Архангелы — Стражи Древа жизни
Фактически, все мифологические системы, происходящие из Шумеро-вавилонского источника, всегда отличались большим интересом именно к служебным, а не к свободным духам.
Это и понятно — живя исторически в местах, богатых возможностями контакта с демоническими вихрями, эти народы, естественно, искали способа уравновесить их.
Такой способ был найден именно в Ангельских иерархиях.
Традиционно постшумерские мифологии акцентировали внимание именно на тех сонмах служебных духов, которые, материализуя наш мир, уплотняя его, делают его менее доступным для демонических вихрей. Именно эти духи и получили название «Ангелов«.
Хорошо известно, что само слово «Ангел» означает «Посланник«.
Эта функция как раз и выражается в осуществлении этими духами «вторичного» творческого действия, которое в монотеистических религиях приписывается Богу-Творцу.
Таким образом, с точки зрения традиционной религии, Ангелы — посланники, осуществляющие «в частностях» то, что Бог совершает в целом.
Христианство, отойдя от иудаистической традиции, приписывает ангелам и некоторую свободу выбора, что, очевидно, противоречит их служебной природе.
Как мы уже говорили, главной задачей всех ангельских иерархий считается материализация Малхут — «эгоистической» Сфиры, воплощающей Принцип аттрактивности в его полноте. Соответственно, выводя эту Сфиру из поля действия Двупланных существ, Ангелы осуществляют ее защиту.
Поэтому понятно, что Ангелы — вихри инволютивные, нисходящие, однако — прямые, то есть придающие объекту своего воздействия способность сопротивляться оттоку силы.
Среди многочисленных иерархий Служебных духов, традиционно закрепился интерес к Чину Архангелов — Бней Элохим или Малахим, согласно сефиротическому разделению.
Имена некоторых (в древне-христиансокой традиции — семи) Архангелов общеизвестны: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафаил, Варахиил.
При этом четыре первых Ангела считаются «библейскими», то есть имена их прямо названы в Писании, а три последних известны из церковной традиции, восходящей к иудео-протокаббалистичесим учениям.
Само христианское учение об «ангельских чинах» восходит к трудам Дионисия Ареопагита (точнее, того, кто писал под псевдонимом этого ученика ап. Павла) и гностической традиции.
Именно он и перечислил первым семь имен Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Чамуил, Иофиил, Задкиил.
Правосланая традиция упоминает восемь Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудил, Варахиил, Иеремиил, а католическая (по булле папы Георга) — 7: Михаил,
Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудил, Варахиил.
Поскольку Архангелы в целом принадлежат Сфире Тиферет, то неудивительно, что среди них «главным» считается собственно Дух этой Сфиры — Михаэль (в христианской традиции — Михаил).
Соответственно, именно по образу этого архангела и создается представление обо всем чине.
«Ми ка эл» (ивр. מיכאל) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».
Однако допустим и вариант «Который как Эль». «Эль», в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово в его первоначальных смыслах вовсе не однозначно и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» иногда переводят как: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля». В контексте Ветхого Завета Михаил — старший посланник Всевышнего, и защитник народа Израиля.
Архангел Михаил — архистратиг (греч. αρχιστρατηγός, «главнокомандующий») — глава воинства Ангелов, стоящих на страже Мира. В христианстве обычно принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был именно Архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая. Об этом свидетельствует и средневековые сборники.
Считают также, что Михаил помогал четырем другим великим ангелам — Гавриилу, Уриилу, Рафаилу и Метатрону — похоронить Моисея и что именно он спорил с Сатаной о том, кому принадлежит тело. Оккультисты часто приравнивали Михаила к Святому Духу, Логосу, Богу и Метатрону, а в книге Барух III говорится, что Михаил «держит ключи от царства
небесного».
Вера в постоянное заступничество за еврейский народ архангела Михаэля была настолько сильна, что, несмотря на запреты Талмуда обращаться к ангелам как к посредникам между Всевышним и людьми, Михаэль занял известное положение и в литургии как санегор (защитник). Этим объясняется следующее предписание: если человек в нужде, он должен обращаться с молитвой прямо к Богу, а не к ангелам.
Бинерную пару Михаилу составляет Гавриил (имя означает «Бог есть моя сила» или, иногда — «Человек Божий»). Гавриил, описанный как существо со 140 парами крыльев, является управляющим Эдема и правителем херувимов. Он также ангел Благовещения и Воскрешения, ангел милости, мщения, смерти и откровения. Гавриил считается главным послом Бога к человечеству, чаще всего ее изображают именно в этой роли, то есть в компании с лицом, которому адресовано то или иное послание. Гавриил обычно изображался как величественная особа в богатых одеждах, иногда с короной на голове и скипетром в руке. Согласно христианской традиции, Гавриил открывает тайное знание Бога, сообщает Деве Марии благую весть о Рождении Иисуса Христа (Благовещение).
На ранних изображениях Гавриила правая рука обычно вытянута в приветствии, тогда как дева Мария безучастно сидит. Однако, начиная примерно с 14-го века, они как бы меняются ролями, то есть на первый план выходит Мария, как будто она уже стала Царицей Ангелов, а Гавриил — лишь один из ее подопечных. На этих более поздних полотнах Гавриил несет вместо скипетра лилию, как символ чистоты девы Марии, или свиток, на котором по латыни начертаны первые строки «Аве Мария».
Существует распространенное представление, что, поскольку Михаил соответствует Принципу Солнца, а Гавриил — Луны, последний Ангел — женского пола. Говорится, что Гавриил сидит по левую руку от Бога, местом обитания которого считают седьмое (а иногда десятое) небо. Женскую суть Гавриила подтверждает также известная христианская история о том, как она взяла неизменно протестующую душу из рая и наставляла ее девять месяцев, пока она оставалась в чреве матери.
Гавриил — один из четырёх ангелов, стоящих по четырём сторонам престола Бога и исполняющих обязанности стражей на четырёх концах мира. Эти четыре архангела (Гавриэль, Михаэль, Уриэль и Рефаэль; в русской традиции Гавриил, Михаил, Уриил и Рафаил), которые и поныне призываются в молитве на сон грядущий, часто упоминаются вместе. Эти четыре имени выгравированы на одной золотой таблице, найденной в гробнице супруги императора Гонория, — без всякого сомнения, заимствование из еврейской традиции. На одной гностической гемме имеется греческая надпись: «Михаэль — высочайший, Габриэль — могущественнейший», что свидетельствует о довольно раннем заимствовании иудейских основ ангелологии.
Помимо указанных действий и обязанностей, возложенных на Гавриила, он ещё действует часто как орудие Всевышнего. Так, после посещения Авраама с другими двумя ангелами он отправляется разрушить Содом и спасти Лота.
По мусульманскому преданию, именно Джибрил (Габриэль) открыл и сообщил Мухаммаду содержание Корана.Он часто представлялся как бы посредником между Аллахом и пророком.
Фактически, то место, которое у иудеев занимал Михаэль, у мусульман занял Джибрил. Джибрил произнёс перед пророком повеление Аллаха: «Читай!». Ввиду этого он почитается у мусульман как «хранитель небесных сокровищ (Откровения)». Он — один из ангелов, непосредственно общающихся с Аллахом (аль-Муккарабим). Вместе с тремя другими ангелами Джибрил переживёт день Страшного суда, когда погибнут все прочие создания.
Бинер Михаил-Гавриил нейтрализуется странной фигурой Ангела Меттатрона (ивр. מטטרון или מיטטרון) — «Стоящий у престола.»
В Талмуде и в агадических произведениях упоминается ангел Метатрон, занимающий совершенно особое положение среди прочих ангелов. Будучи выше других по чину, находясь в непосредственной близости к Всевышнему, он получает Его приказания, которые выполняет или сам, или с помощью других, ниже его стоящих ангелов.
Сопутствующие названия — «князь предстояния» ( букв. «князь лика божия») и «князь мира» .
Мистики полагают, что в Метатроне заключено имя Бога; они основываются на стихах: «Вот, Я посылаю ангела пред тобою, чтобы хранить тебя на пути и привести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред ним и слушайся голоса его, не прекословь ему, ибо он не простит проступка Вашего, так как имя Моё в нём». По-еврейски слова эти могут ещё означать, что Метатрон действует от имени Бога, что вполне согласуется с древними представлениями обо всех ангелах.
Считается, что Метатрон живет на седьмом небе и является самым высокорослым ангелом, разве что за исключением Анафиэла. «Зогар» описывает его размер как «равный по ширине целому миру». В раввинской литературе именно так описывался размер Адама до его грехопадения.
Очевидно, что эта фигура, как и всякий синтез, не имеет актуального существования; во всех преданиях действия Метатрона и Михаэля отождествляются, и это понятно, поскольку действие принадлежит активному полюсу бинера.В Каббале Метатрон иногда называется ещё «средним столпом», что подчеркивает его синтетическую функцию.
Миф о Метатроне необычайно сложен, и существует, по крайней мере, две различные его версии. По одной из них, Метатрон появился на свет, когда Бог создавал мир, и тут же был наделен всеми своими многочисленными обязанностями. Согласно другой версии, он был первым человеком по имени Енох; праведным, хорошим человеком, который несколько раз посещал Небеса и однажды был превращен в огненного ангела. Некоторые более поздние книги принимают первую версию, некоторые — вторую, а в некоторых книгах обе версии объединяются. Существует даже два варианта произнесения имени Метатрона; один из них — из семи букв, другой — из шести, поскольку в нем отсутствует еврейская буква йод. Каббалисты объясняют, что имя из шести букв представляет Метатрона, который был Енохом, а имя из семи букв — изначального Метатрона. Несмотря на долгие споры, происхождение имени Метатрона осталось неясным.
Таким образом, мы видим, что ангелология, выросшая всего из считанных упоминаний о служебных духах в библейских текстах, является довольно развитым духовно-мистическим учением, которое имеет и свои традиции, и свой опыт.
Чамуил — может Самуил?
В традиционной церковной транскрипции — Чамуил; читать можно, конечно — Самуил, даже Самаэль.
В Библии не упоминается архангела Чамуила, может в Библии его как-то по другому зовут?
Он не упоминается в русском переводе, там вообще многие имена переведены иносказательно. В библейской истории этот ангел смешал языки в Вавилонском столпотворении; он также упоминается в апокрифах, например, в книге Еноха.
Многие ассоциируют Чамуила с христианским Салафиилом. Насколько это правильно или это два разных Архангела???
Отождествление Чамуила правильнее проводить с Варахиилом, это оба — Ангелы Марса
Интересный материал, но тоже запуталась в именах Архангелов, может есть какой то источник, что бы полнять эти расхождения.
מלאכים — просто ангелы.
но некоторые более человечней и ближе
Будьте добры, подскажите, а из каких источников собственно взято имя архангела «Чамуил»? В книге Еноха или Библии я его не нашел…
«Чамуил» — это славянское прочтение имени «Самуил» или «Самаэль», которым традиционно именуется Ангел Мщения. Для того, чтобы не путать ангела и ветхозаветного пророка, в славянских переводах было принято писать «Чамуил» как имя ангела, а Самуил — имя пророка.