Волны жизни — волны Мудрости
Очень часто опыт увеличения количества Силы человека в результате взаимодействия с объектами природы суммируется и именуется «мудростью Природы». Однако так ли однородна эта Мудрость? Разберемся, что говорит Западная традиция по этому поводу.
Для начала определимся с самим понятием «Мудрости».
Словари говорят, что это слово состоит из двух частей. Первая часть «мудр» — означает «мать». Сравните, по-английски mother, по-немецки Mutter, по-французски mère, по-итальянски и по-испански madre, на санскрите mätár. Вторая часть «ость», русская форма определенного артикля, переводящая прилагательное в существительное (рад — ость, свеж — есть и т. д.). Таким образом, слово мудрость необходимо воспринимать как происходящее от матери, «заматерелость», «укоренённость». То есть имеющее глубокий, устоявшейся смысл, проверенный во времени.
Иными словами, Мудростью можно называть понимание своего места в мире и характера взаимодействий с этим миром.
Каббала также относит Мудрость к материнскому принципу, сопоставляя её с Третьей сефирой — Бина, и придавая её свойство произрождения. Это означает, что Мудрость — это состояние, когда система преодолевает своё «желание получать» и пробуждается к «желанию отдавать», это — пробуждение экспансивности в глубине аттрактивности. Система, преодолевая своё замкнутое состояние, входит во взаимодействие с окружающим её миром, и, в ответ на это взаимодействие, формирует своё отношение к миру.
Итак, получением Мудрости можно назвать процесс уточнения своего места в общей системе мироздания и изменение характера деятельности в соответствии с этим местоположением.
Теперь необходимо понять, как проявляется это свойство на разных уровнях существования Сознания. Мы уже говорили, что Западный миф рассматривает эволюцию сознания как совокупность проходящих «волн», каждая из которых соответствует определённому уровню развития сознания. В настоящее время, как считается, материальным мир является следствием прохождения четырёх волн Жизни, соответствующих «минеральному», «растительному», «животному» и «человеческому» уровням развития сознания. Понятно, что на каждом из этих уровней видение мира и своего места в мире (то есть — Мудрость) проявляется по-разному. Кроме того, на этот мир воздействуют также «вышележащие» формы сознания — творящие и порождающие боги.
На «минеральной стадии» мир не дифференцируется, и индивидуальное сознание не выделяется из общего потока. Поэтому «Мудрость минерала» — это осознание сущностного единства Природы.
На стадии «растения» происходит выделение индивидуальности, которая, тем не менее, воспринимается лишь как часть целого. Растение воспринимает мироздание как источник своего бытия. Иными словами, «Мудрость Растения» — это понимание себя как части общей гармонии Мироздания.
На «животной» стадии происходит противопоставление себя целому Мироздания, которое воспринимается не только как источник жизни, но и как причина смерти. Животное борется с миром за своё выживание. Поэтому «Мудрость животного» — это осознание мира как единства и борьбы противоположностей, жизни и смерти, где взаимное «поедание», с одной стороны, необходимо для выживания одних, но с другой — прекращает существование других.
На «человеческой» стадии развития Сознание начинает воспринимать мир как совокупность индивидуальных деятелей, каждый из которых имеет свои цели и задачи. Иными словами, «Человеческая» Мудрость — это понимание многокрасочности мира, сложности и многообразности взаимодействий в нём и осознание себя как равноправной ноты в мировой симфонии.
На следующих, более высоких, стадиях развития осознания происходит дальнейшее углубление и дифференцировка сознания, которая сочетается с развитием и синтетической способности.
Что же это означает на практике? А это означает, что, вступая во взаимодействие с разными Царствами природы, Маг учится видеть Мир шире и глубже, он может научиться у Камней чувствовать Единство Мира, у Деревьев — неуклонность развития Потока мироздания, у Животных — гармонии, которая рождается в борьбе, и, будучи человеком — Маг может научиться видеть Мир как сложную совокупность струн, звучащих в унисон.
Ещё одно важное проявление, следующее из «материнской» природы Мудрости заключается в том, что она рождает Любовь. На «минеральной» стадии любовь — это любовь «всего ко всему», на «растительной» — это любовь Частного к Целому, на «животной» — это любовь к сходным системам (своей семье и т.п.), и на «человеческой» — любовь индивидуальная, любовь одного уникального индивида к другому уникальному индивиду.
Вообще в каббалистической традиции Мудрость является атрибутом сфиры Хокма, а Бина — это Понимание. Впрочем это не сильно меняет суть вопроса, но акцентирует в понятии Мудрости Мужской Динамический Аспект.
Ну, на самом деле это — довольно произвольные нюансы переводов 🙂 И Хокма, и Бина можно перевести как «Мудрость», нужно только изначально договориться, что мы вкладываем в это понятие.
Опробывав и прочувствовав понял то, что необязательно находится вблизи объекта. Достаточно к примеру представить любое дерево, попросить дать силу и понять, как она влияет. Почувствовать отток или приток.Думаю это можно применить к любой органике. Интересно, можно ли так прочувствовать человека?
«вступая во взаимодействие с разными Царствами природы, Маг учится видеть Мир шире и глубже, он может научиться у Камней чувствовать Единство Мира, у Деревьев — неуклонность развития Потока мироздания, у Животных — гармонии, которая рождается в борьбе, и, будучи человеком — Маг может научиться видеть Мир как сложную совокупность струн, звучащих в унисон.» — четыре волны жизни в этом описании сходятся с тремя поколениями богов + поколение людей: Йотуны с минеральным царством, Ваны — с растительным, Асы — с животным. А если учесть, что Асы делятся на два поколения — создателей и хранителей, то младших асов можно посчитать за четвертое поколение богов. Как минимум, сродство в описаниях в Вашем блоге довольно сильное.