Три поворота колеса познания
По какому бы пути развития не шла эволюция сознания, с точки зрения процесса проявленного бытия она включает три принципиальные стадии: утверждение, отрицание и интеграцию.
Собственно, деление Пути на Соискательство, Адептат и Мастерство, как и деление Футарка на три атта, и алхимической трансмутации на три Превращения (нигредо, альбедо, рубедо), так или иначе описывает процесс развития с позиции этих общих закономерностей.
С точки зрения рассматриваемого нами Мифа задачей и содержанием процесса проявленной эволюции является вхождение сознания в бытие и их взаимоактуализация, которая и происходит через ряд очевидных и, в значительной степени, универсальных стадий. Как только из мирового Единства выделяется первичный бинер субъект/объект познания, сознание начинает процесс дифференциации бытия, погружения в него, что и ведет, в итоге, к их взаимообусловленной актуализации и дальнейшей интеграции.
При этом сперва сознание, погружаясь в среду бытия, «запутывается» в ней, перенимает ее свойства, отождествляется с нею. Пройдя полностью и исчерпав этот путь отождествления, сознание неминуемо обнаруживает свою иноприродность по отношению к среде, а потому неминуемо вступает на путь отрицания, самовыделения из среды и самоутверждения как самостоятельной самоопределяющейся стихии. Однако, как только сознание завершает этот процесс дистилляции, как оно обнаруживает, что без объектов, на которые оно может быть направлено, оно само не имеет актуальности, а потому – в второй раз входит в среду, однако уже не сливается с нею, а структурированно познает, интегрирует ее потенции со своими качествами.
Каждый из этих поворотов колеса развития может быть рассмотрен как совокупность ряд стадий (обычно их выделяют 8 или 12), позволяющих четче осознать сущность происходящих там процессов. Коротко остановимся на этих стадиях.
Итак, все начинается с первичного контакта бытия и сознания. Поскольку на этом этапе и среда, и сознание еще всецело потенциальны, «пусты», само содержание их взаимного согласования неочевидно и не имеет цели и направления. Эта стадия традиционно именуется «тоху ва-боху», «безвидна и пуста», то есть – отсутствие осознания (тоху) означает и отсутствие бытия (боху), поскольку, как мы уже говорили, «познавать» и «творить» означает одно и то же действие. Эта «безвидная», но уже вполне «реальная» среда традиционно известна под названием «Межмирья«, составляющего всеобщую «изнанку» существования.
Погружаясь в среду, сознание начинает проявлять там свою выдифференцирующую, структуризирующую активность, создавая поток форм. Этот процесс соответствует рождению Реальности из беспорядочного Сновидения. На следующем этапе, собственно, возникает поток осознания как таковой, процесс установления соответствий между познающими возможностями сознания и познаваемыми потенциями среды. Этот процесс включает проявление логосов — «именование», то есть – выделение отдельных объектов как самостоятельных систем в фокусе сознания. Как только осознаны/созданы объекты, возникает взаимодействие между носителем сознания (выступающим как субъект) и средой (совокупностью объектов) – акт перцепции. Это взаимодействие, в свою очередь, ведет к возникновению в сознании «откликов» на контакт с объектом, ощущения и эмоциональные реакции. Поскольку взаимодействия многочисленны, а реакции обильны и насыщенны, именно на этом этапе и возникает ощущение зависимости сознания от бытия, утверждение привязанности и потребности во все новых стимулах для сознания. Обычно этот этап растягивается на неопределенное время, тем более, что каждое взаимодействие ведет к очередным контактам, а значит – и очередным реакциям, все сильнее усиливая «увязание» сознания в среде. Тем не менее, если процесс сопряжения бытия и сознания происходит более или менее эффективно, рано или поздно он утрачивает свою притягательность, как говорят, мир «исчерпывается» для сознания, становится ему все менее интересен, что и приводит к «первой смерти» или преодолению «первой пропасти».
На этом этапе сознание обнаруживает свою «исходную» по отношению к бытию природу, свой примат над средой, а потому – вступает на путь отрицания ценности среды, ее «иллюзорности». Это ощущение может быть более или менее четко сформулировано и оформлено в самом сознании, но независимо от этого, именно оно является двигателем для самоидентификации сознания, поиска своей природы, определения своих качеств, своей индивидуальности. Без этого четкого осознавания природы сознания оно так и останется «растворенным» в среде, а его носители – будут лишь объектами чужих осознаний, продуктами чужих описаний, не имея опоры в себе самих. Обнаруживая себя, акцентируясь на себе, сознание приобретает те необходимые свойства независимого субъекта, которые, собственно, придают ему качества существования, способность к свободным взаимодействиям, а потому – вырывают из зависимости от реакций на условия среды. Точно так же, как на первом этапе, этот процесс включает определение своих свойств, контакт с ними, их градацию и (при необходимости) трансформацию. Эта стадия (адептат, альбедо), позволяет сознанию обнаружить себя само, определить себя, а потому – оно переносит внимание на само себя, а, соответственно, объектом сознания оказывается уже не среда, но – его собственные качества и характеристики.
Тем не менее, точно так же, как на этапе зависимого «погружения в мир» возможности эволютивного взаимодействия среды и сознания были ограничены первичным контактом, а потому постепенно исчерпывались, на этапе «саморефлексии» субъект/объектные отношения внутри самого сознания также ограниченны. Рано или поздно сознание выясняет, что в нем самом доступны для осознания лишь те свойства и качества, которые актуализировались в ходе «первого погружения», при взаимодействии сознания со средой. Те качества, которые не были при этом проявлены, так и остаются потенциями, не имеющими реальной активности. Другими словами, сознание вновь обнаруживает свою «зависимость» от бытия, свою обусловленность бытием, и все его представления о собственной светоносной и божественной природе рушатся. Этот этап знаменуется достижением «второй пропасти» в которой сознание либо вновь возвращается в исходное состояние «тоху ва-боху», а затем – вновь погружается в круговорот бытия, либо – выходит – на следующий уровень своего развития – достигает Мастерства.
Другими словами, на пути развития поначалу неизбежно человек погружен в мир, не чувствует своей отдельности от него. Мир увлекает его, кажется ему ценным и важным. Однако постепенно это ощущение рассеивается, ценности мира кажутся все более иллюзорными, и, после кризиса, наступает второй этап – этап «духовности». На этом этапе, наоборот, единственной ценностью кажется «дух», «божественное», «горнее», а мир бытия воспринимается как «греховный» или «иллюзорный». Но рано или поздно и этот этап заканчивается ощущением пустоты, неудовлетворенности, из которого человек либо «возвращается в мир», отбросив «духовность» и вновь погружаясь в круговорот «простых ценностей», либо – переживает новый жесткий кризис, трансформацию – и переходит в новое состояние.
В случае, если преодоление Бездны привело к переходу на стадию Мастерства, сознание также возвращается в мир, однако уже не как объект, но – как творческий субъект, открывающий в себе и мире все новые возможности для взаимоопределения, взаимоспоряжения и взаимоактуализации.
Отметим, что часто возникает путаница этих двух способов «возвращения» в мир. Нередко тот, кто потерпел поражение при встрече с Хоронзоном, провозглашает себя победителем, а свое возвращение – мудростью.
При этом, конечно, критерием победы являются не «совершенство» или «осознанность», трудно поддающиеся адекватной оценке, а – стремление к развитию, к дальнейшему продвижению, стремление к Пути. Другими словами, мы успешны не настолько, насколько «мудры»; мы успешны настолько – насколько неуклонно наше движение, насколько неостановимы наши устремления – в бесконечность, сквозь темноту, из темноты.
Спасибо Эн, приятно читать.
Наверное каждому магу находящемуся в стадии развития знакомо это ощущение, когда тебе становится тесно и ты как бы сбрасываешь кокон, как бабочка расправляешь крылья , сбросив с себя излишнюю навязчивость мира, ненужные связи.
В этот момент чувствовать себя не очень приятно, но потом возросшая сила и независимость просто удивляют.