Аннунаки — Судьи Подземного Мира
«И Аннунаки, Ужасные Судьи
Семеро Господ Подземелья
Окружили Ее
Безликие Боги Абзу
Они смотрели Околдовав ее
Глазом Смерти Взглядом Смерти Они убили ее
И повесили ее как разделанную тушу
Шестьдесят демонов отрывали от нее конечности
Глаза из головы, Уши от черепа.»
Месопотамские представления о посмертном существовании разработаны не менее подробно, чем египетские или буддистские, хотя, в отличие от последних двух, и не собраны в «Книги Мертвых».
Если согласно Египетским мифам (и, соответственно, древнегреческим) Загробный Суд оставляет для души возможность попасть в Рай («Поля Иаиру», «Елисейские Поля»), то халдейская культура представляла себе картину более мрачно, и, видимо, более правдоподобно.
Вслед за демонами —Галлу, извлекающими душу из тела и переправляющую ее в бездну подземного мира, душу «разделывают» Аннунаки.
Галлу доставляли душу в Ки-галь (букв. «великая земля», «великое место»), или Кур (букв. «гора», «горная страна», хотя она и мыслится в «нижнем» мире) — в шумерской культуре и соответствующие им Эрцету («земля») или Кур-ну-ги («страна без возврата»; заимствовано из шумерского языка) — в аккадской культуре. Там и обитали Судьи.
Ануннаки впервые упоминаются в Вавилонском мифе создания, Энума Элиш. Согласно позднему вавилонскому мифу, Аннунаки были детьми Ану и Ки, брата и сестры — Неба и Земли. («однажды, на горе земли и небес Ан зачал Аннунаков«).
Почему же — «на горе»?
А потому, что с Аннунаками в мир пришла смерть. До их появления души умерших жили среди живых, в виде Шеду или Ламассу, защищая и оберегая их.
Именно Аннунаки, забирая сознание умершего, обрекали его, в случае не-перехода в Кур, на превращение в Утукку — блуждающего вампирического демона, приносящего несчастья.
Изначально Аннунаками называли именно богов преисподней, порожденных » Мраком Небес». Но постепенно это имя утратило своё зловещее значение, и так стали называть вообще всех богов — детей Ана. Мы будем пользоваться первоначальным значением темного имени Аннунаков.
Итак, задачей Аннунаков является разделение энергий умершего на составляющие.
Аннунаки вообще мыслились как «разделяющие» божества: «Великие аннунаки, определяющие судьбу, собрав совет, они распределили землю на стороны четыре.»
Именно от того, что обнаруживали Аннунаки при изучении души умершего, зависела его дальнейшая судьба — быть выброшенным обратно в гилгул или медленно разлагаться в Куре, служа пищей для населяющих его демонов.
Фигуры Аннунаков намного грандиознее фигур демонов, приближаясь по своей величественности разве что к высшим богам — Игигам или Асагу.
Их количество варьирует по разным источникам от четырех до нескольких тысяч, в вавилонское время их, как и других существ (например, тех же Галла) насчитывали 7 главных и тысячи второстепенных.
Так или иначе, приговор Аннунаков всегда жесток, и шумерам был неизвестен удачный исход посмертия. Не то, чтобы им не был известен «райский сад» (он был расположен в стране Дильмун), но то было место жизни богов, а не людей.
Слово «Кур» первоначально означало «гора», затем приобрело более общее значение — «чужая страна», потому что окружающие горные области таили в себе постоянную угрозу для Шумера. С точки зрения шумерской космологии Кур представлял собой пустое пространство между поверхностью земли и первозданным океаном. Именно туда спускались души мертвых. На пути в Кур умершие проходят через семь ворот подземного мира, где их встречает главный привратник Нети. Границей подземного мира служит река «поглощающая людей», через которую переправляет умерших перевозчик Ур-Шанаби.
В случае, если душа застревала в Куре, она всецело зависела от приношений живых, составлявших ее единственную пищу, сама же она, в свою очередь, служила пищей для многочисленных демонов.
Обязанность человека — доставлять богам пищу и питье, умножать их богатства, воздвигать храмы для небожителей. Когда приходит смерть, он больше не может служить богам, становится ненужным, превращается в тень и уходит в «страну, из которой нет возврата», чтобы блуждать там без цели, терзаемым демонами. Никто не в силах избежать своей судьбы, уйти от того, что ему предначертано, можно лишь кое-что узнать о своем будущем из предсказаний жрецов, но изменить свою участь невозможно. Непреложна и непостижима воля богов. Единственное спасение — найти себе замену.
Ануннаки, сидящие перед Эрешкигаль, владычицей подземного царства, выносят только смертные приговоры. Имена мёртвых заносит в свою таблицу женщина-писец подземного царства Гештинанна.
Более благоприятным для души было решение о ее «подъеме наверх», то есть о возвращении в гилгул и повторном накоплении энергии.
Однако, так или иначе, человека рассматривали всего лишь кормом для потусторонних хищников, которых, правда, можно было временно задобрить заместительными жертвоприношениями.
Если Ануннаки отправляли душу в Кур,где она медленно разлагалась,служа пищей для демонов, то это и есть «Мир Возмездия»,в котором «устраняются причины неэффективного существования»,и душа все равно в конце-концов будет выброшена в Гилгул? И приношения живых ускоряют этот процесс для душ,застрявших в Куре? А по каким причинам душа может там застревать?
В случае шумерской мифологии Кур, это, конечно, Мир Возмездия. А застревать там души могут в случае нарушения развоплощения, например, из-за большого количества накопленных связей, долгов или притяжений
Я так понимаю — Кур — один из вариантов завершения людских воплощений. Бессмертные маги вряд ли туда попадут, так ведь?