Воспоминания — трамплин или якорь?
Всем хорошо знакомо съедающее чувство навязчивых воспоминаний. Чаще всего они связаны с неприятными событиями, которые, вместо того, чтобы поскорее пройти и забыться, возвращаются вновь и вновь, наполняя душу кисловато-горьковатым вкусом.
Взгляды школ и течений на то, что делать с такими воспоминаниями, разнятся.
Одни призывают отмахиваться от них, стараться забыть, другие — наоборот, требуют возвращаться к ним вновь и вновь.
При этом нередко выпускается из внимания очень важный факт — всякий раз, возвращаясь в воспоминании в неприятную или болезненную ситуацию, человек ищет себе оправдание, утешение.
И именно это желание и ведет к потере силы при каждом таком возвращении. Оказывается, что «съедает» силу не столько само по себе воспоминание, сколько его мотивационная окраска.
Стоит только перестать изо всех сил стараться во что бы то ни стало оправдать себя в любой ситуации, и воспоминание превращается из врага в друга. Тогда оно становится возвращением в ситуацию и извлечением из нее «урока», доведение ситуации до логического конца и разрыв ее энергетических ограничителей. При этом память освобождается от груза ответственностей и связей, созданных воспоминаемой ситуацией.
Общеизвестно, какое большое значение придают именно воспоминаниям, оформленным специальным образом, «перепросмотру» латиноамериканские традиции.
Не будем сейчас углубляться в анализ их техник, отметим только, что для них «перепросмотр» является прежде всего энергетической, а не психологической практикой. И в этом они, несомненно, эффективны и успешны.
Аналогичные идеи высказывал и Гурджиев — его «возвращение долгов» по смыслу очень близко кастанедовской «рекапитуляции».
Важнейший вопрос с точки зрения мага заключается в том, зачем определенные воспоминания возвращаются.
Очевидный ответ заключается в том, что события, возвращающиеся в воспоминаниях, в сове время были «недопрожиты», недореализованы, и все, чего они хотят, это быть завершенными.
Поэтому, возвращаясь в событие и перепереживая его, можно добиться реализации смысла этого события и, вместо того, чтобы терять силу в нем, получить реализованную потенцию.
Неудивительно поэтому, что техники воспоминаний, существовавшие в древних обществах (и далеко не только у американских шаманов) были направлены именно на обеспечение такой реализации, а значит — освобождения от обязательств, наложенных необходимостью этой актуализации. Понятно, что вполне логичным завершением такого цикла воспоминаний, то есть «доделывания недоделанного» была ритуальная «смерть», то есть завершение определенного цикла существования. И следовавшее «воскресение», возрождение знаменовало выход на новый виток спирали развития. Так, в северных традициях посвящаемого таким образом закапывали, в восточноазиатских — замуровывали в пещеру, и проводили при этом почти натуральные процедуры похорон.
В связи с этим становится очевидным, что главной задачей воспоминаний мага является именно очистка от «недопрожитых» действий и событий, очистка своего существа,и, конечно, упорядочивание созданных этими событиями связей.
Однако большая опасность заключается и в том, что, избавившись от «оправдывающего» взгляда на события и став лицом к лицу с самим собой, со своими настоящими мотивами и желаниями, чаще всего человек сталкивается с довольно неприглядной картиной, которая наносит болезненный удар самооценке. Известно, что даже психоаналитик, не одаренный должным тактом и интуицией, может буквально погубить пациента, сообщив ему подлинные мотивы его поведения. И тут очень важным является понимание того, что воспоминание не только не должно быть направлено на выгораживание себя, но оно также и не должно служить самобичеванию. Единственной главной задачей его должно быть завершение и отпускание событий, направленное на очищение и прекращение оттока силы. Действия и события не должны восприниматься как «плохие» и «хорошие», они должны быть рассмотрены как нуждающиеся в завершении, и при этом именно в личном завершении. То есть, мотив должен быть таким: «раз уж я стал на этот путь, я должен дойти до его конца». И обнаруженные проблемы — это не повод к сожалению, а это руководство к действию. Любая попытка бегства от ответственности («это не я», «я не упал, меня уронили» и т.п.) чревата повторением проблем, их наворачиванием в снежный ком и сход лавиной.
Итак, независимо от того, какой традиции придерживается человек, очевидна необходимость в психологическом «возвращении» к ключевым событиям и объектам его жизни, которая обеспечивает логическое завершение цикла его существования и готовит к переходу на следующий качественный уровень бытия.
Нужно отметить, ситуацию с самобичеванием порой усугубляет осознание того факта, что все наши поступки, в том числе неприглядные, отпечатаны в вечности и в определенном смысле существуют, разворачиваются ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. И в этом ракурсе завершенность или не завершенность может показаться не существенной. Факт был(есть)? Был(есть)! А вспоминание этого факта еще и умножает его в истории!
Но, как уже здесь отмечалось, этот же факт, в случае завершенности, может быть таким же вечным источником силы и вдохновения т.к. содержит определенный урок, а значит и опыт осознания.
Таким образом выходит, что все уловки «паразита» по угнетению осознания так же являются необходимой компонентой развития осознания. «…продолжение пути требует спуска, возвращения в “менее продвинутое” состояние…» !?
Что в таком случае может означать отсутствие навязчивых воспоминаний без совершения операций по их устранению?
Это может означать то, что недоделанные дела и связи отсутствуют
Просто стало несколько подозрительно — не является ли это результатом деятельности паразита осознания. Ведь неизвлечение опыта из недопережитого события должно снижать уровень осознания, пусть и без растраты энергии.
то, что не сопровождается рассеянием энергии, все равно бесполезно для паразита осознания 🙂
Спасибо. На самом деле очень актуальный тезис.
Подозрения Ярослава кажутся мне вполне обоснованными. Практика показывает, что отсутствие навязчивых воспоминаний не всегда говорит об отсутствии недопережитых событий. Потеря энергии как правило связана с полным или частичным отсуствием сознания (по тому-то их и трудно вспомнить). Иначе это уже не потеря, а намеренный акт. Суть перепроживательных практик как раз и сводится к тщательному выискиванию недоосознанных моментов жизни и внедрению в них сознания. А паразиту, конечно же, выгодно уводить сознание от подобных воспоминаний.
Я бы не стал приписывать все тупики психики действиям Паразита осознания. Такой подход, на мой взгляд, несколько упрощает строение Психокосмоса. Для Паразита осознания, напротив, было бы очень выгодно приучать к воспоминанию недопрожитых событий, поскольку при их «допроживании» неизбежно рассеивается часть Силы, что и составляет пищу Паразита. Паразит осознания, хотя и является нашим главным внутренне-внешним врагом, но далеко не единственным. Всегда находится масса других желающих поживиться нашей неэффективностью, да и мы сами — далеко не идеал, работаем не так совершенно, как хотелось бы.