Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Эонические божества

Несмотря на свое кажущееся отличие от «классической мифологемы», гностическая концепция эонов как сил, свойств и пространств Промежутка коренится в том же источнике, что и «привычные», греко-римские и производные от них, системы мироописания – в древнеегипетском Мифе. Подобно тому, как в классическом индуизме все боги и духи рассматриваются как свойства или проявления Единого Божества, Египетский дискурс вводит представления о таких же первоначальных творческих силах, еще более фундаментальных, чем, например, каббалистические концепции сефирот.

И недаром гностики называли эти первичные проявления Божественности «эонами» — «вечностями» — этим они подчеркивали вневременную, внепроцессуальную природу этих сил.

При этом совокупность эонов – Плерома – это Само Божество в одном из своих аспектов – полностью познавшее себя, а потому Плерома – это средоточие всех возможностей и целей мирового процесса. В исходном, древнеегипетском, контексте это — Самовоссуществовавший Атум, который возник в результате «слияния» первичных божеств Октоады, и являющийся таким образом «Началом и Концом» мира.

Таким образом, все мироздание существует «внутри» Атума, Протоэона или Плеромы, и бóльшая часть этого мироздания – это лишь океаны потенций, в которых, словно мелкие льдинки или песчинки, плавают «проявленные» или «кристаллизованные» Вселенные.

Именно такая концепция Единого Протопространства, в котором можно отыскать различные уровни, формы или потенциальные поля, и лежит в основе гностической концепции эонов (и накладывающейся на нее позднейшей системы эфиров).

Соответственно, можно говорить о Едином эоне как Общем потенциальном сознании и одновременно общей среде, в которой это сознание способно себя полностью познать. Этот «исходный» эон обычно «выносят за скобки» и называют либо «Протоэоном», либо – отождествляют с БитосомГлубиной»). Таким образом, Протоэон – это Плерома в своем «нереализованном» состоянии. Это божество, которое вступает на путь самопознания. В любом случае, подобно тому, как все сефирот содержатся в КетерКетер рождается из эона Битиос), все эоны (и, соответственно, все эфиры и все проявленные вселенные) – это разные аспекты, «квази-сознания» или «подпространства» Протоэона.  

Итак, точно так же, как поток сознания каждого существа – это микрокосмос, а его полностью реализованный «идеальный» аспект – Монада – это Само Божество в одной из своих точек зрения, каждый эон (и порождаемый им эфир) – это «микроплерома».  

Соответственно, рассматривая каждый эфир, в нем можно обнаружить свойства пространства и божественного сознания, организующего это пространство. Поскольку эфиры не имеют актуального существования (это, как мы поняли, поля потенций), то и эоническое божество, организующее каждый эфир, и качества его пространства – это выражение того эонического «среза», который этот эфир и порождает. Если говорить об эфирах как о «пространстве сновидений» божества, то можно сказать, что божество каждого эфира – это «тело сновидения» соответствующего эона.

При этом важно понимать и то, что, поскольку пространство Промежутка – то есть, по сути, эоническое пространство, имеет бесконечную протяженность и включает в себя все возможности, оно содержит как «созидательные», так и «разрушительные» потенции, а потому «боги» и «силы» его подпространств могут иметь весьма различные характеристики.

Исходя из этого становится понятно, что:

во-первых, переходя из эфира в эфир, сознание фактически никуда не «переходит», а открывает для себя новые аспекты или уровни одного и того же потенциального пространства, имеющего бесконечную глубину и аспектность, то есть все эфиры – это, по сути одно гиперпространство с бесконечной мерностью;

во-вторых, каждый из таких аспектов (или эфиров, если принять во внимание оговорку выше) организуется своим уровнем сознания, «эоническим божеством», которое является причиной, источником и олицетворением свойств данного эфира.

Для воспринимающего их «внешнего» наблюдателя эти эонические божества обычно предстают в знакомой этому наблюдателю форме, как божества из  известных ему мифологий, однако при этом лишь косвенно связаны с этим божеством как существом. Когда визионер воспринимает те или иные образы в Промежутке, он должен к ним относиться примерно так же, как к картинам из снов — как к визуальному коду, за которым скрываются определенные смыслы. Соответственно, когда мы видим определенного бога в Промежутке — можно говорить, что мы взаимодействуем там с энергией, контакт с которой наше сознание сравнивает с контактом с силой того или иного бога. При этом сами Живые боги (как управляющие существа, обитающие в одном из миров Прави) могут и не догадываться, что сознание того или иного визионера приписывает их свойства потенциальным и непроявленным эоническим силам.

Таким образом, можно говорить об «эонических основах» любого проявления: все актуальные миры рождаются из аспекта Софии – «низшей» эонической мудрости, а сама София (как и вся «архонтная» додекада) – из взаимодействия энергий эонов «Человек» (Άνθρωπος, то есть, Индивидуальность) и «Церковь» (Έκκλησία, то есть, Коллективность). При этом София выступает и как божество «нижнего» эфира TEX, содержащего предпосылки и потенции для формирования проявленных миров.

И именно София таким образом оказывается Великой Матерью, Богиней актуальных миров, а ее эонический супруг, Телетос (Θελητός), Желание, (и порождаемое им божество – Серапис)становится прообразом Великого Отца в этих мирах.

Рассматривая эонические принципы, порождаемые ими эфиры и управляющие этими эфирами божества как различные аспекты плеромной реальности, можно обрести значительные эволюционные перспективы, поскольку все эти силы присутствуют «прямо здесь», в каждой точке проявленного мира, как «зовы к совершенству», устремления к свободе и полной реализации.

А изучение эфиров, эонов и божеств Промежутка, становится не только важным и увлекательным квестом, готовящим сознание к посмертному странствию и помогающим избегать потерь энергии во снах, но и дополнительным инструментом развития, осознавания и холистического видения.

4 комментария на «“Эонические божества”»

  1. Уважаемый Энмеркар, спасибо за полезную статью, проясняющую важные смыслы. Где можно подробнее узнать про эоны, богов и эфиры Промежутка для практической работы с ними?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *