Эоны и сизигии
Мы уже обсуждали, что с точки зрения гностических учений, потенциальную основу всех проявленных миров и пространств составляют особые «кванты божественности», именуемые «Эонами» (αἰών).
Каждый Эон – это «срез потенций» Абсолюта, способный разворачиваться в неограниченное количество актуальных аспектов феноменального мира как в аспекте бытия, так и в аспекте сознания. Другими словами, Эон – это возможность проявления определенных свойств и форм бытия и сознания.
Будучи возможностями проявления Света сознания в Сосудах бытия, Эоны являются основой Древа жизни; будучи возможностями описания реальности и придания ей формы, Эоны являются фундаментом иерархии Логосов; являясь возможностью проявления сознания в отдельных потоках и формах, Эоны оказываются основой возникновения индивидуальных существ.
Они воплощают различные атрибуты и качества Божественного, такие как мудрость, любовь, свет и праведность. Каждый Эон является выражением различных аспектов божественной реальности и играет свою уникальную роль в создании и поддержании космического порядка.
Другими словами, Эоны – это как бы «промежуточная стадия» между превосходящим всякое бытие и небытие Единством и его явленным существованием – мирами, пространствами и населяющими их существами. Таким образом, помимо феноменов и определяющих их принципов, гностики выделяли еще уровень потенций, возможностей, из которых и проявляются принципы и явления.
В контексте гностической концепции Эонов, рождение реальности можно рассматривать как проявление идеальных форм и принципов, содержащихся в Эонах как возможности. Гностики учили, что наивысший Эон, называемый Происходящим (Proeon), является высшим аспектом Божественного источника, недоступным для человеческого познания. Происходящий порождает другие Эоны, которые образуют иерархию духовных сил, располагаясь от самого высшего до более низких уровней.
Различные гностические школы насчитывали разное количество Эонов, давали им разные имена и описывали разные соотношения между ними, однако все они сходились в том, что именно эти потенциальные первоначала (ἀρχή) стоят за всей проявленной реальностью. В то же время, сама проявленная реальность считалась «испорченной», поскольку в процессе ее появления актуализирующие силы (Архонты) утратили связь с божественным первоисточником, и создали ложный, искаженный образ эонической реальности.
Будучи потенциальной первоосновой проявленности, эонические силы в своей основе являются парными, поскольку содержат как возможность «положительного» — проявления, так и «отрицательного» – разрушения или небытия. Кроме того, на «эоническом» уровнее двойственность может быть описана и как взаимодополнение «сущностной» и «деятельной» составляющих, поскольку «сущность» означает утверждение, постоянство, а действие — изменение, то есть «разрушение» одного состояния и его переход — в другое.
Такие пары, схожие с двойственностью вещество-антивещество в контексте противоположности и дополняющих качеств, гностики называли сизигиями (греч. συζυγίαι, от σύζυγοι, букв. «Сопряжение вместе»). Эти пары эонов представляют собой различные аспекты Божественного, объединяя в себе разные качества и атрибуты. В гностической традиции сизигии Эонов рассматриваются как дополняющие друг друга, и каждая сизигия образует в себе единство и гармонию.
Чаще всего гностики насчитывали 30 Эонов, собранных в 15 сизигий, относящихся к разным «поколениям». Такое число вполне закономерно, это – десятка (число полноты), проявляющееся в трех сферах (образ Божественной реальности). Даже те гностические школы, которые насчитывали, например, 32 Эона, выносили два наивысших «за скобки), так что потенциальную основу бытия-сознания составляли все те же 15 сизигий.
Приведем для примера список Эонов, принятый Валентинианами, одной из самых значительных Гностических школ:
- Первое поколение
- Битос (Βύθος, Глубина, Единый, Первоначальный) и Сиге (Σιγή, Молчание, Благодать (Харис), Энноея и т. д.)
- Второе поколение
- Нус (Νοΰς, Разум, также называемый Единородным) и Алетейя (Άλήθεια, Veritas, Истина)
- Третье поколение, происходящее от Ноуса и Алетейи.
