоре на расстоянии девяти волн от берега. Милезианцы согласились, но Туата де Дананн воспользовались этим, вызвав магический шторм»
    ИМХО, из мифа прямо следует, что фейри были по отношению к людям агрессивны, лживы и подлы. Убили Ита, который не проявлял агрессии, солгали о перемирии, которое сами же предложили и подло напали, на выполнивших условия перемирия людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *