Сияние Арит
Важным этапом движения умершего по пространству Промежутка является так называемая «Дорога пристанищ». Ее можно рассматривать либо как отдельное пространство, либо – как другое описание все того же путешествия по аату Холмов, только рассмотренное с «субъективной» точки зрения ка.
Так или иначе, но это путешествие представляет собой долгий и очень утомительный путь, на котором, однако, можно встретить семь особых «пристанищ» — «Арит» («Пещер», иногда переводят как «Гробниц»), предназначенных для отдыха и восстановления жизненности ка, каждая из которых имеет по 3 врат.
Точно так же, как «Бардо тодол» упоминает «шансы на освобождение» практически в каждом из видений Промежутка, при условии его верного распознавания как «проявления ума», «Книги Выхода» описывают подобные «проблески Истины» в сумерках Дуата в виде особых «залов», или, говоря более современным языком, «Порталов» в высшую реальность.
Ариты – это «представительство» Полей Тростника – места блаженства – на этом многотрудном отрезке, которые позволяют «перевести дух» и обрести мотивацию для дальнейшего пути. Поэтому ариты светят «сиянием Акх» — предвкушением грядущей полноты и совершенства. Без вхождения в ариту у ка практически нет шансов добраться до конца этой Дороги, его жизненность быстро истощалась, а оно само рискует выброшенным в новое рождение.
Однако «Книги Выхода» предупреждают, что войти в ариты не просто: для этого требуются и магические знания, и нравственная чистота. Общее количество врат – 21 – соответствует лунному циклу (полному проявлению мудрости бога Тота).
В каждую ариту входят через Врата с тремя сопровождающими: Привратником, Стражем, который объявляет о прибытии странника, и Глашатаем, называющим имя странника. Чтобы пройти в каждое пристанище, необходимо преодолеть трое врат, каждые из которых охраняются своим Привратником, которого необходимо знать по имени (поскольку знать имя – значит знать сущность, то есть – уметь владеть этой силой). Каждая арита выражает одно из возможных состояний ба (7 небесных тел соответствовали 7 ба Бога Солнца – эталона всех «душ»), и, соответственно, прохождение через эти пристанища соответствует испытанию прочности этой составляющей существа. Первая арита в этом смысле несла «меркурианские» энергии, вторая – венерианские, третья – сатурнианские, четвертая – солнечные, пятая – юпитерианские, шестая – энергии Марса, и седьмая – Луны (эти соответствия могут отличаться в разных источниках).
Напомним, что Промежуток содержит лишь «зародыши», «потенции» каузальных сил, а потому энергии арит правильнее соотносить именно с «солнечными ба», а не с самими планетарными силами.
В случае ошибки можно было потерять в одной из арит свое ба, а значит, снова-таки «выпасть» в новое воплощение, служащее «воссозданию» ба. Если ка умершего не удалось войти в какое-то из Пристанищ, то его ба оставалась в предыдущей арите. Другими словами, если какая-то из «планетарных» сил не была в достаточной степени «проработана», осознанна, ассимилирована, то для завершения этой задачи требуется новое рождение.
Такая ба обречена на вселение в нечто вещественное на одном из семи священных светил (Солнце – Земле, Луне – Земле, Сатурне, Венере, Юпитере, Меркурии и Марсе). Успешное же прохождение 7 арит, как минимум, освобождает ба от необходимости вселения в тела на планетах, а, как максимум – дает 7 шансов на освобождение.
Однако помимо этого, каждая арита имеет и свою форму «отдыха», то есть – приток особой энергии из «Полей Тростника», и свою задачу, то есть – требования к находящемуся в ней.
Так, первая арита позволяет обрести силы адаптивности к изменчивому миру Дуата, а также – придает импульс движения по нему (не оставаться в гробнице, Ра-сетау). В то же время, она требует от него «знаний» и прочной опоры на «тело» (то есть, священный сах). Это – первый шанс покойного слиться с Осирисом и обрести свое бессмертие.
Вторая арита дает защитную энергию мудрости, умение находить верный путь и принимать правильные решения. Однако она требует и самоотверженности (умения «приносить жертвы), а вход в нее лежит через «Раздвигание горизонтов» (имя Привратника Сахт-хри-ашт-ару), то есть – умение «видеть шире».
Третья арита связана с тайной мудростью Абидоса (места, где захоронена голова Осириса) и дает возможность «очищения», то есть – избавления от помех и препятствий. Ее основное требование — внутренняя целостность, соединение разрозненного.
Четвертая арита позволяет идентифицировать высшие уровни сознания («богоподобные) и требует умения верной оценки действий и событий.
Пятая арита несет энергию власти и авторитета, но открывается лишь при условии наличия их «зачатков».
Шестая арита дает энергию победоносности, и требует самодостаточности, а седьмая – несет энергию очищения/посвящения (как абхишека в индийских традициях), но требует большой отваги.
Прохождения арит аналогичны рефрену: «если познан Чистый Свет Бардо, Освобождение будет достигнуто», повторяющемуся в «Бардо тодол», а потому главной задачей этого опыта является обнаружение «света акх» (или, в тибетской традиции – «ясного света» — «ригпа»), стоящего за любым воспринимаемым образом.
Полная реализация энергии каждой ариты означает «обожение» в ней, то есть – обретение природы акх и либо присоединения к сонму творческих сил – либо блаженство на «небосводе». Однако даже если такой полной реализации и не достигается, относительно успешное прохождение каждой ариты приближает к цели странствия – Суду и определению дальнейшей (благоприятной) доли.
Добавить комментарий