Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Архонты и эпиклеты

Как мы уже не раз упоминали, основными силами, поддерживающими ток энергий между мирами и Промежутком, являются Правители или Архонты.

В то же время, мы отмечали, что энергия, попадающая в Промежуток, может либо оттекать оттуда в мрачные глубины клиппот, либо – оставаться в самом межмирьи, питая тамошних обитателей.

Таким образом, можно выделить два «двигателя», «высасывающих» энергию из миров и, соответственно, являющихся энергетической основой для деструктивного поведения существ: 1) «голод» клиппот, Черные демоны и 2) «голод» самих обитателей Промежутка, о которых «заботятся» Архонты.

Соответственно, возникает и две «служебные» иерархии, обеспечивающие эти два тока: ПривратникиКидемоны» или «Гоэтические демоны»), которые «ответственны» за «питание» клиппот, и Эпиклеты (или, в гностической терминологии,  «Силы» (или «Потестаты» — от лат. «potestas», «власть» или «сила»), которые являются «вспомогательными» по отношению к Архонтам.

Герметический дискурс вводит разделение между этими двумя группами деятелей, относя их соответственно, к «грани» или к «пространству» Промежутка, однако на деле разница между ними глубже и существеннее.

Действительно, в многочисленных гностических текстах термин «Потестаты» обозначает сущностей, не менее важных, чем Архонты, которые связаны с концепцией управления и власти. С точки зрения этого мироописания, Потестаты тесно взаимодействуют с Архонтами в поддержании гемармена и управления миром.

Большой корпус гоэтической литературы посвящен вопросам классификации и взаимодействию с эпиклетами, в то время как по поводу их природы и собственных целей мнения немногочисленны и противоречивы.

В отличие от Архонтов, природа которых противоположна эволюции духа, Потестаты могут быть как благожелательными, так и враждебными. Они также могут считаться посредниками между высшими духовными сущностями и материальным миром. Потестаты управляют различными уровнями и аспектами материального мира, но также тесно взаимодействуют с Архонтами, которые контролируют планетарные сферы и влияние на процессы проявленного мира.

В «Апокрифе Иоанна» «Силы» описываются как части космологической системы, связанной с созданием и управлением мира. Они подчиняются Иалдабаофу, главному Архонту, и помогают ему поддерживать порядок в материальном мире. Они могут также восприниматься как дополнительные аспекты Архонтов или как служители, исполняющие приказы Иалдабаофа.

В «Пистис Софии» Потестаты описываются как сущности, которые действуют в астральных сферах и могут воздействовать на души. Они оказывают влияние на путь Пистис Софии и других душ, которые стремятся вернуться к Высшему Свету. В этом тексте акцентируется внимание на том, как Силы, взаимодействуя с Архонтами, пытаются удержать души в материальном мире.

В «Ипостаси Архонтов«, наоборот, Силы часто рассматриваются как более высокие или могущественные сущности, чем Архонты, и они могут управлять различными аспектами космической реальности. Они служат как помощники или подчиненные Иалдабаофа, выполняя задачи по контролю и поддержанию порядка в материальном мире.

По уже цитированным нами словам Епифания, «Они (гностики) говорят, что душа — это пища Архонтов и Сил, без которой они не могут жить, потому что она — от росы свыше и дает им силу. Когда она наполняется знанием… она восходит на небеса и дает защиту перед каждой Силой и таким образом поднимается над ними к высшей Матери и Отцу Всего, откуда она спустилась в этот мир».

Из этого текста можно сделать вывод, что, как и другие «Серые» духи, Эпиклеты имеют хищную природу, потребляя по крайней мере часть энергии, рассеиваемой существам-обитателями миров. В то же время, в отличие от многих других «облигатных» хищников, Эпиклеты могут не только «отбирать» энергию или провоцировать ее рассеяние, но и «выманивать» или даже «покупать» ее, предлагая в обмен – знания или какие-то материальные блага, и даже (иногда) способствовать эволюции существ (руководствуясь стратегией «больше развития – больше энергии»).

С точки зрения гностической космологии Потестаты могут выполнять несколько функций:

  • Управление астральными сферами: Они контролируют различные уровни и аспекты материального мира и астральных сфер;
  • Препятствия на пути к гнозису: Как и Архонты, Эпиклеты могут удерживать души в плену материи и препятствовать их духовному продвижению. В этом смысле Потестаты – это своего рода «демоны гемармена», силы, участвующие в «закабалении» обитателей миров и превращении их в пищевой ресурс для Промежутка;
  • Медиаторы: Они могут выступать в роли посредников между высшими духовными сферами и материальным миром.

При этом гностические представления о «Серых» духах, принимающих важное участие в управлении материальным миром, не является особенным или уникальным. Можно провести некоторые параллели между Потестатами гностицизма и образами из других мифологических и религиозных систем:

Например, в древнегреческой мифологии описывались духи и силы, которые управляют различными аспектами природы и судьбы. Среди подобных существ можно упомянуть Харит, которые чаще всего описываются как богини красоты, грации и изящества. Однако, хотя они в основном ассоциируются с позитивными аспектами, в некотором смысле их функции, как управляющих аспектов природы и человеческого поведения, могут быть параллелями для Потестатов, которые управляют различными аспектами космоса и человеческой судьбы. Хариты также управляют аспектами человеческого опыта и эстетики, что может быть сопоставимо с управлением Потестатов над духовной и материальной реальностью.

Еще одной такой группой существ были Эфионы или Эфиры — духи, связанные с элементами и астральными сферами, которые в мифах управляют различными аспектами природы и космоса. Они также во многом аналогичны Потестатам в их функции контроля над элементами и астральными сферами.

Отчасти с Потестатами можно сопоставить и Мойр, которые управляют судьбой и контролируют аспекты жизни и смерти, аналогично тому, как Потестаты управляют различными аспектами космоса.

В египетской мифологии также были известны божества и духи, которые контролируют аспекты загробного мира и судьбы людей, например, боги Шаи и Мауи. Это фигуры, связанные с судьбой и судьбоносным управлением. Соответственно, как и Потестаты, они имели функции управления аспектами жизни и судьбы.

В зороастризме известно разделение между силами добра (Язааты) и зла (Дэваны), которых можно сопоставить с гностическими Силами, выполняющими роли в поддержке или препятствии духовного пути.

Таким образом, Потестаты в гностической традиции играют важную роль в космологической системе, управляя различными аспектами материального мира и астральных сфер. Они взаимодействуют с Архонтами и могут как помогать, так и препятствовать душам на пути к духовному просветлению. Их функции и символизм перекликаются с концепциями управления и власти в других мифологических и религиозных системах.

Соответственно, роль Эпиклетов, «духов воздуха», не сводится просто к «блужданиям» по «поднебесному» пространству. Они являются активными участниками мировых процессов, участвуя как в поддержании гемармена, так и в токе энергии из миров – в Промежуток.

Один комментарий на «“Архонты и эпиклеты”»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *