Вверх по Древу
Западный Миф описывает развертывание самопознания конечной реальности в совокупности своих дифференциальных аспектов в виде Древа Жизни – «скелета» любой реализации, любого завершенного объекта или процесса.
При этом само Древо как бы имеет два Корня, два «источника» своей жизни – Верхний и Нижний. С абсолютной точки зрения, конечно, настоящий источник всей реальности – «над» нею, то есть – «выше» Кетер. Однако, как мы уже обсуждали, с точки зрения единичного индивидуального сознания его «отправной точкой» является «нижний Предел», то есть – состояние максимальной отделенности сознания от Бытия. Другими словами, Древо в равной степени картографирует как процесс инволюции духа, то есть – возникновение и утверждение индивидуального взгляда, так и его эволюцию, реинтеграцию в плеромное единство.
Отметим, что Миф описывает эти два процесса не как «последовательные стадии», но как – одновременно, параллельно протекающие процессы вращения Мирового Колеса. Другими словами – всегда, в любой момент времени проецируется, по сути, вневременной процесс выделения аспектов бытия/сознания и их взаимопроникновения.
Мы уже говорили, что процесс Восхождения сознания по Древу традиционно описывается в виде схемы «Посвящений», в которой каждый уровень соответствует особому, достаточно устойчивому, положению сознания.
С точки зрения самого сознания, все начинается с его самоидентификации как индивидуального аспекта самопознания Единой Реальности. С точки зрения Абсолюта эта самоидентификация, то есть – крайняя точка дифференцированности – является конечным этапом выделения этого индивидуального аспекта. На Древе это положение соответствует Сефире Малхут – состоянию, с одной стороны, полного противопоставления сознания бытию, а с другой – их наиболее полного взаимного отражения как противоположных полюсов. Другими словами, Путь Бога заканчивается там, где начинается Путь Человека – Бог становится человеком, чтобы познать самого себя. И это состояние и означает Малхут. Конечно, став человеком, Бог с легкостью может забыть себя как Бога, то есть – «провалиться» ниже Малхут – в бездны клиппот, и затем долго искать свою настоящую природу. Однако, идентифицировав себя как индивидуальное сознание, оно обретает опору в этом понимании, становясь на Путь развития, реинтеграции. Лишь распознав себя таким образом, сознание способно услышать «эхо Творения», или, как говорят, найти Шехину, Дух Восхождения. Как только сознание обретает способность видеть себя как нечто, способное к развитию, как нечто, предназначенное к расширению, эволюции (это видение и символизируется «Эхом Абсолюта» — Шехиной), как оно начинает испытывать мощное тяготение «вверх», «голод души», «тоску по Богу», поскольку возникает притяжение между Шехиной и «Нисходящим током» — Мезла – являющимися, по сути, двумя сторонами единого Вращения Мирового колеса. Другими словами, для того, чтобы начать развитие, сознание должно найти в себе саму «возможность» этого развития, перестать видеть себя как нечто конечное и замкнутое, и начать идентифицировать себя с потоком, процессом самопознания мира. Сознание должно разорвать зацикленность на себе, на своих концепциях, прекратить порождать интерпретации и допустить возможность прямого самоотражения. Это первичное «вхождение в Древо», является первым шагом на Пути к реинтеграции, первый «поворот колеса вверх».
Обнаружив себя как отражающую способность, сознание делает следующий шаг и переходит от игры концепций к игре отражений. Этот прорыв, на самом деле, также является принципиально важным и сложным, означая переход от «земных» энергий к «лунным», то есть – от использования ресурсов лишь «нижнего корня» к восприятию «горних» влияний, пусть пока и в виде отдаленных отражений. Другими словами, Ревнитель уже «видит» Свет, он не просто «знает» о нем, он чувствует в себе те Крылья Дракона, которые должны в итоге вынести его на самую макушку мироздания. Отметим, что «прямой процесс», то есть – переход Духа от Йесод к Малхут – означал окончательный «разрыв», финальное формирование двойственности, необходимой для самоотражения реальности.
Следующий шаг сознание делает тогда, когда переходит от простого «отражения» энергий к попыткам оперирования с ними, пусть пока и на уровне умозрительных концепций. Понимание, происходящее от внутреннего «чувства» делает картину мира не просто набором слов, но – свободным течением представлений, образов, еще не устойчивых и меняющихся, но уже довольно определенных. Этот переход – от оперирования с формальными выражениями идей – к пониманию их смыслов – означает активацию «меркурианских» энергий и достижение Степени Философа. Для Духа эта стадия означала переход от уровня Идей к уровню мыслей, то есть – стадию оформления своих потенций.
