Абраксас — огонь творческого желания
В сложной гностической системе миротворения, состоящего из бесчисленных небес и эонов, движущая сила, объединяющая и, в то же время, дифференцирующая Плерому, носит имя Абраксас (греч. Ἀβρασάξ) .
Некоторые исследователи утверждают, что имя этого бога происходит от еврейского «абберака» (בְּרָכוֹת), что означает «Благословенный«, другие — что оно представляет собой искажённое имя одного из египетских богов. Существует также мнение, что это имя восходит к древней коптской или египетской магической формуле, символически означавшей «Не вреди мне» («Не тронь») и обращённой к божеству, как «Отцу». Эту формулу обычно прикрепляли к амулету или талисману и носили на груди под одеждой. Другие этимологии возводят Имя к abh — «отец», bara — «творить» и отрицания — «Несозданный Отец» или из греческого habros и saō , «Прекрасный, славный Спаситель».
Однако уже со II века у сирийских и александрийских гностиков Абраксас — верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своём лице их полноту. В этом смысле Абраксас выражает творческую волю Абсолюта, пронизывающую Мироздание, острое стремление мира к сущестованию.
По учению последователей Василида (ум. 140), Бог, несотворенный, вечный Отец, сначала породил свой Нус, или Ум, Логос — Слово и Фронезис — Разум; от Фронезиса произошли София — Мудрость и Динамис – Сила. Именно эта совокупность Первичных порождений и суммирована в образе Абраксаса. Они формируют высшее Царство света, источающее Творческую активность, от которой зарождается все сущее, и из которого исходят 365 разрядов духов, поддерживающих мироздание. Во главе этих духов и стоит Абраксас – наивысший из семи богов, как бы суммирующий этих богов. Василид утверждал, что Абраксас выступает в роли посредника между человечеством и Божественной Сутью.
Его имя и изображение часто встречаются на геммах и амулетах — Верховное Существо с Пятью Эманациями, отмеченными подходящими символами. Абраксаса изображали в виде человека с головой петуха или льва, в одной руке у него круглый или овальный щит (солнце), в другой — плеть, либо цеп, либо дубина. Из человеческого тела, обычной формы божества, вырастают две опоры Нус (Разум) и Логос (Слово), символизируемые змеями, что означает внутреннее чувство и быстрое понимание. Его голова петуха, то есть птицы, олицетворяющей предвидение и бдительность, представляет Фронезис. Его две руки держат символы Софии и Динамиса — броню Мудрости и метлу Властителя. Рядом с изображением Абраксаса раполагался ряд букв, несших определенное значение, часть которых составляла слово «Абраксас».
Согласно преданиям, Абраксас — воин, побеждающий зло во всех его проявлениях, яростный борец за справедливость, понимаемую как творческая закономерность, соответствие плану Творения. Он, как петух, который является символом восхода солнца, первым встречает счастливое или несчастливое утро каждого нового дня.
В то же время, Абраксас — сила благополучия и мудрости, которых можно достичь только в бесстрашной борьбе с противодействующими силами, непременно победив их, потому что в руках Абраксаса — плеть (метла). Метла является символом власти и превосходства над противниками, это его орудие в борьбе со злом.
Формально это имя составлено из семи греческих букв (а магическое число 7 символизирует общую идею Вселенной). Сумма числовых значений входящих в слово «Абраксас» букв (А — 1, b — 2, r — 100, a — 1, x — 60, a — 1, s — 200) составляет 365 — число дней в году («целокупность мирового времени»), а также число гностических небес («целокупность мирового пространства») и соответствующих небесам эонов («целокупность духовного пространства»), циклу божественного действия.
Космический характер числа 7 как общего числа букв подчёркивает придававшийся имени Абраксаса смысл исчерпания моментов бытия, окончательной суммарности. Согласно греческой гематрии, Абраксас эквивалентен «Мезону», второму из пяти тетрахордов греческого музыкального ряда: сумма численных эквивалентов букв обоих этих слов составляет 365.
Будучи источником творения, Абраксас является повелителем небес и времени.
Как писал об Абраксасе Юнг, этот «новый бог», «блистающий, словно лев, мгновенно раздирающий свою жертву, прекрасный, как весенний день», Абраксас — Пан, Приап, монстр подземного царства, клубок крылатых змей, истинный Гермафродит, «святой творец», любовь и убийца любви, святитель и его предатель, «наиярчайший свет дня и самая мрачная ночь безумия». «Увидеть его — значит ослепнуть, узнать — сойти с ума, почитать его — найти смерть, бояться его — мудрость, а спасение возможно, если не противостоять ему». В конце «Семи проповедей к мертвым», после оды Абраксасу, автор делает вывод: «В мире том принадлежит человек Абраксасу, который его, человека, и мир порождает либо поглощает».
Как имя Абраксаса, так и его иконографический образ, имели распространение и за пределами христианского гностицизма, в культово-магическом обиходе позднеантичного синкретического язычества.
В средние века Абраксас снова стал довольно известен: его изображение как талисман было принято алхимиками, которые носили на груди медальоны с человеком-петухозмеем.
В XIII веке символ Абраксаса использовался в печатях Ордена тамплиеров, у которых Абраксаса считали одним из проявлений Бафомета и рассматривали как особое вселенское существо, Мировой вихрь в аспекте Желания. В средние века его имя было признано демоническим и отнесено к разряду черной магии.
Итак, образ гностического бога, выражающий Первичные энергии творения, прошел длинный путь развития. Следует отметить, что, в отличие от «настоящих» язычников, гностики считали своих «богов», «архонтов» и «эонов» прежде всего символами невыразимой духовной реальности, поэтическим приближением к описанию их природы. Однако такие символы были весьма жизненными, несущими силу и мудрость.
В очередной раз большое спасибо, хорошие что есть такие люди как вы, которые дают на самом деле полезные советы:)
Спасибо автору за публикацию, много интересного. Читал только описание, с точки зрения христиан, о ереси и язычестве, с ним связанные.
А в язычестве есть аналог Абраксас, а?
Да, любой Огненный бог в своем «высшем» понимании — Семаргл, Агни.