Воробей ли слово?
Разговоры о силе слов, заклинаний и четких словесных формулировок намерения многочисленны и многообразны. Многочисленны магические направления и школы, ориентированные именно на силу слова, например – Гальдр.
Тем не менее, в реальной практической жизни люди относятся к словам крайне безответственно.
Кому не приходилось, бросив опрометчивую фразу в полемическом задоре, затем горько сожалеть о ней?
Однако есть особая категория словесных формул, сила которых настолько велика, а последствия – настолько масштабны, что относиться к ним легкомысленно – значит своими руками копать себе могилу, причем как в переносном, так и в прямом смысле.
Речь идёт о так называемых магических утверждениях, среди которых — клятвы, благословения и проклятия.
Фактически, именно на силе магических утверждений основана Магия Гальдра, они лежат в основе многих заклинаний, эвокативных или инвокативных формулировок.
Идея о том, что определенные словесные формулировки могут обладать большей силой, чем обычные слова, является прямым следствием представлений о порядке творения: от идей к объектам. Слово – тело мысли, которая, в свою очередь, является воплощением идеи – представляет собой аналог воплощенного объекта, а значит, по закону аналогий способно управлять самим объектом.
Понятно, что все словесные формулировки, опирающиеся на смысловую нагрузку, проявляют себя исключительно через сознание того, кто их произносит и/или того, кто их слышит. Но эта же сила может попасть в плен неосторожно произнесённых слов.
То, какую силу имеют слова утверждений, отражено уже в знаменитой трилогии Эсхила «Орестея». В трагедии Клитемнестры, Агамемнона, Электры и Ореста повинны боги, которые прокляли их род (как и род Эдипа). Поэтому поведение героев является следствием проклятия, а не их субъективных желаний.
Считается, что проклятия обладают большей силой — и поэтому более опасны — когда их насылают люди авторитетные, например, жрецы или члены королевской семьи; люди, владеющие магическим искусством, например, ведьмы, колдуны и маги; люди, которые не могут отомстить другим способом, например, женщины (в большинстве обществ), бедняки, больные и находящиеся при смерти. Проклятия, произносимые на смертном одре, обладают наибольшей силой, поскольку вся жизненная энергия проклинающего уходит с этим проклятием.
Но если к проклятиям или благословениям обычно все-таки прибегают более или менее ответственно, то третий вид утверждений – клятвы – нередко произносятся налево и направо, хотя их сила не меньше.
Не только маги, но и многие мыслители, религиозные деятели знали о силе клятв. Одной из первых против клятвы выступила древнеиудейская религиозно-политическая партия ессеев. Ессеи не признавали любую клятву, и поэтому Ирод при вступлении в правление Палестиной даже освободил их от присяги. Отрицали клятву вальденсы, лондонские бедняки, которые были последователями религиозного направления, появившегося в XII веке во Франции в среде крепостных крестьян. Квакеры, анабабтисты, меннониты и многие другие христианские секты также не признают никакой клятвы.
В своей книге “В чем моя вера” Л.Н.Толстой пишет
“клятва сама по себе кажется не преступною, но от неё подпадают осуждению и поэтому не клянитесь никак… не присягай никогда, никому и ни в чем. Всякая присяга вымогается от людей для зла”.
Многие мудрецы предостерегают от принятия обетов. В иудаизме для давшего под влиянием обстоятельств обет наилучшим выходом из положения считается обратиться к авторитетному раввину с просьбой освободить его от обета.
Даже не выраженные в форме клятвы обещания налагают на человека множество ограничений. Сказав однажды «я никогда не…» и позабыв об этом, многие удивляются, почему у них в жизни возникают какие-либо тупики. А между тем эти тупики – как раз следствие данных себе (или другим) обещаний.
На деле оказывается, что очень большая доля проблем, непреодолимых преград и сложностей, возникающих перед путником, связаны именно с данными им когда-то обещаниями.
Множество магов погибло из-за данных ими духам или демонам обещаний, которые эти же демоны и помешали выполнить.
Поэтому для мага очень важно понимать, что данные обещания придется обязательно выполнять, поэтому нужно тысячу раз подумать, прежде чем пообещать что-то. Клятв же лучше вообще избегать, поскольку их действие еще более императивно и чревато большими сложностями в случае невыполнения.
Можно ли давать обеты самому себе? Даст ли это дополнительную силу для изменения себя?
Не думаю, что это даст «дополнительную силу» Скорей, это даст дополнительные угрызения совести при нарушении таких обетов. Лучше не обещать себе сделать что-то, а просто изо всех сил постараться сделать это.
А как себя освободить от данных себе или другим клятв и обещаний?
Так же, как от любых узлов из прошого — для этого есть рзличные подходы, например — Коло Велеса может быть для этого подспорьем.
Очень актуально для юридической практики.
Уважаемый Энмеркар, вы пишете
«Множество магов погибло из-за данных ими духам или демонам обещаний, которые эти же демоны и помешали выполнить.»
Я сейчас нахожусь именно в таком положении, и то, что я пришел к этой статье именно в этот момент моей жизни, я считаю, не просто так.
Однажды я тоже дал клятву, которую не смог сдержать. Это очень сильно сказалось на моем мире. Он словно дал трещину, которая ползет вперед, и при попытке заклеить которую, она лишь преодолевает заплатку и распространяется дальше, ломая мою судьбу и высасывая силы. Сейчас, когда я иду по своему Пути, я чувствую, насколько он разбит. Идти по нему больно и тяжело. И я знаю, что это происходит именно из за несдержанной когда то мной клятвы. Вот уже полгода прошло. Я все еще борюсь, но это становится все сложнее и сложнее. Чем дальше я иду, тем сильнее разбит мой Путь. Раньше я тоже встречал путников, которые шли по своему Пути, но рано или поздно они сворачивали с него, останавливались, прекращали идти и затем погибали. Мне казалось, что со мной такого не случится никогда. Но теперь я чувствую, что действительно могу упасть в бездну после очередного шага. Я пришел сюда в поисках совета. Что я могу сделать, чтобы исправить содеянное? Как я могу освободить себя от катастрофических последствий несдержанной клятвы? Есть возможность исправить ситуацию? Прошу вас, подскажите что лучше сейчас сделать.
Вам нужно срочно пересмотреть свой обет. Для этого всегда, во всех Традициях, существовал институт «Сжигателей долгов». Но даже если Вы не найдете того, кто сможет сжечь Ваш долг, Вам необходимо сделать это самому. Южная четверть Кола Велеса предназначена, в частности, и для таких случаев. Попробуйте применить её к себе.
Исходя из того, что слово — как в озвученное, так и в форме мысли, есть энергия, оно оказывает воздействие на проявленный Универсум — как Макрокосм, так и Микрокосм, или Психокосмос. Можно ли говорить о том, что озвученное слово имеет больше последствий в Макрокосмосе, а слово-мысль в Психокосмосе? Какова разница между воздействием слова произнесенного и слова-мысли?
Как же избавится от глупых обещаний, часто самому себе, о которых забыл за давностью лет, в тупиках которых находишься?