Альвы, цверги и игвы
Мы уже не раз обсуждали, что наиболее четкую и структурированную картину участия различных управляющих сил в создании и поддержании оформленного мироздания выработал нордический миф. В силу особой тонкости Грани в северных регионах Европы древние скандинавы (а также кельты) гораздо четче видели роль каждого из Божественных Народов в мировом процессе, чем, например, греки классической эпохи или даже мудрейшие египтяне.
Именно поэтому удобнее всего пользоваться терминологией Северного мифа при описании происхождения и развития сил Прави и их потомков.
Соответственно, как мы помним, данный Миф говорит о том, что в создании и поддержании проявленных миров принимают участи четыре группы сил:
— Силы, «оформляющие» миры «извне», то есть, действующие «сверху вниз» — Асы, боги порядка и космизации;
— Силы, действующие в мирах «изнутри», поддерживающие в них жизнь и течение энергий – Ваны, боги имманентности;
— Силы, создающие пространство творения, выделяющие в мировом океане потенций те, что готовы к реализации – Лёссальвы, боги возможностей,
— Силы, создающие опорные точки для творения и развертывания миров – Свартальвы (или Цверги) – боги мастерства.
Мы говорили, что все эти четыре группы богов происходят от исходных творческих сил, которые возникают в Среде как Потенция Проявления как такового – Йотунов. При этом если Асы и Ваны являются «прямыми» потомками Прародителей, то происхождение Альвов сложнее: Лёссальвы возникают из Мира потенций практически «параллельно» с Йотунами, являясь их «детьми» лишь формально, а Цверги возникают «внутри» Прародителей, как воплощение и проявление их собственных внутренних опор и структур.
В то же время, нордический миф отмечает, что развертывание мироздания происходит в разных потоках: «основном», то есть, реализующем те потенции, которые и проявляются в закономерных процессах реализации (именно этот поток и описывается в большинстве других мифологий как тео— и космогония), и «побочных», которые реализуют попутно возникающие силы сопротивления, инерции или искажений. Другими словами, наряду с творением и развитием всегда происходит вырождение и деградация.
И если большинство других систем мироописания сразу выносит эти «побочные» процессы за скобки, относя их к мирам «тьмы» или «зла», то нордическая система уделяет им больше внимания и указывает, что прежде, чем стать настоящим «злом» (то есть, препятствием для развития мира) многие группы существ и сил проходят довольно долгий и нелинейный путь, сопровождающийся появлением многочисленных «теневых» деятелей.
В этом смысле «главная линия» североевропейского Мифа тщательно исследует то, что для многих других систем оказывается их «апокрифической» или «эзотерической» частью.
С этой точки зрения важно отметить, что, хотя в своем «конечном» сечении мир и может быть рассмотрен как биполярный – как противостояние сил созидания и сил разрушения, в пространстве между этими двумя полюсами и разворачивается настоящая мировая драма, где однозначно определить эволюционное значение той или иной группы существ или сил не всегда представляется возможным.
Итак, с этой точки зрения, помимо того, что от Йотунов происходит четыре упомянутых группы сил, они дают начало и большой группе сил контртворческих – Хримтурсов, затем – Турсов, которые, в свою очередь, продолжают «вырождаться» в троллей и так далее. Мы уже говорили, что первых можно сопоставить с Архонтами, а вторых — с фоморами и нефилимами других мифологических систем.
Аналогичным образом и более младшие божественные народы дают начало не только силам, «продолжающим» их дело, но и племенам и народам, воплощающим накапливающиеся в ходе их деятельности напряжение и деструкцию.
В этом смысле «прямыми» потомками Лёссальвов являются божественные Сиды, от которых, в свою очередь, происходит одно из наиболее многочисленных племен фейри – эльфы. В то же время, смешавшись с фоморами или попав под их влияние, некоторые из Сидов порождают «Неблагих» фейри и тёмных эльфов (Дёкэльфов). Так же, «разочаровавшись» в человечестве, многие Альвы становятся на сторону Хримтурсов (Архонтов) или, по крайней мере, становятся более холодными. В свою очередь, другие ветви народа фейри происходят от «великанов» — турсов и «падших ангелов» — элиуд. Таким образом, фейри во всем своем многообразии и представляют на историческом этапе «последний» этап сложного и многостороннего «побочного» развития Богов Пространства.
Не менее сложные трансформации испытали и Свартальвы. Строго говоря, свою божественную природу они проявили лишь на заре творения, а в уже сформированном мире они действовали как силы, производящие «Высшие артефакты» — предметы, необходимые для поддержания баланса миров в экстремальных условиях: Копье и Кольцо Одина, Молот Тора, цепь, сдерживающую Фенрира и так далее. В этой, «мастеровой», функции, Свартальвов и принято именовать «цвергами» (или «двергами», «карликами»), подчеркивая их «недопроявленную» из Среды природу. Другими словами, когда богам нужна возможность, то есть – «пространство» для творения, они нуждаются в активности лёссальвов, а когда это творение нужно на что-то «опереть», чем-то «поддержать» — требуется вмешательство цвергов.
Однако это постоянное соприкосновение с силами оформления и трансформации не только сделало цвергов главными «мастерами» и «инженерами» мироздания, оно и «отвернуло» их от спонтанного и живого духа; пребывая в постоянном поиске и создании «внешних» опор, они постепенно стали забывать об опорах внутренних, они стали подменять творчество – ремеслом, все дальше уходя от свободных проявлений сознания.
В результате этого процесса большая часть цвергов и дала начало очередной «выродившейся» группе – крайних «технарей», народа, полностью полагающегося на технологии и презирающего творчество (как непрогнозируемое и нерегулируемое действие) – игвов (или боггартов). Название «игвы» первым использовал мистик и визионер Д. Андреев, который и назвал этот народ «выродившихся» цвергов – «дьяволочеловечеством», подчеркивая их фактическое отпадение от Великого Потока Силы.
Мы уже упоминали, что большинство встреч, которые в настоящее время идентифицируют как «контакты с НЛО» на деле и являются такими взаимодействиями с игвами, которые преодолевают Грань между мирами с помощью технических средств.
И если в более древние времена этих существ описывали как «кобольдов» или «боггартов», что роднит их с некоторыми группами фейри – например, с брауни или пикси, то сейчас им более склонны приписывать внеземное происхождение.
В любом случае, важно понимать, что речь идет о высокотехнологичной цивилизации, которая развилась в пространствах одного из миров нашей системы – «Иггдрасиля» — Свартальвхейма, заменив и вытеснив его «исходных» обитателей – цвергов. На смену небольшим, гармоничным и эксклюзивным селениям цвергов там пришли высокотехничные мегаполисы игвов, а искусство создавать артефакты, в которых Магия и технология сочетались, дополняя друг друга, оказалось практически потерянным. По преданиям, где-то на просторах того мира еще остались небольшие спрятанные поселения цвергов и даже укрепленные цитадели свартальвов, но насколько это правда – уже неизвестно.
Часть не подвергшихся техногенной деградации цвергов оказалась беженцами из собственного мира, перейдя в Межмирье и окончательно смешавшись там с фейри, и сейчас, если боги нуждаются в искусных артефактах – они вынужден идти не в Свартальвхейм, а искать одиноких «кузнецов» в Промежутке.
В целом, помимо общей катастрофической ситуации, такая трансформация одного из миров показывает, насколько хрупким является баланс между созидательными и разрушительными силами, и как легко жадность, дух обладания, порождение Темной Матери, может возобладать даже в одном из древних и высоких пространств. И если человечество Мидгарда, однажды уже прошедшее через разделение, также связанное с впадением в зависимость от технологий, не извлечет уроки из печальной судьбы Свартальвхейма, оно рискует повторить его судьбу в еще более опустошающем варианте, и, пожалуй, этот сценарий развития даже хуже, чем самоуничтожение, которое, конечно, для нас также весьма вероятно.
Энмеркар, спасибо за статью! У меня может глупый вопрос, но все-таки почему эльфов изображают с характерными ушами? Такое изображение ушей имеет какой-то символический смысл или это апроксимация на наше восприятие каких-то «тонких» аспектов этих существ?
Традиционное изображение фейри с острыми ушами — это часть их восприятия как существ лесов, близких духам природы. Такие «звериные» уши отражали представление о том, что фейри, и в том числе — эльфы — это часть общего «природного» мира, в то время, как люди воспринимались как отдельные от него.