Убить будду
Стремление к последованию, повторению кажущихся успешными и выигрышными стратегий является естественным следствием поточности сознания.
В самом деле, сознание всегда включено в те или иные потоки: логосы, эгрегоры, линии, школы, семьи и т.д. Будучи одновременно частью и целым, индивидуальное сознание всегда взаимодействует с этими потоками, вовлекается ими, и находит себя лишь тогда, когда может сбалансировать, найти средний путь между полной поглощенностью и полной отделенностью.
Мы уже не раз говорили, что огромное количество дестракторов рождается из нарушения этого баланса в любую из сторон, и все они уводят из состояния эффективности, приводя к потере себя, своей индивидуальности, своего уникального Пути.
И полностью противопоставляя себя потокам, и полностью растворяясь в них, сознание теряет гибкость и безупречность.
И еще одним из дестракторов, приводящих к таким потерям, является состояние, которое традиционно именуется «тенью Учителя».
Когда человек встречает Мастера, чей Путь кажется более или менее созвучным личному Пути человека, этот человек попадает в поле барака этого Мастера, и рискует, потеряв контроль, быть вовлеченным в поток этой барака.
Образы всех великих Учителей и Мастеров чрезвычайно притягательны, однако эта притягательность таит в себе и опасность потери своего света в «тени Учителя». Вместо того, чтобы искать и развивать свою индивидуальность, ученик рискует стать лишь копирователем, воспроизводящим слова или дела Учителя, заменяющим свои битвы – воспроизведением его битв, а свои решения – рассуждениями о его решениях.
Отметим, что возможны четыре разных способа взаимодействия ученика с потоком сознания Учителя.
Первый – ознакомление. При этом Ищущий знакомится с образом мысли и действий Учителя, получает опыт от взаимодействия с его потоком, критически и творчески осмысливает и использует этот опыт для построения своего собственного Пути.
Второй – это вовлеченность. При этом ученик попадает под власть силы потока сознания Учителя (или Учения) и превращается в его «фаната», теряя свою индивидуальность.
Третий – это изучение. Оно имеет место тогда, когда учитель дает личные наставления для данного ученика в данном состоянии, но при этом не принимает ответственность за то, как ученик воспримет и применит его наставления. Учитель говорит то, что должен сказать перед лицом Силы, но предоставляет ученику свободу интерпретаций своих слов.
Четвертый – это обучение. Оно имеет место тогда, когда ученик принимает учителя как свой источник Силы, а учитель воспринимает ученика как своего наследника. При этом происходит объединение их энергий и замыкание Цепи преемственности.
Понятно, что первый и третий варианты являются самыми распространенными конструктивными способами взаимодействия, второй – является плодом дестрактора, а четвертый – редко встречается и не нуждается в общем обсуждении.
Тем не менее, грань между разными способами нередко размывается, и ученик не замечает, как от ознакомления переходит к изучению, или попадает в вовлеченность, принимая свои иллюзии за конструктивные изменения.
Однако если только цепь ученической преемственности не замкнута, если только не произошло личного и однозначного объединения энергий Учителя и Ученика, любое снижение критичности является деструктивным.
Любой Путь, любое Учение, с которым знакомится или которое изучает ученик, должно проходить сквозь творческий анализ его сознания, соизмеряться с его личным опытом, с голосом его сердца.
Любые вовлекающие воздействия, происходят ли они от демонов либо от бараки учителя должны тщательно отслеживаться и пресекаться. Магический Путь – это путь индивидуализации, и любые копирования, любые некритичные принятия должны быть исключены.
Понятно, что «слепое следование» в равной степени губительно как для ученика, так и для учителя. Тем не менее, нередко можно встретить ситуацию, когда тот, кто прошел несколько шагов по Пути, стремится быть учителем и вовлекать в свой поток других, нанося таким образом урон и себе, и окружающим.
У мага нет авторитетов, кроме его собственного сердца и его личного учителя.
Все мудрецы, все мастера, все просветленные, все будды для него – опыт, подлежащий анализу и осмыслению.
Именно такое «отсечение» некритичного принятия называется в дзен-буддизме «убийством будды».
Речь идет о том, что любой авторитет, любое учение, любая энергия должна приниматься лишь после анализа и лишь в той мере, в которой она соответствует индивидуальным задачам и Пути данного существа. Никакой авторитет не заслуживает доверия лишь потому, что он — «авторитет». Мерилом и критерием может быть лишь собственное сердце Путника.
Действительно, попасть в вовлеченность не так сложно, особенно если привык скорее копировать, чем наживать свое. Однажды после достаточного пребывания на этом блоге заметил, что всё больше полагаюсь, говорю, пишу и действую согласно опыту автора, при этом не имея своего мерила в той или иной теме. Тогда стало понятно, что пора отслеживать мысли, действия и проверять источник, из которого они приходят, тогда я в шутку назвал это «Убить Энмеркара» 🙂 Но это конечно относится ко всем знаниям, проверка простая: есть ли у тебя личный опыт в данном вопросе или нет? Если нет то и обсуждение его будет бесполезным. Основным конечно, в чем это выражается, является желание всех научить «как правильно», при этом самое смешное, что сам то ты в действительности и не знаешь «как». Самое сложное в такой момент заметить этот эмоциональный порыв и погасить его.