- Сермо (Слово; Логос Λόγος) и Вита (Жизнь; Зоя Ζωή)
- Четвертое поколение, происходящее от Логоса и Зои
- Антропос (Άνθρωπος, Homo, Человек, то есть – единичное существо) и Экклезия ( Έκκλησία, Церковь – в смысле гармоничное объединение, идеальное общество)
- Пятое поколение
- От Логоса и Зои:
- Битиос (Глубинность) и Миксис (смешение)
- Агератос (Никогда не стареющий, то есть — находящийся вне времени) и Энозис (Союз, Единение)
- Автофиес (Самородность, Сущностная природа) и Гедоне (Удовольствие)
- Акинетос (Неподвижность) и Синкразис (Сорастворение, Вазимопроникновение)
- Моноген (Единородный) и Макария (Блаженство, Счастье)
- От Антропоса и Экклесии
- Параклет (Утешитель, то есть – Святой Дух, наставляющий и поддерживающий существ) и Пистис (Вера)
- Патрикас (Отец) и Элпис (Надежда)
- Метрикос (Материнство, то есть — Произрожение) и Агапе (Любовь)
- Айнос (Хвала, Слава, также – «Вечный ум») и Синезис (Интеллект)
- Экклезиастик (Сын Церкви, то есть – совершенный член идеальной общности) и Макариот (Блаженство)
- Телетус (Желанный) и София (Мудрость)
- От Логоса и Зои:
В этой системе чрезвычайно важным и продуктивным оказывается деление эонических сил на три совокупности» Творящую Октоаду, выступающую источником для остального разворачивания потенциальных пространств, декаду «протосефиротических» эонов, закладывающих основы для проявления Божественного Света — Творческого Присутствия, и додекаду «мирских» (или, в омраченной реальности — «Архонтных» пространств, в которых зарождаются возможности для создания и существования проявленных миров.
Трактовки имен Эонов достаточно прозрачны, читатель может поразмыслить над ними самостоятельно, мы же сейчас отметим, что в каждой сизигии соответствующая потенция проявляется в двух полюсах, как это можно видеть и на уровне Принципов – Сефирот. При этом реальность рождается как плод «омрачения» последнего Эона – Софии – и рождения из нее сперва собственного «теневого» аналога – Ахамот, а затем – и «автора» материальности – Протоархонта Иалдабаофа.
Для мага понимание основ потенциальной реальности важно по двум причинам.
Во-первых, необходимо уметь видеть «корни» и причины явлений и процессов в «реальных» мирах. Концепция Эонов помогает развить такое воззрение, а описание каждого Эона как Божества, Пространства и Потенциальной энергии полезно для картографирования Промежуточной реальности – начала и конца всяческого существования.
Во-вторых, точно так же, как Гении являются «идеальными» формами Гоэтических демонов, Эоны в их «личном» аспекте можно рассматривать как «идеальные прототипы» Архонтов, а потому изучение иерархии и внутренней логики эонической системы может помочь в противостоянии виртуализирующим Хищникам.
Насколько адекватно сопоставление личных аспектов эонов и йидамов?
Подходит ли метод трансформации архонтов в эоны в качестве противостояния, как в случае с гением/кидемоном?
Эоны — это слишком общие и потенциальные силы, чтобы выступать в качестве «личных» божеств.
А относительно «трансформации» — по той же причине «напрямую» она невозможна, однако может быть полезным поиск «эонических» искр в Архонтах как способ уменьшения их власти.
Йидам в аспекте личного божества, точно не походит, это верно)
Наверное к эоническим личным аспектам ближе Дхьяни-Будды.
Стратегии по противостоянию архонтам действительно сложнее. Изгнать, запечатать и трансформировать полноценно не выйдет, получается.
Можно сказать, что Эон — это йидам для целого мира в одном из его аспектов.
А противостояние Архонтам — это, прежде всего, эволюционная нацеленность, или если использовать буддистскую терминологию — «Просветленный настрой» (Бодхичитта).
Благодарю за ответ. Получается, что не смотря на то что, условно, Ваджрасаттва не является личным аспектом ни одного из эонов/эфиров, совершение садханы Ваджрасаттвы может являться противостоянием влиянию архонтов из-за того, что данная практика в частности развивает и поддерживает бодхичитту.
Пожалуй это ошибка проводить такие параллели, однако сейчас, я бы соотнес Ваджрасаттву с неким аспектом эфира/эона, являющимся основой Йесод.
А как связаны эоны/эфиры и данные соответствия из Книги 777: XCIII—»The Heavens of Assiah», LXXXVII—»Palaces of Briah», VI—»Spheres of Assiah»?
Условно, можно ли назвать Шемеш, Зебул и Хекель Рацон — эфирами/эонами, дающими поле проявление Тиферет в мирах?
Если нет, то чем на самом деле являются Шемеш, Зебул и Хекель Рацон в данном мифе?
Эонические силы не могут быть напрямую обнаружены в проявленном мире, поскольку они находятся в поле возможностей, но не в реальности, и проявляются лишь через свои актуализации.
Относительно планетарных силы — мы обсуждали их:
https://www.enmerkar.com/myth/vtorichnye-prichinnosti
Например, имя Зебул (זבל) означает «обитание, жилище», и относится к полю проявления планетарной силы, «Шемеш» — это материальное выражение этой силы, а «хекель рацон» (היכל רצון) — «Зал воли» — «внешний сосуд» («кли хицон») для ее проявления.
Благодарю за ответ!
Уже написав вопрос понял, что это действительно разные вещи. В своих поисках эонических корней вторичных причинностей зашел очень не туда 🙂