«Дневной» и «ночной» Дуат
Древние египтяне воспринимали мир инобытия, Дуат, не только как «Царство мертвых», но как общую «изнанку» мира, в которой происходят божественные драмы и мистерии, рождаются творческие силы и разрушительные тенденции. Они были первыми, кто исследовал Промежуток целенаправленно и системно, картографируя его зыбкие и изменчивые пространства. К сожалению, до нас дошли лишь некоторые из составленных ими карт, преимущественно касающиеся Посмертного странствия, поскольку именно эта часть представляла наибольший практический интерес.
Однако и эти обрывки древнего знания позволяют понять, что жрецы Египта гораздо лучше современных людей понимали природу и устройство Промежутка. Их потомки, христианские гностики, развили некоторые из древних представлений, представлявшие интерес для их концепции освобождения, и «обезличили» принципы, описанные египтянами в ярких художественных образах, представив их в виде абстрактных сил и концепций.
Как мы уже обсуждали, гностическая система описывает Промежуток как поле потенциальной активности пра-творческих сил – эонов, каждый из которых может быть рассмотрен как божество, энергия и пространство в их аспектах возможностей.
При этом каждый эон находится как бы в двух ипостасях (то есть, представляет собой сизигию), соответственно отражающих его самобытие и способность проявления, то есть возможности собственного существования и влияние на «окружающее».
Древние египтяне описывали это видение как «двойственность» Дуата, его «дневной» и «ночной» аспекты, где «дневной» или «Небесный» Дуат рассматривался как совокупность «действующих» в мироздании сил, проявленной божественной власти, управляющей мирозданием, а «ночной» или «Подземный» — как совокупность хтонических сил и возможностей, лишь опосредованно влияющих на миры, точнее, создающих базис такого влияния. Другими словами, Небесный Дуат – это место рождения сил, «действующий» эон, а Подземный – утроба, где они формируются, эон возможностей.
Соответственно, рассматривались и два «канала», по которым энергия циркулирует через эти «гиперпространства». «Дневной» носитель энергии назывался «Атет» (Матет, Манджет), считался формой Пространства (бога Шу) и описывался как «Солнечная» барка, а «ночной» — Месектет (Сектет) – был формой существования «Среды», «Влажности» (то есть, заполненной потенциями пустоты) – Тефнут. Сама же творческая энергия описывалась как «Солнце» (Ра), также имевшее две ипостаси – сокологлавую небесную и овноглавую подземную, олицетворявшие его способности «освещать», то есть – создавать (оформлять), и «оплодотворять», то есть – творить (аналогично греческое ктидзо — «творить» относится только к Богу). Отметим, что и древние славяне различали эти две ипостаси инобытия и называли их «навью» («новь» — поле потенций, откуда все появляется «вновь») и «правью» (высшим управлением).
Олицетворением Дуата как поля (сехет) потенций (хотепет) выступал Осирис, олицетворяющий «Небытие» не как смерть, но – как хтонос, алайю – непроявленное поле возможностей, лишенное собственной оплодотворяющей силы, но содержащее «семена всего». Осирис «оплодотворяется», «оживляется» сознанием – Ра, и сам оплодотворяет Исиду (и Нефтиду), то есть – актуальные произрождающие силы созидания и разрушения.
«Подземный» Осирис – Хенти-Аментиу – это «Душа Дуата», выражающий присутствие первичного океана тьмы — Нуна, или, говоря гностическим языком — «Битоса» (Βύθος), «Глубины», Первого Эона, а Осирис Небесный – это Гор (как олицетворение самого пространства Небес), форма присутствия Амона — Нуса (Νοΰς), рождающего творящие смыслы — Логосы.
Можно сказать, что «живое семя» Осириса, то есть – возможности, готовые к реализации, это – Свет, рождающий Древо Жизни, Сефирот, в то время, как «семя мертвое», лишенное возможности к проявлению, не имеющее «благословения Ра» — это Тьма, клиппот. Говоря иначе, «эоническая» ткань Промежутка может породить как Свет, так и Тьму, поскольку содержит в себе все возможности, в том числе – и зародыш самой дуальности, но сама не является ни тем, ни другим, а также – не «сочетает» их в себе.
Поэтому с практической точки зрения важно, что в Промежуточном состоянии (например, в посмертии), сознание (развоплощающееся существо) может обрести творческие силы – «Взойти на барку Ра», и таким образом достичь одной из форм освобождения от гилгула. В то же время, для этого ему необходимо «выйти» из «Ночного» Дуата — в Небесный, и если оно этого не делает, то, обретая власть в Аментиу – становится лишь «Мертвым царем» — рефом.
Другими словами, сила и мудрость – это еще не все, что необходимо для успешного прохождения «Ночного» Дуата, к ним требуется особая «благая» энергия Пути – Джесерет (или, в других традициях – Диньитас, Пунья).
Верное понимание природы Промежутка и его потенциальных сил не только может послужить основой для создания «Путеводителя» по нему, но и уберечь от явных и неочевидных опасностей, подстерегающих там.
Добавить комментарий