Кажется в современном мире более насущна другая проблема — когда информации становиться слишком много и очень много кто пытается объяснять Магию. Подступаются к ней каждый со своей системой, терминологией и общим взглядом. И тем, кто пытаются сложить весь этот пазл вместе, приходиться просачиваться через все большее и большее количество ложных тропок. Да, бывает чувствуешь когда Сила ведет и нужные книги, идеи завершающие смысловую композицию буквально сами падают в руки, и вообщем правильно, когда с развитием количество используемых элементов увеличивается, но если сравнивать Магию с рисованием, то интуитивное развитие всегда дает гораздо больший отклик вместе с академическими основами, которые в Магии в отличии от рисования найти все сложнее, и этой, все увеличивающией количество поступающей информации, зачастую конфликтующей, нужно русло, направление, нить для своих бусинок знания и вот за что люблю этот блог, так это за отказ от навязывания своего Пути как едино верного:) Коротенькие сентенции, как независимые волокна, из которых можно свить нечто свое не несут такого сильного оттенка личности говорящего как целые системы предлагаемые некоторыми и опасности зависимости несут меньше. Гораздо больше опасности сейчас мне кажется в экспоненциальном росту интернета уровне роста разных обманок, которые притворяются туннелями Силы, а на деле могут стать Ее якорями.
Очень полезный и конструктивный материал.Как показывает практика,Ученику все же необходимо переодически впрыскивать порцию Силы с целью стимуляции и эволюционного движения.К сожалению,как показал опыт не-многие способны к действительно индивидуальному движению,а в отличие от многих занявших потребительскую позицию к Пути.Поэтому,как у Учителя есть и остается право стимулировать(«пинать») застрявших Учеников,хотя конечно нет более отрадной картины ,как самодостаточный и идущий своим Путем Ученик.
ЕЦ
Мы с товарищем как раз соображали на эту тему. Кроме солидного тутошнего определения — Ученики, есть те, кто просто прямо таки цепляется за пятки. ученики, которых подкидывает нам жизнь. И ведут они себя по разному и чаще даже ругаются и воюют, из желания знать и иметь хоть какое-то отношение на самом деле. И это очередной бинер — отшвыривать их — вроде как отшвыриваешь самого же себя. Мне один представитель восточного пути сказал на мои изыскания «не обращай внимание, такова их природа — это как мухи». Но такова же и моя природа и я не муха и ледяное сердце мне ни к чему. Они, эти люди, желают жить и научиться, пусть даже вот таким неприятным образом. Отшвыривать нельзя — одна из сторон бинера, жалеть нельзя — другая сторона. Притвориться что их нет — тоже никак нельзя) И дело даже не в бинере а в том что вопрос для человека не решается и не решается для тех, за кого цепляются. Потому что поток не иссякает — всегда кто-то тянется.
Я пожелала узнать как с ними быть. Найти чистый способ взаимодействия.
По технике — ответ оказался прост — инициировать мыслительный процесс и осознание. Что невозможно кстати сделать сентенциями и объяснением логики. Осознание происходит от вопросов, создания ситуаций (для тех кто захочет зарыться поглубже) или сказок с сюжетом. Желательно на основе их же жизни. Такой вот дзенский метод)
И еще мы обсуждали, «кормить» ли их. Имеется в виду — поддерживать ли хоть как-то, потому что тут опять эквилибристика. И посчитали что если и хвалить — давать им положительное подкрепление в любой форме, то нерегулярно. Чтобы знали вкус нормального, но видели проблематику. Это мы параллельно читали книгу Серкина, и припомнили как там человек замерзал зимой, от того что мало и не то запас. «Покармливай, но нерегулярно и без системы. Чтобы он тебя не ждал»
Так вот. Для любителей задавать вопросы и все проверить и поворошить -заранее отвечу на вопрос «А откуда ты знаешь?». Знаю, я учу людей 10 лет, умудряясь говорить не из двойственности и быть результативной. Даже как-то одного гримера оперного театра выучила, сама не пользуясь косметикой. И это не один человек конечно, а целая кучка — получивших то, что хотели. Я просто задавала вопросы и иногда что-то подкидывала.
Еще по опыту я считаю, что учить стоит тех, кто пришел сам. Высиживание и выискивание учеников — говорит о том что ищет их эго. Был бы человек готов — давно бы сами появились ученики. Ровно как и наоборот. И тогда результатом становится рост Силы. При верном подходе, я думаю что у всех участников процесса.
Еще отмечу, что обучающее взаимодействие, один из самых здоровых на мой взгляд, возможных в этом пространстве способов. И важный компонент таких штук как дружба и любовь.