Научившись проникать в смыслы, сознание видит и взаимосвязи, существующие между процессами и явлениями, а значит – находит в себе возможность влиять на эти связи и сами процессы. Этот переход означает активацию «венерианских» энергий и достижение состояния Практика. Отметим, что если для Духа Победа (Нецах) влечет за собой Славу (Ход), то есть – взаимосвязи выливаются в потоки идей, то для сознания, наоборот – понимание смыслов необходимо для ощущения единства.
Следующий шаг – преодоление Парокет и вхождение в Храм Адептата – мы уже достаточно подробно обсуждали. Этапы Адептата и Мастерства, следующие далее, также являются дальнейшим обретением сознанием своей природы чистого света.
Само картографирование Поворотов Колеса в виде Древа чрезвычайно полезно для развития сознания, поскольку позволяет оценить свое положение с двух сторон – как этап инволюции духа (а значит, оценить потенциальные возможности этого состояния), и как этап собственной эволюции (а значит, распознать степень своей актуализированности, реализованности). Мистические прозрения, позволяющие видеть Древо как процесс, поток, включающий две реки, были весьма ценны для формирования Мифа, а значит – и Закона, образа действий, магов. Чем адекватнее маг оценивает свое состояние и положение, тем легче ему будет решить ключевые задачи этого положения, сделать следующий шаг на своем Пути – Пути, который никогда и не начинался.
Концепция дерева очень мощная магическая модель, но она, на мой взгляд, мало осмыслена. Ведь даже когда мы говорим про два корня, то должен следовать закономерный вопрос — откуда и куда растет дерево? Сверху-вниз или снизу-вверх? Где на дереве находится центр актуального сознания (у корней, у ветвей и т.д.) и что такое цветы, листья и плоды?
Древо растет одновременно сверху вниз и снизу вверх. Актуальное сознание может находиться в любом месте древа, оно перетекает по нему, и именно его расположение и означает текущий уровень этого сознания.
Да, понятно. Но с другой стороны, дерево — оно растет от семени до взрослого растения, от потенции до актуальности.
Вот ветви — нереализованное будущее, но уже осознанное как мечта или цель, со своим цветком, листком или плодом. Многовариантное, питающее развивающегося человека надеждами, например.
Также и корни — прошлое (в смысле памяти) в котором человек находит опору, откуда черпает мудрость и пр. Но корни ведь должны еще проводить силу необходимости, как посредники между деревом и землей. В чем необходимость? Говорят что в нужде, в долге…
И внимание, которое как белка скачет по дереву вверх-вниз. Будет ли белка актуальным сознанием или им будет все дерево, вот второй вопрос?
вот это описание мне подходит. http://www.symbolarium.ru/index.php/%D1%E5%F4%E8%F0%EE%F2%FB
почему-то мне понятно перечисление: 1. Кетхер: Корона, начало всех начал — пробуждение сознания — Нептун — Вдохновение, умственное творение — проекты. Белый цвет — Пространство. Огненное Небо — фаллос, орел, цветок миндального дерева, алмаз, амбра, лебедь (экстаз). 2. Чокмах: Мудрость, творческая мысль: логос — Воздух и дыхание — женское начало — пассивность — слово — поддержка в начинаниях — послушание — примирение. Инфракрасный свет — серый цвет — мускус — цветок амаранта. Движение — йони, сперма, бирюза, рубин. 3. Бинах: ум, понимание, восприятие идей, Вода — Святой Дух — Хронос — вещество — дыхание жизни’— Жизненная сила — время — вода — Океан — иллюзия. Процесс осуществления — роды — гений — знание — соединение полов. Опиум — мирра. Сатурн — лилия, звездчатый сапфир, жемчуг, свинец.
«Чем выше к свету растут ветви, тем глубже в землю растут корни» — это обеспечивает равновесие. Он происходит одновременно.
Когда я прочитала статью в первый раз, вопрос который у меня тогда возник был — «а куда я движусь — вверх ИЛИ вниз по дереву?» Этот вопрос был адресован лишь к одному элементу — собственному Я. Но «я» — это не единство, это единица. Поэтому второй вопрос который возник в голове был «как определить игроков — где верх, где низ, как их уравновесить и не мешать каждому выполнять свои функции… Листьям получать живительный свет, ветвям расти, корням получать живительную воду и расти, стволу — этому стержню, обеспечивать равноценный обмен и регулировать… Не хорошо получиться, если корни решат, что они ветви…