Верность как Путь восхождения
Одной из важных гностических концепций, описывающих Путь восхождения сознания от омраченного, «плененного» состояния – к своей идеальной природе, к чистоте Божественного Духа, является идея «Верности» (греч. Пистис, Πίστις, фр. Фуа, Foix, нем. Лензайт, Lehnseid).
Эта идея возникла из представления о том, что «субстанция» сознания, которую гностики именуют «Мудростью», «Софией» — «пала», то есть – омрачена в результате неверной интерпретации собственного положения. Другими словами, до тех пор и в той мере, в которой сознание не видит, не идентифицирует свое место как единичного модуса самопознания Абсолютной реальности – оно омрачено, «бесплодно», «Ахамот». То есть, «верным» состоянием сознания является активность в нем двух потоков – «нисходящего», именуемого Пронойей (или Мезла), и выделяющего данный поток сознания из мирового непроявленного Единства, и «восходящего» — Эпинойи, возводящего актуализированное, познавшее себя, сознание, обратно в единство Плеромы.
Соответственно, очищение или «возведение» сознания и подразумевает два важных осознания: 1) что сознание в своем текущем виде «омрачено», и 2) что его основа – чиста и божественна. Именно эти «открытия» и лежат в основе гностического восхождения сознания к своим высшим состояниям, именуемого «Пистис София» — «Верность Мудрости», описанного, прежде всего, в одноименном кодексе, а также в других текстах.
В Средние века это гностическое представление превратилось в знаменитый ритуал вассальной преданности («оммаж», hommage), который, собственно, и включал (хотя и в профанизированной форме) эти два осознавания: себя как единицы и себя как части феодальной целостности.
Так или иначе, но представление о «верности» сознания самому себе – то есть, о его самотождественности и ощущении связи с Единым, является не просто концепцией, но технологическим подходом, позволяющим очистить, «исправить» сознание.
Другими словами, если говорить о «пистис» как энергии, то есть как о чем-то ощутимом и измеримом, то можно сказать, что пистис – это основа для накопления «заслуги» — энергии Пути.
Когда Христос в «Пистис Софии» подробно описывает, как Он обнаружил потерянный Эон мудрости где-то на «13 небесах», а затем – возвел к божественным высотам, речь идет именно о таком очищении сознания: пробужденный Дух обнаруживает, что актуальное «ведение» омрачено, что оно не осознает себя и мир в должной степени, и, соединяясь с ним – «возводит», очищает его и превращает Софию Ахамот (через Пистис Софию) – в Софию Эонас, то есть в «Мудрость Вечности».
Примечательно, что в этом Христу помогают «Два Света», которые иногда отождествляются с Архангелами Михаилом и Гавриилом, и, очевидно, представляют собой две светоносные способности сознания – «чистый» Разум и «чистое» чувство.
Также важным представляется и то, что текст именует порабощающие сознание архонтные силы двумя терминами – как «дерзость» (Аутадес) и «ложную ценность» (буквально, поддельный бриллиант, «Адамас»). То есть, в восхождении Софии ей мешает 1) привязанность к материальному (текст говорит, что его желание — править всеми материальными эонами), и 2) неверная оценка того, что важно, а что – второстепенно. Именно эти два заблуждения, согласно «Пистис Софии» и задерживают Мудрость в мирах Хаоса. Соответственно, если победить «дерзость» — чистым желанием («Кто как Бог» — Михаил), а «фальшивые ценности» — верным ощущением единства и иерархичности мироздания («Сила – в Боге» — Гавриил), то можно вырвать Софию из лап Хаоса и возвести ее к «верховным эонам».
Таким образом, если хорошо помнить о том, что гностицизм – это не просто религия или философия, а – технология освобождения сознания, и подходить к гностическим текстам не просто как к философским произведениям, но как к практическим руководствам, можно почерпнуть оттуда немало совершенно конкретных советов о том, что и как нужно делать для того, чтобы вернуть сознанию его истинную природу, а затем – и привести его к конечной цели – актуальному, свободному, плеромному единству.
В современном мире набирает обороты так называемое «клиповое мышление». Поколение, воспринимающее информацию в формате рилсов, уверенна, не будет вгрызаться в гностицизм в том формате, в котором данное учение было создано.
Отдельное спасибо за такую мудрость и знания о гностицизме как технологии освобождения!
Гностицизм останется для магов, ровно как и Каббала. А новое поколение если и произведёт мага, то он точно будет по старому читать книги и зависать больше с костром, нежели в виртуальных играх и т.п.
А Пистис София несёт отличную опору для развития. Культивация двух имён Архистратигов, их отпечатывание, ношение на себе, внесение их в ритуалы, упрочнение связи с ними — вот хорошее подспорье для выхода из омрачений