И что бывают просто попутчики и по факту, все, с кем мы столкнулись в явной форме — кем-то нам приходятся. И что узнавание происходит часто из-за симптомов, одного из своих лучших друзей и самых преуспевших скажем так, я подобрала в состоянии которое мне было хорошо знакомо. Но после трех лет тесного взаимодействия и взаимного обучения — никакого общего пути у нас не осталось — отрезок пройден и каждый живет свое. Что касается этого мифического четвертого способа обучения, не так уж он и мифичен, просто разобрать это и увидеть и начать с обоих сторон бывает очень сложно. Это может быть человек с незнакомыми симптомами на текущий момент) и вообще видеть и знать все по другому. Вопрос в конечном пункте, куда он направляется. И в смелости это взаимодействие начать. Не такая уж редкость — общие пути. Просто мало кто смотрит именно таким образом, все равно, по большей части выглядываем из окошка текущего этапа пути и ищем у кого похожие истории.
Добрый день.
Без уточнения понятийного аппарата приводимые Вами цитаты имеют мало смысла и мало силы. Точно так же, как неверное понимание «Калама-сутры» (постулат о необходимости проверки теоретических положений, учений, заповедей, догматов и теорий на меру полезности для самих практикующих при неумелой интерпретации оборачивается ошибочным постулатом «необходимости все и всегда проверять и быть скептиками) может принести больше вреда, чем пользы, цитирование слов из Риндзай-року (Линьцзи) может иметь смысл только в контексте буддистского учения и только в контексте принятия Четырех благородных истин и соответствия воззрений Четырем признакам буддийского учения (иначе оно, имея мало силы и смысла, может еще и быть понято неверно невежами и профанами).
Кроме того, Вы цитируете слова, изначально относящиеся к Чань-буддизму эпохи Тан. В чаньском (дзэнском) учении тексты важны, но еще важнее — личное взаимодействие наставников и обучающихся, без которого ни коаны, ни притчи, ни слова не имеют смысла.
Вопрос о допустимости обсуждения закрытых буддистских методик без достаточных посвящений и оснований остаётся открытым.
А бывает так, что тень, относящиюся к Чань- буддизму эпохи Тан уже чувствуешь, а света еще нет?
Интересно, что слово «профан» означает не допущенный в храм.
Почему не допущенный? За что? Неужели только за то, что не может невежда цитировать Риндзай-року?
Знание о прошлых воплощениях уже в той или иной степени предполагает благое состояние сознания.
Слово «профан» имеет смысл лишь в контексте магии. В контексте буддизма — нет. Поскольку все живые существа стремятся к благому и избегают неблагого. Поэтому все живые существа имеют право изучать Дхарму — при условии, что обладают свободным от недостатков восприятия сознанием.
Допущение или недопущение не всегда связано со степенью ясности сознания: еще в танскую эпоху известны случаи, когда одни люди не допускали других просто из зависти (как в случае с Хуэйкэ).
большое спасибо автору этого блога.знание коим вы делитесь не вызывает у меня никакой критичности.вы действительно пишете о том через что идете.это заметно по слогу изложения.вы филигранно увязываете,несвязуемое.при этом никому ничего не навязывая..и не доказывая.путь труден,а изложение легко.
Присоединяюсь с благодарностью..! — Доброго, Светлого Пути…
Спасибо, тема сделала для меня ясными некоторые аспекты поведения моего Учителя.Критичности мне явно недостаёт 🙂
По теме статьи хотелось бы добавить, что в каббале так же присутствуют, схожие понятия, а именно состояние катнут, когда учеником сознательно не используется три высшие сфиры своего парцуфа, заменяя их тем, что исходит от более высшей ступени — Учителя (Мастера).
Хорошая статья, в некоторых статьях грубовата — но идея хорошая. Сейчас люди без разбору бросаются во все крайности, верят всякому бреду — а потом жалуются что в жизни все плохо. Мир энергий сложен.
Благодарю Энмеркар. Статья, на мой взгляд, полезная, правда только для тех, кто идёт своим Путём. Человек ищущий знания посредством своего сердца, учитывающий чужой опыт и внешние знания, но использующий их для создания своего собственного метода познания и применения обретённых знаний, застрахован от поклонения кумирам, но всегда открыт для разумного сотрудничества, ради достижения общих гуманистических целей.
Чтобы ни говорили и что не придумывали. Как бы не сочиняли и не олицетворяли свои мысли , как бы ни претворяли свои идеи и мировоззрения… Всё начинается с первого шага . С первого Шага. И на семинар всех Эн зовет не просто так.
Что насчет цитат и мыслей) Тут внизу написано «если мысль сказана, воплощена — так ли уж важно — чьими словами?» Главное, чтоб она была осознанна…
А как быть с проблемой следования авторитету — непослушания)Бывает еще и так, что сначала все нормально….Ученик — Учитель — идиллия, а потом включается какое-то противостояние(наблюдала такое со стороны) и это может объясняться, как «убить будду», как желание освободиться от тени учителя, но на самом деле будет иметь другие корни…